Смекни!
smekni.com

Недействительный брак (стр. 1 из 3)

1. Признание брака недействительным

В соответствии со ст. 27 Семейного кодекса недействительным признается брак, заключенный с нарушением условий и (или) вопреки препятствиям, предусмотренным ст. 12-14 и п. 3 ст. 15 Семейного кодекса, а также брак, заключенный без намерения супругов или одного из них создать семью (так называемый фиктивный брак).

Каждый зарегистрированный в установленном законом порядке брак предполагается законно совершенным, то есть действительным.

Поэтому до признания брака недействительным он существует со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Крайне важно, что признание брака недействительным может быть произведено только судом, что закреплено в п. 2 ст. 27 Семейного кодекса.

До вынесения судом решения о признании брака недействительным состоящие в нем лица считаются супругами с соответствующими взаимными правами и обязанностями.

Все правовые последствия заключения брака аннулируются только на основании судебного решения о признании брака недействительным. Никакой другой орган, кроме суда, неправомочен рассматривать дело о признании брака недействительным.

Признание судом брака недействительным производится в порядке искового производства.

Конкретный перечень оснований для признания брака недействительным определен п. 1 ст. 27 Семейного кодекса, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.

К основаниям признания брака недействительным относятся следующие обстоятельства:

отсутствие взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак;

не достижение вступившими в брак лицами (или одним из них) брачного возраста, если он не был снижен в установленном законом порядке;

наличие у вступивших в брак лиц (или одного из них) другого не расторгнутого брака;

заключение брака между близкими родственниками, заключение брака между усыновителем и усыновленным;

заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства;

сокрытие одним из лиц, вступающих в брак, венерической болезни или ВИЧ-инфекции;

заключение фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Для признания брака недействительным достаточно подтверждения в суде одного из перечисленных оснований, хотя на практике может присутствовать и их совокупность.

Представляется необходимым рассмотреть их более подробно.

Отсутствие взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак, нередко именуется в теории семейного права по аналогии с гражданским правом пороком воли при заключении брака.

Порок воли при заключении брака может быть обусловлен различными причинами, к основным из которых, как правило, относятся предусмотренные ст. 28 Семейного кодекса обстоятельства принуждение к заключению брака (применение или угроза применения физического и психического насилия), обман, заблуждение лица, вступающего в брак (неправильное представление о личности будущего супруга и обстоятельствах вступления в брак, имеющих существенное значение), неспособность лица при заключении брака в силу своего состояния отдавать отчет в своих действиях и руководить гики (наркотическое или алкогольное опьянение, тяжелое заболевание).

В частности, в судебной практике брак признается недействительным, если согласие на его заключение дано лицом, которое в то время в силу болезненного состояния не могло отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, а по выздоровлении не продолжало супружеских отношений.

По делам данной категории судом может быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза (в целях выяснения способности лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими при вступлении в брак) или судебно-психологическая экспертиза (в целях выявления особенностей психических процессов и состояния лица, которые позволили бы сделать верный вывод о его способности к осознанию фактического содержания совершенного действия в виде вступления в брак и о способности к волевому управлению им), чтобы доказать наличие порока воли как юридически значимого обстоятельства при вступлении в брак.

Для признания брака недействительным не имеют существенного значения конкретные причины, обусловившие отсутствие взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступивших в брак (принуждение, обман, заблуждение, неспособность лица при заключении брака отдавать отчет в своих действиях и руководить ими), поскольку в любом из перечисленных случаев, независимо от его конкретных проявлений, имеет место несоответствие формального выражения воли действительной воле вступающих в брак или ошибочное выражение воли вступающих в брак, то есть нарушается установленное ст. 12 Семейного кодекса условие добровольности вступления в брак.

Другим основанием для признания брака недействительным является недостижение вступающими в брак лицами (или одним из них) брачного возраста на момент заключения брака, если он не был снижен в установленном порядке органом местного самоуправления.

Государственная регистрация заключения брака с лицом, не достигшим брачного возраста и не имеющим решения органа местного самоуправления о его снижении, может являться как результатом нарушений со стороны работников органа загса, так и обмана со стороны вступающих в брак лиц (например, представлены подложные сведения о возрасте).

Признание брака недействительным в таком случае предопределяется интересами несовершеннолетнего супруга.

Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 29 Семейного кодекса суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга (например, несовершеннолетняя жена беременна или родила ребенка), а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

Безусловными основаниями признания брака недействительным являются нарушения предусмотренных ст. 14 Семейного кодекса требований о препятствиях к вступлению в брак.

Прежде всего, к ним относится заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке, чем нарушается и прямой запрет Кодекса и принцип единобрачия (моногамии), согласно которому мужчина и женщина имеют право одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке.

Нарушение принципа единобрачия — часто встречающееся в судебной практике основание признания брака недействительным.

Во всех случаях недействительным признается только второй брак, то есть последующий.

Однако следует иметь в виду, что если данное основание отпало к моменту рассмотрения судом дела о признании брака недействительным вследствие прекращения предыдущего брака (расторгнут в органе загса или в суде), то, как следует из п. 2 ст. 29 Семейного кодекса, второй брак может быть признан судом действительным.

Основанием признания брака недействительным является заключение брака между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными и не полнородными братьями и сестрами) или заключение брака между усыновителями и усыновленными, так как их отношения согласно ст. 137 Семейного кодекса приравниваются отношениям родителей и детей по происхождению (если усыновление не отменено в установленном порядке).

Случаи признания брака недействительным по указанным основаниям в судебной практике почти не встречаются.

Тем не менее, если брак между близкими родственниками и будет заключен, он не может быть признан действительным ни при каких обстоятельствах.

Брак признается недействительным, если он был заключен между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства в порядке, установленном ст. 29 Гражданским кодексом, поскольку такое лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими и, следовательно, не способно выразить свою осознанную волю на вступление в брак.

Вместе с тем не исключена ситуация, что после заключения брака это лицо вследствие выздоровления признается судом дееспособным и осознанно выражает свою волю на дальнейшее продолжение брака, в связи с чем обстоятельство, являющееся основанием для признания брака недействительным, отпало.

В таком случае суд согласно ст. 29 Семейного кодекса может признать такой брак действительным.

Еще одним основанием для признания брака недействительным в соответствии с п. 1 ст. 27 Семейного кодекса является сокрытие одним из лиц, вступающих в брак, венерической болезни или ВИЧ-инфекции, но не сам факт наличия такого заболевания у одного из супругов.

Если же лицо, вступающее в брак, не скрывало факт своей венерической болезни или ВИЧ-инфекции, то нет основания для признания брака недействительным.

Таким образом, правовое значение имеет не наличие одного из этих заболеваний у супруга, а факт их сокрытия им при вступлении в брак, так как в этом случае ставится под угрозу здоровье (а иногда и жизнь) другого супруга и будущего ребенка.

Кроме того, заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, а также заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией является уголовно наказуемым деянием (ст. 121-122 Уголовного кодекса).

Также выделяется такое основание признания брака недействительным, как фиктивность брака. Фиктивным называется брак, заключаемый без намерения супругов (одного из них) создать семью, а лишь в целях воспользоваться вытекающими из него правами и льготами имущественного или иного характера (право на жилплощадь, право на регистрацию по месту жительства супруга, право на имущество супруга в случае его смерти, право на пенсию и т. д.).

Поэтому внешнее выражение воли вступающих в брак лиц (или одного из них) в подобных ситуациях не соответствует ее внутреннему содержанию и истинным намерениям брачующихся (или одного из них).