Смекни!
smekni.com

: «Великий Пост и Пасха: символика Православных традиций» (стр. 2 из 4)

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

На шестое воскресенье Великого Поста празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением. На Всенощной после прочтения Евангелия освящаются молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение). На этот праздник разрешается рыба, елей и вино.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Страстная Неделя

Страстною седмицей называется последняя перед Пасхою - неделя Великого Поста. Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные.

По величию событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда вспоминают беседы Христа с народом. В Великую среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Иудой. В Великий четверг принято причащаться. В Великую пятницу вспоминается распятие Иисуса Христа и Его погребение. В Великую Субботу совершается воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

Православная Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения - Пасха - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Святой Григорий Богослов называет её царицей дней, праздником праздников и торжеством торжеств, превосходящим, как солнце звёзды, не только все человеческие и земные праздники, но и праздники в честь Христа. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом обходят вокруг церкви с пением. В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Воскресение Христово

В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.

Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Праздник начинается Христовым Воскресением, в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем. Служится особенная торжественная служба Светлая Пасхальная Заутреня. Служба начинается в полночь, когда духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру.С этим пением начинается крестный ход вокруг храма (три раза), с торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе» (три раза), и каждый раз молящиеся отвечают «Воистину Воскресе». Иногда это приветствие делается на других языках. Во время службы хор часто исполняет Пасхальный Тропарь:

Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ,

и сущым во гробех живот даровав.

Слово св. Иоанна Златоустаго.

После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и друг с другом. Обыкновенно здесь же возле креста, всем дают красные яйца. Заутреня продолжается около полутора часов. После Заутрени некоторые уходят домой и разговляются дома со своими родственниками и друзьями. Конечно, здравый смысл говорит, что для того чтобы чувствовать себя здравым и бодрым нужно перед Заутреней прилечь и поспать несколько часов. Это в особенности относится к детям.

Светлая Пасхальная Литургия

В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, которая продолжается около двух часов. Таким образом, пасхальное богослужение кончается после трех часов утра. Во время этой Литургии, молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются.

Светлая Пасхальная Седмица

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и так далее, а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу. Конечно, в Светлую Среду и Пятницу поста нет.

Пасхальный период

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!» Даже когда поднимают телефонную трубку, то не говорят «алло», а говорят «Христос Воскресе!» Весь этот период связан со многими обычаями и традициями, о которых можно было бы очень многое что написать и сказать.

Пасхальные обычаи

На первый день хозяйки - жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску - селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино. На сладкое - сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно, садятся за стол на полчаса, потом прощаются,и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается, чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости.

Пасхальная трапеза

Обрядовая сторона Пасхи находит своё отражение в пищевой символике и в самой праздничной трапезе. Традиционный для христиан набор блюд включает в себя кулич, творожную пасху и крашеные яйца. Главное и непременное украшение праздничного стола – куличи, которые выпекают из сдобного дрожжевого теста, высокие и круглой формы. Высокими они должны быть потому, что в весеннее время Пасхи всё в природе оживает и тянется вверх.

Раньше трудно было представить праздничный христианский стол без творожной пасхи, часто нескольких видов (см. приложение). Пасха – особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году – на праздник Пасхи. Главный компонент этого блюда – протёртый творог, к которому добавляют сливочное масло, сметану или сливки, яйца и сахар. Творожные пасхи традиционно делали в виде четырёхугольной пирамиды, которая олицетворяет Голгофу – гору в Иерусалиме, где был распят Христос. По другому преданию оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида- символизирует Гроб Господень. На поверхности пасхи изображают крест, копьё, трость, проросшие зёрна, ростки и цветы – символы страдания Иисуса Христа. Именно творожной пасхой нужно намазывать ломоть кулича перед тем, как его съесть.

Кулич – главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова. Именно кулич является первой пищей для разговления. В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Кулич - это артос на нижней ступени освящения, обрядовая пища. Им не только разговляются после поста, но и символически причащаются. Откуда же происходит кулич, и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи? Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то в этот день в храме благословляются и освящаются особые приношения верующих (пасхи и куличи), чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено. Сила традиций вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны, верующие приносили в храм для освящения чёрный хлеб. По традиции часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели куличей подразумевает скупой дар не только по тому, что они малы, а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи. Кулич важно правильно разделить и разрезать. Недопустимо продольное его разрезание, лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.