Смекни!
smekni.com

«Значение догмата в жизни Церкви и в личной жизни христианина.» (стр. 2 из 2)

Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится повредить чистоту апостольского учения[10]. Мы имеем строгое указание Апостола: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11). Аналогично, против отвергающих основной христианский догмат — о Богочеловечестве Христа Спасителя, свидетельствует Апостол Иоанн: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4, 3).

Важное значение догматического учения состоит не только в том, что оно ложится в основание умозрения или мировоззрения верующего, догматика указывает также цель и путь духовной жизни, направляет эту жизнь в определенное русло. Поэтому изменение человеком своей догматической позиции обуславливает соответствующее изменение всего строя его духовной жизни[11]. В. Лосский пишет: «Если политическая доктрина, преподанная политической партией, может в такой степени формировать умозрение, что появляются разные типы людей, отличающиеся друг от друга нравственными и психическими признаками, то, тем более, религиозный догмат может изменять самый ум того, кто его исповедует: такие люди отличаются от тех, что формировались на основе иной догматической концепции. Мы никогда не могли бы понять аспекта духовности какой-нибудь жизни, если бы не учитывали догматического учения, лежащего в ее основе. Нужно принимать вещи такими, какие они есть, и не пытаться объяснить разницу духовной жизни на Западе и на Востоке причинами этнического и культурного порядка, когда речь идет о наиважнейшей причине — о различии догматическом. Не нужно убеждать себя в том, что вопрос об исхождении Святого Духа или же вопрос природе благодати не имеет большого значения для христианского учения в целом, якобы остающегося более или менее одинаковым для римских католиков и, для православных. В таких основных догматах именно это «более или менее» и важно, ибо оно придает различный уклон всему учению, представляет его в ином свете, иными словами порождает иную духовную жизнь»[12].

Божественное Откровение свидетельствует о глубокой связи, существующей, в частности, между верой и христианской нравственностью, между догматами и заповедями. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», — учит Господь Иисус Христос (Ин. 8, 31-32). Так, с одной стороны, глубина и совершенство христианского вероучения открываются человеку по мере его духовного роста, по мере исполнения им евангельских заповедей, а с другой стороны, познание Божественной истины освобождает человека от власти греха.

Без веры невозможна устойчивая нравственность. Повреждение догматического сознания часто приводит к повреждению в области нравственной жизни. Верно и обратное, порочность нравственной жизни ведет к омрачению и искажению догматического умозрения. Так, неверие, нежелание языческого мира почтить и прославить Бога явились причиной того, что люди предались постыдным страстям (Рим. 1, 21-27). И наоборот, некоторые, отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19). Святые отцы не отделяли сферу сознания от духовной жизни человека. Не случайно к еретикам они относили одинаково и тех, кто искажает вероучение Церкви, и тех, кто не хранит заповедей Христовых[13].

Заключение.

Итак, мы рассмотрели значение догматов в жизни Церкви и в личной жизни христианина. Для Церкви догматы имеют непреходящее значение, поскольку именно они позволяют хранить истину, преданную Церкви, неповрежденной, оберегают ее от искажения еретиками. Кроме того, именно догматы приближают человека к Богу, способствуют его обожению.

Догматы — это не просто отвлеченные истины, которые достаточно воспринимать одним лишь умом. Это, по выражению прот. Л. Воронова, «разумные основы, на которых созидается духовно-религиозная жизнь»[14]. По меткому определению епископа Сильвестра (Малеванского), «кто идет против догматов Церкви, тот становится противником всей Церкви, посягающим на ее жизнь и целостность, а в то же время налагающим руки на свою духовную жизнь»[15].

Чистая и несомненная вера в догматы Церкви является жизненной необходимостью для каждого христианина. Быть непоколебимо верными исповедниками догматов не менее важно, чем жить благочестивой христианской жизни. Как говорил святой Кирилл Иерусалимский, «Сущность религии состоит из следующих двух вещей: из точного познания догматов благочестия и из добрых дел; догматы без добрых дел неприятны Богу, не приемлет Он и дел, если они основаны не на догмах благочестия»[16].


Список использованной литературы.

1. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Сергиев Посад, 1998.

2. Воронов Л., прот. Слово на литургии в Неделю 1-ю Великого Поста. Торжество Православия. 4 марта / 19 февраля 1990 г. // Христианское чтение. №11. 1996 г.

3. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 1 и 2. М., 1997.

4. Иустин (Попович), преп. Собрание творений. Т.2. М., 2006.

5. Кирилл Иерусалимский, св. Оглашение к новопросвещенным.
// Христианское чтение. 1848. Ч. 1.

6. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1893.

7. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.

8. Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Т.1. Сергиев Посад, 1910.

9. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т.1. К., 1878. С. 17.

10. Софроний, иером. Старец Силуан. Париж, 1952.

11. Флоровский Г., прот. Богословские отрывки // Вестник. Париж,, 1981. № 105-108.

12. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. [Электронный ресурс] http://www.pagez.ru/olb/04505.php


[1] См: Воронов Л., прот. Слово на литургии в Неделю 1-ю Великого Поста. Торжество Православия. 4 марта / 19 февраля 1990 г. // Христианское чтение. №11. 1996 г. С. 36.

[2] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 1 и 2. М., 1997. С. 20.

[3] См: Там же. С. 21.

[4] Флоровский Г., прот. Богословские отрывки // Вестник. Париж,, 1981. № 105-108. С. 185.

[5] Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. [Электронный ресурс] http://www.pagez.ru/olb/04505.php

[6] Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1893. С. 70.

[7] Иустин (Попович), преп. Собрание творений. Т.2. М., 2006. С. 32.

[8] Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 10.

[9] См: Там же. С. 10-11.

[10] См: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Сергиев Посад, 1998. С. 21.

[11] См: Софроний, иером. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 60.

[12] Лосский В. Н. Указ. Соч. С. 19-20.

[13] См: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Указ. Соч. С. 27.

[14] Воронов Л., прот. Указ. Соч. С. 36.

[15] Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т.1. К., 1878. С. 17.

[16] Кирилл Иерусалимский, св. Оглашение к новопросвещенным. // Христианское чтение. 1848. Ч. 1. С. 269.