Смекни!
smekni.com

Проработка концертной программы 9 1 Установка на успех 10 2 Контакт с аудиторией 10 (стр. 2 из 2)

Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на публике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке - перед своей семьей, друзьями. При этом опять выявятся недочёты, которые снова необходимо тщательно проработать.

«Накатка» - многократное проигрывание готового произведения с тем, чтобы автоматизировать технические и эмоциональные навыки.

Часть проигрываний следует исполнять без силового и эмоционального вложения сил, как бы медитируя. При этом акцент делается на привыкание к максимально техническому удобству. Другую часть «накатки» надо играть в полную силу, представляя одновременно полный зал людей, каждый из которых пристально смотрит на вас. При этом желательно заранее выявить возможные неудобства эмоционального плана и мысленно отработать их.

Все эти приёмы относятся к технической стороне работы. Хорошо выученное произведение, которое успело «улечься» не доставляет проблем при выступлении, придаёт уверенность исполнению.

2.1 Установка на успех

Прежде всего, что такое установка. Установка это – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу – вот что такое сценическая установка.

Исполнителю, который с нетерпением ждёт выступление, легче обрести сценическое состояние, способствующее успеху. Чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на сцену, тем реже страдает он от недугов(нервно-психическая слабость, повышенная утомляемость, истощаемость, нарушения сна и т. п.) сценического волнения. Чем шире жизненный и творческий кругозор исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче и глубже способен он художественно истолковывать сочинение, следовательно, тем легче ему направить своё волнение в русло творческих задач. «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё - не только зрителей, зал, но и самого себя» (С. Т. Рихтер)

2.2 Контакт с аудиторией

Широко распространен взгляд, согласно которому концертное исполнение всегда хуже репетиционного. Наблюдения показывают, что многие пианисты лучше играют при слушателях: контакт с аудиторией стимулирует у них большую содержательность исполнения.

Мой преподаватель класса фортепиано в эстонской академии Театра и Музыки Ада Куусеоес советует не только не пугаться зрительской аудитории, но исполнять программу во благо слушателя: «Публика - пришла в концертный зал ради той музыки, которую ты будешь исполнять, а не ради того, чтобы усмотреть недостатки твоего выступления. Поблагодари слушателей за то, что они пришли на твой концерт. Не бойся зрителя: он твой друг и помощник».

Можно по-разному подойти к присутствию многочисленной публики в зале. Можно направить свою любовь к зрителю, а можно, игнорировав незримую помощь публики, остаться один на один со своими страхами. Нужно ли объяснять какой из упомянутых подходов принесёт благодатные плоды?

Кто боится аудитории, тот редко находит с ней контакт. И тогда при самом хорошем исполнении обычно не достаёт той взаимной симпатии, которая необходима артисту, чувствующему публику так же, как он чувствует музыку.

Каждый исполнитель в такой момент имеет право рассчитывать на дополнительную поддержку. Разве природа не предусмотрела адреналин – стимулирующее средство для случаев, требующих особенной собранности и энергии? Если исполнитель не скован страхом, а находится в состоянии творческого возбуждения, привычки и память отвечают на его замыслы с такой четкостью и быстротой, на которые они были неспособны во время репетиции.

2.3 Рецепт успешного выступления

«Не важно, как часто вы падаете. Важно, как

часто вы поднимаетесь».

Винс Ломбарди

Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики пианиста.

Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Показать лучшее, на что он способен. В конце концов, выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда, по словам Гейне, «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка».

2.4 Пример подготовки к концертному выступлению Маргерит Лонг

В подготовки к концертному выступлению, помощь может оказать искусственное моделирование состояния, близкого к сценическому. Создается искусственная стрессовая ситуация, закаляющая волю исполнителя. Пример такого «закаливания»: знаменитая пианистка Маргерит Лонг, в 1932 году, совершая несколько концертных поездок по Европе с Морисом Равелем, невольно ощущала некое состояние дискомфорта на своих концертах из-за присутствия на них Равеля. Осознание того факта, что в зале присутствует Равель не давало ей раскрыть себя полностью на сцене. И тогда она решила помочь себе в сложившейся ситуации. Она отрепетировала концерт в присутствии детских кукол. Лонг рассадила обычные куклы в пустом зале на кресла, имитируя присутствие зрителей. Войдя в зал, она поздорововалась с ними и с одной куклой, которую она представляла М.Равелем. Первый опыт исполнения перед необычной публикой был неудачным: она не могла до конца сосредоточиться на исполнении программы. Зато второй и последующий опыты были лучше. В конце концов, с помощью обычных кукол, она привыкла к осознанию того, что за её исполнением следит сам Равель. После таких экспериментов на реальном концерте она сыграла блестяще. «Не помешало» и присутствие Равеля.

3. День концерта

В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше. Чем же заниматься музыканту перед выступлением, если в это время рекомендуется не работать над программой, а отдыхать? Считая пару дней перед концертом музыкант, чтобы отвлечься от привычных забот и волнений, может гулять, ходить в кино, читать увлекательные книги, делать все что угодно, только не заниматься музыкой.

Самый плохой способ провождения времени перед выступлением – это бессодержательный разговор, рассеивающий внимание исполнителя и творческий настрой. Ничем не лучше и молчаливое нервное хождение по классу.

В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о такой психологической особенности исполнителя, как темпы проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно проигрывать небольшие куски. Хотя разным исполнителям необходимы различные приемы самонастроя. Каждый пианист в праве выбирать то «лекарство», которое на него оказывает положительное воздействие.

3.1 На сцене

Пианистам бывает трудно приспособиться к незнакомому инструменту. Весь концерт может быть загублен высоким или низким стулом, ярким освещением клавиатуры рояля. Обо всем нужно позаботиться! Выходя на сцену и уходя со сцены, никогда не нужно торопиться. Чтобы понять, как не следует передвигаться по сцене, достаточно проследить, как держатся другие исполнители. Существует немалое количество рекомендаций к подготовке выступления от многих педагогов и исполнителей. Охватить все правила поведения на сцене невозможно в одной работе. Главное, что должен понять молодой исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше появляется уверенности. Музыкантам, прилежно занимающимся на инструменте, но испытывающим страх перед сценой, я предлагаю внимательно отнестись к словам немецкого писателя XX столетия Альбрехта Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».

4. Заключение

«Не позволяй душе лениться,Чтоб воду в ступе не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день, и ночь, и день, и ночь…» Заболоцкий Работа пианиста не ограничивается только упражнениями за роялем. «Человек – хороший музыкант не только от того, что он музыкально одарен, но и потому, что его внутренний мир богат и интересен», - говорил С. фейнберг. Исполнитель часто забывает ту истину, что каков человек, таковы его дела. Есть французская поговорка, что стиль – это человек. Каков стиль, таков и человек. А. Гольденвейзер советовал: «Работать надо не над ноктюрном Шопена, а над собой. Надо расширять свой кругозор, воспитывать себя как человека. Нельзя думать, что человек, будучи ничтожеством, может хорошо играть Бетховена. Ничего из этого получится не может». Музыкант-исполнитель должен отбросить свои слабости и устремится к тому, чтобы найти связь с композитором. Как бы хорошо исполнитель ни овладел мастерством, если сам он незначительный человек и ему нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы. Завершаю свою работу отрывком из «Заповеди» Р.Киплинга: «Владей собой среди толпы смятенной,Тебя клянущей за смятенье всех,Верь сам в себя, наперекор вселенной,И маловерным отпусти их грех».

5. Используемая литература

Гольденвейзер, Александр 1975. «Об исполнительстве» МоскваГофман, Иосиф 1961. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» МоскваМаккиннон, Лилиас 1967. «Игра наизусть» МоскваПерельман, Натан 1981. «В классе рояля» Санкт-Петербург