Смекни!
smekni.com

по истории архитектуры Готическое искусство (стр. 2 из 2)

Архитектура Франции создала захватывающий образ готического французского собора. Его внешний облик определяется во многом западным фасадом, основными элементами которого были порталы, соответствующие продольным нефам, круглое окно-роза и две высокие башни, органически выраставшие из общей массы притвора. Если романский собор, возникая как объемное тело, воздействовал всей своей массой, то готический фасад играл роль своеобразной увертюры к вдохновенной «каменной симфонии» храма.

Переход к зрелой фазе готики обозначили на рубеже XII — XIII вв. соборы в Бурже и Шартре. Архитекторы Шартра мыслили здание как единое целое, подразделяющееся внутри на соподчиненные части. Усложняющимся архитектурным ритмам придан ясный и четкий порядок. Стена получила трехчастное деление на аркаду опор, трифорий (небольшую галерею над арками) и окна. Вертикальные тяги, непрерывным движением возносясь к сводам, создали ощущение свободного и одухотворенного подъема, Шедевром высокой готики стал собор в Реймсе (1211 — 1330). История его строительства запечатлена в надписях «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, сохранившего имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла. Знаменитый западный фасад пронизан сложным взволнованным движением. Внутреннее пространство храма отличает благородство пропорций, высокое совершенство обработки камня, продуманность архитектурного рисунка. Следующий этап в развитии архитектуры пришелся на период консолидации французского государства. Главный акцент в архитектуре был перенесен на декоративное убранство. Стиль зрелой готики во Франции иногда именуют «лучистым» по широко распространенному в этот период рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Искусство приобрело в «лучистом» стиле черты царственной величавости и изысканного изящества. Вершиной развития стиля «лучистой» готики стала Сент-Шапель (Святая Часовня) в Париже (1240 — 1248).

В XIII в. готика завоевала все области Франции. Начавшаяся в XIV в. Столетняя война сильно подорвала материальные ресурсы страны. Рост городов выдвинул на передний план проблемы градостроительства, эпоха Средневековья во Франции заканчивалась.

Скульптура начиная с пластики Шартрского собора шла по пути гуманизации образов. Устремления шартрской школы были восприняты и развиты в соборах Амьена и Реймса. В убранстве порталов Амьенского храма обозначились основные темы французского скульптурного декора: Страшный суд, цикл, посвященный Богоматери, и цикл, связанный «патроном храма или наиболее почитаемыми местными святыми.

Вершиной французской готической скульптуры стал собор в Реймсе. Удивительная классичность некоторых статуй, заставившая исследователей говорить о «греческом мгновении готической скульптуры», свидетельствует о знании реймскими мастерами памятников античного искусства. Ближе всего к античным образцам подошел автор знаменитой «Встречи Марии и Елизаветы». Мария представлена юной и женственной, Елизавета - старчески мудрой. Пластический диалог, певучие линии и волнообразный ритм пронизали пространство между образами духовными связями. Расположенная рядом группа «Благовещение» составлена из скульптур разных периодов. В облике Марии,

подкупающем простотой и доверчивостью, угадываются демократические традиции пластики. Улыбающийся ангел, похожий на юного пажа, - произведение середины XIII в. Галантный стиль, характерный для второй половины столетия, захватил все виды искусства.

В XIV в. искусство украшения порталов пошло на убыль, главное внимание сосредоточилось на статуях внутри соборов; расцветала мемориальная пластика.

Нотр-Дам де Пари. XIVв.

Жан Пюссель. Миниатюра. XIV в.
Собор в Амьене (1218 - 1268). Западный фасад.

Собор в Реймсе. Интерьер. 1211- 1330.

Список литературы

1. И.Е. Ильенко, А.М. Водянский «Искусство», «Педагогика-Пресс»