Смекни!
smekni.com

«Информационный терроризм в современном мире» (стр. 11 из 19)

Основой ориентации человека служит складывающаяся в мозгу определенная “картина мира”, с которой сравниваются явления, наблюдаемые окружающей среде[39]. Несоответствие ее реальности ведет к неадекватному поведению и с какой-то степенью вероятности к гибели. У человека и общества можно менять структуру мировоззрения с помощью внешних воздействий. Это осуществляется внедрением в сознание политических мифов, позволяющих заменить целостное мировоззрение фрагментарным. Совокупности мифов входят в мировоззрение современного человека и активно изменяют его объективную “картину мира”, приводя к неадекватному, искаженному пониманию реальности, своего рода психическим сдвигам. Крупнейший вклад в исследование мифов XX века внес немецкий философ Эрнст Кассирер. Его исследование, написанное более полувека назад, было связано с ситуацией в гитлеровской Германии. Но оно вполне корректно характеризует нашу действительность[40]:

“Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения. Но здесь миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими “мастерами”. Нашему XX веку - великой эпохе технической цивилизации - суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имеющий принципиальное значение. Он изменил всю нашу социальную жизнь. Методы подавления и принуждения всегда использовались в политической жизни. Но в большинстве случаев эти методы ориентировались на материальные результаты. Даже наиболее суровые деспотические режимы удовлетворялись лишь навязыванием человеку определенных правил действия. Они не интересовались чувствами и мыслями людей. Современные политические мифы действуют совсем по-другому. Они не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие-то действия. Они сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их деяния. Обычные методы политического насилия не способны дать подобный эффект. Всегда остается сфера личной свободы, противостоящей такому давлению. Современные политические мифы разрушают подобные ценности. Наши современные политики прекрасно знают, что большими массами людей гораздо легче управлять силой воображения, нежели грубой физической силой. И они мастерски используют это знание. Политик стал чем-то вроде публичного предсказателя будущего. Пророчество стало неотъемлемым элементом в новой технике социального управления. Даются самые невероятные и несбыточные обещания, “золотой век” предсказывается вновь и вновь.”

В настоящее время, по сравнению с тем, что было 50 лет назад во времена Кассирера, благодаря взрывному развитию информационных технологий, процесс создания мифов резко ускорился. Теперь миф - это одна из центральных опор информационного насилия. Мифотворчество стремится так исказить сообщения о реальности, чтобы, несмотря на их неистинность, общественность принимала их как само собой разумеющееся и поступала бы в соответствии с этой деформированной информацией. В целом, это и есть механизм информационного насилия - манипуляция сознанием масс и внесение в общественное сознание целенаправленной дезинформации путем внушения людям соответствующих стереотипов мышления, выгодных заинтересованным акторам. При помощи информационного насилия можно менять жизненные установки людей в нужном направлении. При этом выделяется три уровня воздействия:

Первый уровень - усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.

Второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на политическую позицию и эмоциональное отношение к конкретному явлению.

Третий уровень - коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических, необычных новых данных, сведений.

Профессор Р. Гудин из Йельского университета (США) полагает, что с помощью манипулирования можно добиться изменения жизненных установок на первых двух уровнях воздействия. Кардинальные изменения взглядов человека, группы, общности требуют, по его мнению, комплексных воздействий на сознание в течение длительного времени[41].

В современной действительности манипулирование выступает как неотъемлемый атрибут образа жизни и управления мыслями и поступками людей. Образы и стереотипы общественного сознания вызывают соответствующее поведение, поступки, реакцию людей. Объективно, население конкретной страны почти не знает правды о событиях в соседних городах, регионах, и тем более странах. Ежедневно оно получает огромные порции информации, качество которой принимается на веру. Этим активно пользуются международные террористы: они приглашают журналистов, дают интервью, снимают фильмы. В общем, производят огромные массивы дезинформации, призванной убедить обывателя в “агрессивности”, “антидемократичности”, “бесчеловечности” официальных властей. При этом лишь одно упоминание стереотипа рождает в сознании человека привычные образы демонического, негативного, непривлекательного, и он как бы против своей воли верит в мифы и штампы террористической пропаганды. Постоянное оперирование соответствующими понятиями заставляет людей полагаться на предлагаемую интерпретацию событий, даже если внутренне они чувствуют, что их обманывают[42]. А полагаться на то, что сообщают независимые СМИ, общество зачастую вынуждено потому, что иная информации скудна или недоступна. Специалисты отмечают также, что одновременное распространение противоречивых взаимоисключающих суждений затрудняет адекватную ориентацию, порождает безразличие и апатию, провоцирует некритичность, возникает социальная дезориентация: большее впечатление производит не аргументированный анализ, а энергичное, уверенное, пусть и бездоказательное, утверждение. При помощи таких приемов террористы, а также различные некоммерческие организации, например, религиозные секты и различные фонды, пытаются манипулировать, а фактически управлять состоянием общественного сознания населения.

Манипулирование как важный элемент механизма информационного насилия реализуется посредством описанных выше методов и тесно связано с систематической дезинформацией населения, общества, определенных групп людей. Дезинформация есть не что иное, как сообщение, версия, имеющие целью сознательно ввести людей в заблуждение, навязать им превратное, искаженное или просто лживое представление о реальной действительности. Дезинформация подается с помощью различных форм: сенсаций, новостей, мнений. Чтобы поддерживать постоянный интерес общественности к наболевшему вопросу как у себя в стране, так и за рубежом, заинтересованные структуры эпизодически подбрасывают сенсации-сообщения, которые вызывают всеобщий интерес необычностью факта, явления или процесса. Понятно, что чаще всего сенсации “организуются”[43].

Обыватель мыслит стереотипами, навязываемыми его сознанию едва ли не с пеленок. Зная устойчивость, консервативность стереотипного мышления, различные организации террористического толка назойливо пытаются внедрить в общественное сознание разрушительные установки. Рекламная подача стереотипизированной информации – составляют главное содержание информационного насилия[44]. Просеивая, отбирая, фабрикуя, урезая, искажая объективные исходные данные, информационный терроризм формирует извращенную картину социального бытия. Человек, общественные группы, массы людей, пользующиеся такой информацией, вольно или невольно смотрят на мир глазами террористов, вольно или невольно следуя их курсу, поддаваясь их обману. Находясь часто в мире оторванных от реальности символов, они могут идти даже против своих собственных интересов. Реальность может отходить на второй план, играть подчиненную роль. В этом смысле человек не является свободным, тем более, что давно отработан ряд способов эффективного информационного воздействия. Для них существует термин - “Brain washing” - промывание мозгов. С его помощью осуществляется зомбирование людей, создание пассивного послушного человека, превращение народа в легко управляемую массу. В этом плане понятия свободы, демократии, возможности волеизъявления на выборах должны быть подвергнуты серьезному переосмыслению[45]. Любой деятель только тогда существует для масс, если он подается в СМИ. Теперь ни для кого не секрет, что с помощью средств массовой информации можно с невиданным мастерством создавать завесу обмана и иллюзии, так что становится чрезвычайно трудно отличить истину от лжи, реальность от подделки.