Смекни!
smekni.com

План введение Памятники Малого кольца блокады Ленинграда “Приморский” (стр. 2 из 5)

Это краткое описание памятников Малого кольца обороны Ленинграда.

3. БОРЬБА ЗА ПРИМОРСКИЙ ПЛАЦДАРМ

В очень трудных условиях проходил отход войск 8-й армии с нарвского рубежа. Основным ее силам (48, 125, 11-й стрелковым дивизиям) приходилось переправляться через Нарву в ее низовьях, где река очень широкая и быстрая. Части отходили за реку Луга, подвергаясь фланговым ударам вражеских войск, выдвинувшихся сюда вдоль восточного побережья Чудского озера, а также переправившихся с западного берега реки Нарва. Развернутая ранее вдоль ее восточного берега 191-я стрелковая дивизия под давлением противника отошла на северо-восток к реке Луга. Совершенно понятно, что одной дивизии было не под силу воспрепятствовать форсированию реки Нарва войсками противника, имевшего значительное превосходство в силах и средствах.

Ко времени отхода войск 8-й армии от Нарвы сложная обстановка создалась в районе Кингисеппа. Еще в июле, когда выйти к Ленинграду через Лугу не удалось вследствие прочной обороны соединений Лужской оперативной группы, немецкое командование, оставив под Лугой пехотную дивизию, основные силы 41-го моторизованного корпуса 4-й танковой группы по лесным дорогам скрытно направило на кингисеппский участок, рассчитывая внезапно прорваться к Ленинграду через Копорcкoe плато. 14 июля танковые части противника вышли к реке Луга в 25 км юго-восточнее Кингисеппа, в районах Ивановского и Большого Сабска. Хотя перед подходом 1-й танковой дивизии противника к реке мост у Большого Сабска и был разрушен, вражеским частям все же удалось быстро овладеть небольшим плацдармом. Переправу у Ивановского противник захватил, что дало ему возможность с ходу переправиться на противоположный берег реки. Однако развить наступление сразу с обоих плацдармов врагу не удалось. Командование Северного фронта приняло срочные меры, чтобы сдержать дальнейшее наступление противника. Под Кингисепп и Веймарн из района Красного Села был выдвинут танковый батальон Бронетанковых курсов усовершенствования комсостава, а также всемерно ускорено выдвижение 2-й дивизии народного ополчения, произведено минирование танкоопасных участков местности.

Около трех недель противнику потребовалось для подготовки дальнейшего наступления под Кингисеппом. 8 августа после интенсивной артиллерийской подготовки две танковые, одна моторизованная и одна пехотная дивизии противника при активной поддержке авиации, в том числе 8-го авиационного корпуса пикирующих бомбардировщиков, перешли в наступление, стремясь развить удар в сторону Красногвардейска. Кроме того, противник стремился окончательно отрезать от основных сил фронта отходившие войска 8-й армии, которые оказались блокированными с трех сторон, но продолжали сражаться.

Ожесточенные бои развернулись в Кингисеппском укрепленном районе. Этот район был создан в 1928 — 1932 годах и протянулся на 50 км вдоль бывшей государственной границы. Здесь заняли оборону 152-й и 263-й отдельные пулеметно-артиллерийские батальоны, которые вместе с ополченцами упорно отстаивали занимаемые позиции. Но, введя свежие силы, противник сумел обойти Кингисепп с востока и 16 августа захватить его. В бои за Кингисепп включались все новые силы советских войск — 191-я стрелковая и 1-я танковая дивизии, 4-я дивизия народного ополчения, сводный батальон моряков и другие части. Командование поставило им задачу решительным ударом отбросить противника и возвратить город. После соответствующей подготовки войска Кингисеппского участка обороны вместе с 11-й стрелковой дивизией 8-й армии сперва оттеснили, а затем выбили противника из Кингисеппа. Однако после ввода свежих сил он снова овладел городом.

В сражениях на подступах к Ленинграду бои за Кингисеппский укрепрайон и город Кингисепп занимают одну из ярких страниц. В этих боях советские воины выиграли несколько суток у противника, рвавшегося к Ленинграду, В боях под Кингисеппом впервые на Ленинградском фронте были применены катюши. Контрудар под Кингисеппом и угроза новых фланговых атак войск 8-й армии беспокоили противника. Поэтому, ограничившись на красногвардейском направлении разведывательными действиями, основные усилия он направил против наших войск, прикрывавших южное побережье Финского залива. Враг преследовал цель, во-первых, рассечь и прижать к заливу, а затем окончательно уничтожить соединения и части 8-й армии и, во-вторых, поставить под удар военно-морскую базу Кронштадт. Учитывая складывающуюся обстановку, по приказу командующего фронтом войска 8-й армии заняли оборону на позициях, подготовленных Лужским укрепленным сектором береговой бороны Кронштадтской ВМБ на Копорском плато. Непосредственное участие в боях от этого сектора принимали: 2-я бригада морской пехоты, танковый батальон, бронепоезд № 301, три железнодорожные батареи и другие подразделения. Войска 8-й армии своим огнем также поддерживали канонерские лодки "Красное знамя" и "Волга". Части Лужского укрепленного сектopa 21 августа были включены в состав Ижорского укрепленного района, который, в свою очередь, в оперативном отношении был подчинен командующему 8-й армией. Комендантом Ижорского укрепленного района был назначен генерал-майор Г. Т. Григорьев.

23 августа, по решению Ставки ВГК, Северный фронт был разделен на Ленинградский и Карельский фронты. В состав Ленинградского фронта с 27 августа вошла и 8-я армия. Ее войска прилагали все усилия, чтобы удержать занимаемые рубежи. В директиве Военного совета Ленинградского фронта Военному совету 8-й армии указывалась задача, прочно удерживать рубеж Глубокий Ручей — река Луга до Манновки — Килли, не допустив продвижения противника на восток и север. Особо прочно требовалось прикрыть направление на Котлы. Вместе с частями армии мужественно сражались бойцы 2-й и только что сформированной 5-й бригад морской пехоты, батальон курсантов Военно-морского училища, отдельные отряды моряков. В этой же директиве Военный совет фронта потребовал избегать частой смены командного пункта армии, отрицательно влияющей на управление войсками.

25 августа Кингисеппский участок обороны был преобразован в Копорскую оперативную группу. В нее входили 281-я стрелковая дивизия, 2-я дивизия народного ополчения, 1-я гвардейская дивизия народного ополчения, Военно-политическое училище НКВД, артиллерийский полк РГК, стрелковый полк 191-й стрелковой дивизии, танковый полк 1 -и танковой дивизии.

Выполняя директиву фронта, 8-я армия в течение трех дней вела упорные бои, изматывая силы противника, но основательно изматывалась и сама. Правда, соединения армии были пополнены. В частности, 26 августа по 2000 — 2500 человек пополнения получили 11-я и 118-я стрелковые дивизии, но ощущался большой некомплект вооружения.

Обладая, однако, превосходством в силах и средствах, противник потеснил наши части в центре и на левом фланге. Он стремился развить удар на Котлы. Вражеская авиация подвергала интенсивным бомбардировкам командные пункты и дороги. Советские части оказывали сопротивление противнику, переходили в контратаки. Например, 30 августа противник овладел Косколово и начал продвижение на север и северо-восток, разъединив части 48-й стрелковой дивизии, но решительной контратакой наших войск был отброшен.

Попытки противника перейти в наступление 2 сентября были отбиты на всем фронте армии. Следует, заметить, что ряд контратак не имел успеха из-за поспешной их подготовки, плохой организации наступления. В частности, не дало желаемых результатов наступление частей 118-й стрелковой дивизии в направлении Пиллово, потому что командиры рот не успели даже провести прием пополнения и сразу же направили бойцов в бой. Плохо была организована разведка и артиллерийская поддержка атаки.

1 сентября в командование 8-й армией вступил генерал-майор В. И. Щербаков, сменивший на этом посту заболевшего генерал-лейтенанта П. С. Пшенникова. Членами Военного совета армии были дивизионный комиссар И. Ф. Чухнов и бригадный комиссар Н. Е. Субботин. Штаб армии возглавлял полковник В. И. Смирнов, поскольку генерал-майор Г. А. Ларионов был назначен начальником штаба вновь создаваемой 42-й армии.

3 сентября в состав 8-й армии были переданы соединения упраздненной Копорской оперативной группы генерал-майора В. В. Семашко. Теперь в армию входили 11, 48, 118, 125, 191, 268 и 281-я стрелковые дивизии, 1-я гвардейская и 2-я дивизии вредного ополчения, 76-й латышский стрелковый полк, 266-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон, четыре артиллерийских полка, два зенитно-артиллерийских дивизиона.

Все дивизии армии действовали в первом эшелоне, резервов не было. Укомплектованность соединений личным составом и вооружением была очень низкой. Например, в 118-й стрелковой дивизии имелось 3025 человек, 14 76-мм орудий, 3 152-мм гаубицы, 7 станковых и 47 ручных пулеметов. В других соединениях также оставалось 30—35 % личного состава. Ощущался большой некомплект командиров полков и батальонов. В то же время войска 8-й армии сдерживали натиск четырех пехотных, одной моторизованной и одной танковой дивизий противника, укомплектованных на 80 — 90 %.

Заняв Копорье, противник развивал удар в сторону Керново в целях выхода на побережье Финского залива. Создалась реальная угроза окружения 48, 125 и 11-й стрелковых дивизий. В сложившейся обстановке Военный совет фронта разрешил отвести войска армии на более выгодный оборонительный рубеж-река Воронка, Большое Горлово, Порожки, Ропша. Под прикрытием 2-й и 5-й бригад морской пехоты, 2-й дивизии народного ополчения, частей 268-й стрелковой дивизии, при поддержке артиллерии линкора "Октябрьская революция" и крейсера "Киров" главные силы армии к 7 сентября отошли и закрепились на указанном выше рубеже, где окончательно остановили противника. Особую стойкость при прикрытии отвода основных сил армии проявила 2-я дивизия народного ополчения под командованием генерал-майора И. М. Любовцева.

Своими активными действиями противник стремился сковать войска 8-й армии, так как 9 сентября ударная группировка его 18-й армии и 4-й танковой группы после продолжительной авиационной и артиллерийской подготовки предприняла первый решительный штурм Ленинграда на фронте 42-й и 55-й армий. Особенно сильные бои в полосе 8-й армии велись в районах Гостилиц, Кипени, которые неоднократно переходили из рук в руки. В этих боях высокую стойкость и упорство проявили воины 11, 191 и 118-й стрелковых дивизий, а также 2-й дивизии народного ополчения, сменившей часть сил 1 1-й дивизии. В течение 10 сентября войска армии вели напряженные бои на рубеже Керново — Средние Лужки — Порожки — Петровское — Ропша. Противник силами четырех пехотных дивизий наносил основной удар на петергофском и ропшинском направлениях, проявляя особую активность при поддержке авиации на участке Петровское. В районе Ропши противник окружил части 118-й стрелковой дивизии, но в результате решительного ночного удара они вырвались из окружения.