Смекни!
smekni.com

История моей семьи (стр. 2 из 3)

Троица

Троица (Pfingsten) была праздником, заканчивающим весенний цикл обрядности немцев Алтайского края. Накануне Троицы немецкие женщины наводили порядок в доме и во дворе. Обязательно украшали дом и двор распустившимися ветками березы и полевыми цветами. Их рвали обычно рано утром девушки и женщины. Ветки вешали над дверьми и окнами, по углам дома. На подоконники и столы ставили букеты из полевых цветов, чаще всего из ромашек. Ветки березы и цветы ромашки использовали и для украшения забора и хлева.
С Троицей было связано выяснение отношений между влюбленными. С этой целью использовали обычай установления майского дерева (Maibaum). В связи с этим необходимо отметить, что на Алтае, как и в Сибири в целом, на Троицу чаще всего устанавливали не общее для всей деревни майское дерево как в Германии, а ставили майские деревца перед домами любимых девушек. Майское дерево рассматривалось как символическая форма предложения. Обычно это было настоящее дерево, срубленное в лесу. Чаще всего для этой цели использовали березу. Ветки обрубали, зеленой оставляли только вершину. Ствол дерева украшали лентами, флажками, платками, как правило, красного и белого цветов.

Праздник сбора урожая

Главный осенний праздник - Праздник урожая (Erntdankfest). Этот праздник имел съезжий характер. В нем принимали участие гости из соседних деревень. Отмечался он обычно в конце октября - начале ноября. Церковь или молитвенный дом украшались лучшими плодами нового урожая, венками из колосьев пшеницы. Эти уборочные или жатвенные венки изготавливались заранее из колосьев последнего снопа. Их хранили на чердаке. Считалось, что они защищают от злых сил и несчастий. Такие венки во многих селах Алтая плетут до настоящего времени. Один из венков был подарен участникам экспедиции. Устраивался коллективный обед, которому придавалось большое значение. Он считался кульминационным моментом праздника.

Одежда.

Из всех компонентов материальной культуры немцев Алтая одежда имеет наименьшую степень сохранности.

Исчезновение народного костюма у немцев связано с тем, что как бытовая одежда он перестал существовать еще в XIXв.. Еще до переселения в Сибирь немцы использовали в основном покупные ткани, поэтому домашнее ткачество на Алтае было развито слабо и прекратило свое существование еще в первой трети XX в. Ткали в основном грубые ткани из овечьей шерсти и конопли. Из шерстяной ткани иногда шили платья, а конопляная ткань на одежду не годилась, она использовалась в хозяйстве. Из толстой овечьей ткани ткали половики. Упоминания о случаях льняного ткачества у немцев Алтая являются единичными.
Суровый климат Сибири привел к появлению у немцев зимнего комплекта одежды, многие элементы которого были позаимствованы у местного населения. Но случилось так, что многие вещи немцы стали делать лучше, например, валенки. Способ изготовления валенок (в Сибири их называли "пимы") был заимствован немцами у русских, а те, в свою очередь заимствовали валяную обувь у тюрок или коренных народов Сибири - алтайцев. Так как никакая другая обувь не сравнится с валенками по удобству и теплоте в суровые сибирские зимы, они настолько прочно вошли в быт немцев, что многие из них считают валенки своей традиционной немецкой обувью. В качестве верхней зимней одежды использовались овчинные шубы и полушубки. Зимой носили много вязаных вещей из овечьей пряжи: варежки, носки, жилеты, свитера, чулки и гольфы, платки и шали. Из головных уборов мужчины носили шапки-ушанки из зайца или овчины, а женщины платки из овечьей пряжи. Детям такие платки надевали поверх шапки и шубы, перекрещивая, и завязывали узлом на спине.
Отличительной особенностью немецкой одежды было ношение женщинами нижнего белья: нижних длинных рубашек, нижних длинных юбок, лифов - они были длиной ниже ребер и сзади застегивались на пуговицы.
Дома женщины носили фартуки. Они были прямые, сосборенные, сзади завязывались на бант. Обычно фартуки шили черного цвета, но для воскресных дней - белые. Нарядный фартук мог быть с грудкой, на лямках. По краю фартука пришивали оборку, а на груди вышивали инициалы хозяйки.
Мужчины носили брюки и рубашки, покрой которых менялся незначительно.

Особенности национальной кухни

Пища является наиболее устойчивым элементом материальной культуры этноса. Модель питания дает прекрасный материал для выявления путей распространения общих и особенных черт в области культуры и быта. Для определения традиционной модели питания народа важным является изучение характера питания, состава потребляемых блюд и продуктов, способов и порядка приготовления и приема пищи, предпочтений и запретов в ней, особенностей годового и ежедневного пищевого рациона, семантики пищи. Мясные блюда употребляются и в будни, и, обязательно, в праздники. Из всех видов мяса немцы предпочитают свинину, говядину и мясо птицы. В будни чаще всего готовят блюда из отварного мяса: бульоны, мясо с картофелем и капустой. На праздничный стол чаще подают блюда из рубленого мяса, колбасы, копченое мясо и сало, жаркое "проуд", рулет "штрудль". Из мяса и субпродуктов изготавливают различные колбасы. В основном готовят два вида колбас: сырокопченую и ливерную. Для набивки колбас используют специальные прессы. Кроме того, коптят желудки, фаршированные мясом или кашей "швадемахе". Обычно их брали с собой на сенокос и другие полевые работы.
Ягоды и фрукты сушили или варили из них варенье. Кроме традиционных видов варенья (малинового, смородинового, яблочного) немцы варят варенье из паслена, ревеня и физалиса, которое окружающее население называет "немецким" вареньем. Паслен, ревень и физалис, который в округе называют "немецкой ягодой", специально выращивают на огородах.
Сахар раньше не покупали, а вместо него использовали сладкий сироп. Для его приготовления сахарную свеклу (реже - морковь, тыкву или арбуз) отваривали, чистили и давили специальным прессом. Полученный сладкий сок уваривали до густоты сиропа. Его хранили в ведрах или флягах. Сироп добавляли в тесто, варенье и другие продукты. В немецких деревнях была хорошо развита переработка молока. Из молока делали сметану, масло, творог, сыр. На сыворотке ставили тесто. Масло и сыр изготавливали не только для собственного потребления, но и на продажу.
Традиционно немецким напитком считается кофе. На Алтае натуральный кофе был большой редкостью, поэтому немцы готовили заменители кофе: мололи цикорий, жареные зерна ячменя, пшеницы, иногда добавляли молотые сушеные горох, фасоль, морковь. Кроме кофе из напитков часто употребляли молочные муссы с добавлением ягод, сухофруктов, физалиса и молочные кисели "уфтнойс".

Интерьер немецкого жилища
В последние десятилетия в жилищном строительстве появилось большое количество новых

строительных материалов, иноэтничное окружение и процессы урбанизации привели к стиранию различий между жилищем немцев и жилищем окружающего, в основном русского населения.
В связи с этим, этническая специфика немецкого жилища сохраняется, прежде всего, в его деталях, в отделке помещений, в интерьере. Именно в интерьере имеется наибольшая возможность проявления этнической идентичности. Интерьер немецкого жилища значительно отличался в зависимости от степени достатка семьи. В бедняцком доме набор
предметной среды был очень ограничен. В зажиточных семьях быт был насыщен дорогими вещами. Назначение помещения также оказывало значительное влияние на его интерьер.
Сени использовались для хранения продуктов, орудий труда, утвари. Во многих домах в сенях находились колодцы, для того, чтобы в холодное время года не нужно было выходить за водой на улицу.
Интерьер кухни дополнялся шкафчиками и полками с посудой, умывальником. Интерьер детской комнаты отличался от убранства спальни родителей. Жилые помещения обставлялись с максимальным комфортом.
Центральное место в интерьере кухни занимала печь. У немцев Алтая встречается несколько типов печей. Это - вертикальные четырехгранные печи-голландки, которые служат только для обогрева помещения, печи смешанного типа, которые имеют и отопительный котел, и плиту для приготовления пищи.
Встречаются печи с встроенными котлами для нагрева воды и вытапливания жира, духовыми шкафами для выпечки хлеба. Раньше, когда в качестве топлива использовалась солома, в дымоходах устраивали камеры для копчения продуктов. Печи клали из сырцовых глиняных кирпичей.
Поверхность печей обмазывали белой глиной, в настоящее время печи белят известью. У лютеран сохранялся архаичный обычай, смысл которого заключался в знакомстве молодой хозяйки с духами домашнего очага. После свадьбы, при вступлении молодоженов в дом мужа, свекровь брала невесту за руку и три раза обводила вокруг печи.

Раньше стены и потолки внутренних помещений штукатурили и белили. Извести или мела в данной местности не было, поэтому белили белой глиной. Белую глину и камыш для строительства добывали в баганских болотах.
Некоторые семьи привозили с собой и мебель: добротные, из красного дерева, украшенные резьбой и росписью гардеробы, раздвижные диваны, столы, кровати, детские колыбели. Большинство переселенцев приобретало мебель на месте.
Изготовлением мебели чаще всего занимались не специальные мастера, так как рынок сбыта был достаточно узким, а плотники и столяры, которые выполняли и другие работы. Они делали платяные шкафы, диваны, кровати, комоды. Более простую в изготовлении мебель, например, столы, табуреты, скамьи, колыбели мог изготовить практически каждый мужчина.
Распространенными видами мебели, кроме перечисленных, были кухонные буфеты, этажерки, тумбы. Практически в каждой семье был сундук для хранения одежды. Этот вид мебели был заимствован немцами у тюркского населения.
Интерьер жилых помещений был наполнен предметами женского рукоделия. Стены украшали ковры ручной работы. У немцев не получило развития ковроткачество. Ковры либо вышивали шерстяными нитками по нанесенному на ткань рисунку, либо расписывали масляными красками холсты. Это были своеобразные сюжетные картины на религиозные темы, пасторали, пейзажи.
В целом, такие виды ремесла, как ткачество и изготовление гончарных изделий, имевшие в материнских колониях характер товарного производства, не получили у немцев Алтая достаточного развития. Это связано и с отсутствием в достаточном количестве необходимого сырья, и с тем, что производство сельскохозяйственной продукции было более выгодным. Первоначально во многих семьях переселенцев были ткацкие станки, но домашнее ткачество не получило достаточного развития. В некоторых домах сохранились домотканые половики из овечьей шерстяной пряжи.
Особым искусством считалось умение женщины красиво застилать кровати. Постельное белье украшалось вышивкой и кружевом. В некоторых домах сохранились деревянные кровати с пологом.
Перины и подушки делали из гусиного пуха. Особое внимание уделялось убранству детских кроваток и колыбелей. Колыбели передавались из поколения в поколение, и в настоящее время многие семьи предпочитают их современным кроватям.
В настоящее время, несмотря на то, что в быт немцев Алтая прочно вошли современная мебель, электроприборы, бытовая техника, осветительные приборы, посуда, текстиль фабричного производства, интерьер немецкого жилища имеет свои отличительные особенности. Множество пуховых изделий, разнообразных шкатулок, обилие вышитых и связанных вручную салфеток являются его неотъемлемой составляющей.