Смекни!
smekni.com

Секреты мастерства изготовления сельской традиционной обуви (стр. 4 из 5)

Заключение. В древности нельзя было обходиться без лаптей. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требовало доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Материалом для изготовления лаптей служило лыко – внутренняя часть коры липы. Умельцы старались заготовить лыко заранее, но использовали в работе и осеннее лыко. Умению плести лапти мог не каждый. Одним из таких является житель села Старая Селя Никольского района Незванкин Александр Николаевич. Он мастером своего дела.

Пройдя много времени, лапти снова начинают плести. Но современные лапти уже отличаются от старинных. На современных лаптях можно отличить правый и левый лапоть. А Александр Николаевич плёл такие лапти давно, с рисунком и на разные ноги. Он понимал, что лапти на одну ногу практичнее. В трудное время плёл и такие. Но всем предпочитал свои, нарядные. Плелись они из пяти лык, а русские плелись из семи лык и назывались «семилычками».

Сама техника плетения так и не изменились. Не изменились также и инструменты. Отличие можно отметить в потребности населения в плетении лаптей: в сегодняшние дни мастера выполняют данную работу в качестве сувениров, подарков. Что касается старинных мастеров, то это было повседневной необходимостью. Умению плести лапти мог не каждый.

Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. Раньше валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Сегодня валенки остаются удобной, практичной и востребованной обувью, но только хороших и по всем этапам сваленных валенок не найти. Когда сельское хозяйство пришло в полный упадок, трудно найти овечью шерсть, без неё не изготовишь валенок. Да и сам процесс очень трудоёмкий, а после процесса обваливания всё тело и одежда пропитываются запахом шерсти.

В последнее время все чаще на прилавках магазинов можно увидеть валенки. Они ни в чем не уступают другим модным аксессуарам – их искусно украшают бисером, тесьмой, мехом и вышивкой, красят во всевозможные цвета, укрепляют на резиновой подошве с каблучком, изготавливают даже специальные домашние валенки. Очень хотелось бы, чтобы такая необычная, полезная и удобная обувь вновь стала любимой и уважаемой и была оценена в должной мере, так же, как ею восхищаются за границей.

Время идет, спешит постоянно… Часы жизни нельзя остановить. Оно не пожалело и мастеров. Уходят люди, а вместе с ними уходит в небытие уникальное мастерство которыми они владели. Что тому виной? Наверное, самый правильный ответ – это время. Стареют мастера. Нет у них и преемников, чтобы передать мастерство, унаследованное от дедов и отцов. По многим причинам отпала в этом необходимость. Да и часто ли мы в наше время видим людей, которые носят валенки? Опять же – нет! Тогда зачем же их изготовлять? Но чем может заработать себе на жизнь человек, который с детства постигал все тайны мастерства, а чуть позже кормил семью на заработанные этим трудом деньги? Поэтому для них это не просто работа, а призвание.

Хочется отметить, что современная молодежь заинтересована в сохранении такого трудного ремесла как плетение лаптей и валяния валенок, хотя в этом нет уже повседневной потребности, но есть еще та сторона, которая показывает, что молодежь заинтересована в сохранении древних традиций и обычаев, что очень и очень радует. Это значит, что культура, традиции и обычаи мордовского народа живы и живут в наших сердцах.

Список источников:

Интервью с Незванкиным Александром Николаевичем 1934 года рождения, записано Марининой Евгенией 5 июля, 24 октября 2010 года.

Интервью с Незванкиной Анной Максимовной 1928 года рождения, записано Марининой Евгенией 5 июля, 24 октября.

Интервью с Ниной Александровной 1962 года рождения, записано Марининой Евгенией 5 июля, 24 октября

Интервью с Масенькиным Вячеславом Николаевичем 1940 года рождения, записано Марининой Евгенией 4 сентября 2010 года.

Интервью с Масенькиной Людмилой Викторовной 1948 года рождения, записано Марининой Евгенией 4 сентября 2010 года.

Список литературы:

1. Бормотухи.НЕТ (http://www.bormotuhi.net/index.php) Что вы знаете о валенках, или История уникальной русской обуви.

2. Бусыгин Е. П. Русское сельское население Среднего Поволжья.- Казань, 1966;

3. Забылин М. Русский народ - обычаи, обряды, предания, суеверия. - М., 1996;

4. Лузгин А.С. Жизнь промыслов. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2007;

5. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах, 19 - начала 20 века.- М., 1984;

6. Осипова Д. Русские валенки. // Наука и жизнь,1999 № 5;

7. Прокина Т.П., Сурина М.И. Мордовский народный костюм. – Саранск: Мордовское книжное издательство,1990;

8. Редичев С. История с лаптями. //Наука и жизнь, 2000 № 6;

9. Редичев С. Не учась и лаптя не сплетешь. //Наука и жизнь, 2001 № 1;

10. Степанов В. Курские исторические миниатюры. Книга первая. - Курск, 2009;

11. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. - М., 1959.

12. Энциклопедия справочник. Все о Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издание, 2005, стр. 817;

13. Энциклопедия мордва. Мокша и Эрзя. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004, стр. 991.

Приложение.

История села Старая Селя

В справочнике по административно-территориальному делению Пензенского края за 1663-1991гг. упоминание о селе Старая Селя впервые появляется в списках от 1864г. в составе Городищенского уезда как деревня. В 1914 году Городищенский уезд разбился на волости. Село Старая Селя отошло к Коржевской волости. В поволостном списке населённых мест Пензенской губернии по административно – территориальному делению, утверждённого Президиумом ВЦИК от 12 ноября 1923 года Старая Селя упоминается в списках Базарно - Кеньшенской волости Городищенского уезда. По спискам сельсоветов и населённых пунктов Пензенской области на апрель 1939 года Старая Селя вошла Николо - Пестровский район Старо - селенского сельсовета.[3]

По статистическим данным переписи по Никольскому району на первое января 2005 года население в 250 человек и 104 хозяйств. На первое января 2006 года 245 жителей и 101 хозяйство. На первое января 2007 года 255 жителей и 97 хозяйств. На первое января 2008 года 246 человек и 95 дворов. На первое января 2009 года 197 человек, 91 хозяйство. На первое января 2010 года 196 жителей и 86 хозяйств.

Первые поселенцы из мордовских племен были мордва – эрзя, они не занимались пашенным земледелием. Основную статью их дохода составляло занятие бортничеством, рыбной ловлей и охотой. В этом плане здешние места как нельзя лучше подходили для расселения мордовского племени, которое пришло сюда, по рассказам местных жителей, из села Селикса (ныне Кижеватово). Небольшие речушки, протекают в окрестностях поселения и первозданные леса, полные дичи вполне обеспечивали здешних жителей продуктами питания.

Есть две версии происхождения названия села: первая – возможно оно происходит от булгарско-чувашского дохристианского имени Селиван – Сели - Селя; вторая – от эрзянского слова «селей» - вяз, либо «селе»-железо.

В селе исторически складываются характерные промыслы и ремесла. В историю Никольского района село Старая Селя входит как село, где издавна умели делать из дерева предметы домашнего обхода, кроме того здесь жили замечательные бондари и плотники. Этот вид промысла был чисто мужским занятием. Изделия бондарей в каждом доме были вещами незаменимыми: бочонки, кадушки и другие вещи были непременным атрибутом домашнего хозяйства, поэтому и были мастера в селе особо уважаемыми людьми.

В селе были и свои мастера по изготовлению лаптей - основного вида обуви сельских жителей на протяжении многих веков. Мордовские лапти отличались от лаптей, сплетенных русскими мастерами. Это лапти косого плетения трапециевидной формы. Они имели специальные витые петли с боков и сзади для обор. Особую ценность мордовским лаптям придавала двойная пятка, благодаря которой их цена на базарах достигала почти двойной цены. По своему назначению лапти были нескольких видов: праздничные и рабочие. Лапти для будничной работы назывались ступанцы, лапти для лета назывались чуни и плелись из пеньковой веревки. В конце XIX века на базарах цена на лапти колебалась от 3 до 6 копеек.

Местные жители носили лапти по-особому. Непременной частью лаптей была обора – свитая из лычек липы веревочка длинной до двух метров с двумя концами, посредством которой онучи закреплялись на ноге. Особое искусство ношения лаптей сельчан заключалось в том, чтобы с помощью этой веревочки, онучи на ноге завернуть так, чтобы образовались многочисленные складки, придающие ноге больший объем.

Характерной семейной чертой было четкое распределение обязанностей между мужчинами и женщинами. Посев, пахота, косьба, стогование и уход за скотом – мужская работа. Традиционным занятием женщин было: жатва, прополка, и укладка снопов, содержание домашнего хозяйства. Кроме того, каждая женщина умела прясть, вышивать и шить одежду для всей семьи.

Дома в селе строились небольшие, с низкими потолками, так как трудно большой дом в зимнее время протопить. Что интересно все окна в доме открывались только в одну сторону, а не нараспах. Возле каждого дома ставили амбар из самана и кизяка. Для освещения своих домов в зимнее время, летом заготавливали лучину. Её вставляли в заранее приготовленный трезубец, который ставили в корытце с водой, когда лучина прогорала, она падала в воду и гасла, тем самым сберегая дома от пожара.

В каждом доме имелся передний, так называемый «красный» угол. На местном диалекте - «паза» угол. В котором, под потолком укреплялся киот на одну, две иконки. Он оформлялся вязаными занавесками и украшался расшитым полотенцем. В праздники украшали киот узорно-нарезанной бумагой. Предметы домашнего обихода – рушники, подзорники, накидки на подушки, валики – украшались вышивкой и обвязывались крючком. Преобладали красный, бардовый, синий, зелёный цвета. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием, здоровьем и достатком, потому угол называли «красным».