Смекни!
smekni.com

Мотив дома в произведениях Валентина Григорьевича Распутина (стр. 3 из 4)

Таким образом, дом – это духовное начало человека, источник целомудрия и знаний, накопленных десятилетиями. Дом – место, которое может исцелить душу человека, помочь ему, и передать свои знания, наставить его на путь истинный.

Глава 4. Мотив дома в рассказе Валентина Распутина «Изба»

В рассказе «Изба» один персонаж, здесь не показана большая семья. Главным героем является старуха Агафья, она одинока: рано лишилась мужа, а дочь, переехав в город, спилась и теперь совсем не вспоминает о матери. Жила Агафья обособленно, она сама себе хозяин в доме, «рано плюнула на женщину в себе», «умела справлять любую мужскую работу» [2,с.30].

Агафье очень сложно расстаться с селом Криволуцкое, там жили все ее родственники. «Здесь Агафьин род Вологожиных обосновался с самого начала и прожил два с половиной столетия, пустив корень на полдеревни [2,с.30].Дом для Агафьи – это не только строение, но это еще и то место, где стоит сам дом (село). Почему Агафья не может уйти из дома села? Ее держит место, где он стоял, кладбище, где похоронены родственники ее рода. Недаром у слова дом, есть однокоренное домовина, которое обозначает «Гроб, особо однодеревый, долбленый, какой любят крестьяне» [4,с.10]. Место захоронения родных тоже в каком-то смысле носит в себе понятие дома. Бросать такие места, забывать о своих корнях нельзя. Первое время Агафья даже спать не может на новом месте, все ее тянет к родному месту, оно ей постоянно снится.

Дом – это то, что должно быть у каждого человека: человек не может существовать без дома. Дом должен быть у каждого. Поэтому Агафья и спешит закончить возведение дома, она боится оставаться долго одна, а изба – это единственное, во что она может вкладывать силы, время. Она «ростит» ее как ребенка, лелеет, заботиться, ухаживает. Агафья вкладывает душу в новую избу, не жалеет себя.

Она полуосознанно принимается за возведение новой избы, вывезенной со старого места, из Криволуцкой. Неграмотной Агафье (она разучилась писать за ненадобностью) кажется, что человеческая жизнь все больше «выкореняется» на берегах Ангары, что скоро новая «смекалистая» жизнь последних десятилетий выдуется в воздух. Но благородная крестьянская привычка к труду сильнее, и она начинает в одиночку храбро, отчаянно «ворочать» бревнышки», как бы совершая свой подвиг, для себя.

Агафья стала последним человеком своего рода, он просуществовал два с половиной века и оборвался на ней, не оставила она после себя достойного продолжателя рода. Поэтому после смерти Агафьи дом останется в одиночестве, он не примет чужих людей. Он будет, как живой, стоять на берегу, долгие годы хранить устои вековой крестьянской жизни, не даст им погибнуть в наши дни. Более того, изба как бы будет продолжать их общую жизнь. «Не рвется кровная связь избы и Агафьи, ее «выносившей», напоминая людям и по сей день о силе, упорстве крестьянской породы».

Таким образом, дом в рассказе Валентина Распутина «Изба» - это, во-первых, то, что должно быть у каждого человека: человек не может существовать без дома. Дом должен быть у каждого.

Во-вторых, дом – это исторически сложившееся место жительства семьи, целого рода.

Заключение

Центральным мотивом в творчестве В.Г. Распутина является мотив дома, он красной нитью проходит через все произведения писателя, и анализируемые в том числе.

В результате исследования повести «Последний срок» и рассказов «Изба», «Женский разговор» Валентина Распутина были сделаны следующие выводы:

1) Дом - это средство характеристики героев. Мы видим душевную красоту старухи Анны, душевную неразвитость Варвары, Ильи, стыдливость Люси, безразличное отношение Таньчоры.

2) Дом - это место, куда дети, будучи взрослыми, должны приезжать, куда должны хотеть возвращаться.

3) Дом - это мать, о которой нельзя забывать и нужно заботиться всю жизнь.

4) Дом – это то, что должно быть у каждого человека: человек не может существовать без него.

5) Дом – это само строение, за которым нужно ухаживать.

6) Дом – это род, династия, многовековые традиции.

7) Дом – это малая родина: место, где ты родился, природа, окрестности родного города или села.

8) Дом – это место, которое может исцелить душу человека, помочь ему и передать знания, накопленные веками, наставить его на путь истинный.

Работа имеет практическую значимость: Валентин Распутин интересный автор, но изучение его произведений в школе ограничено. Современный школьник мало знает его произведения, поэтому данную работу можно использовать при подготовке к семинарам по русской литературе, урокам внеклассного чтения.

Тема «Мотив дома в творчестве Распутина» не изучена. Было просмотрено много статей из журналов, газет, критической литературы, интернет-сайтов, но ни одни из этих источников не поднимает данной темы. Поэтому работа носит полностью самостоятельный характер исследования.


Приложение

Валентин Григорьевич Распутин. Биография

Писатель, публицист.

Родился 15 марта 1937 года в районном посёлке Усть-Уда Иркутской области. Детские годы прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. Отец писателя был крестьянином, работал в леспромхозе, мать – домохозяйка.

· 1954 – оканчивает школу и поступает на первый курс историко-филологического факультета Иркутского университета.

· 1955 – знакомство с Александром Вампиловым, поступившим на первый курс историко-филологического факультета ИГУ.

· 1957 – Распутин начинает работать внештатным корреспондентом газеты «Советская молодежь». 30 марта в газете появляется первая публикация «Скучать совсем некогда».

· 1958 – в газете «Советская молодежь» Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы. Печатается в соавторстве с Р.Градом, М.Ворониным, под псевдонимом Р.Валентинов, но чаще всего под собственным именем — В.Распутин.

· 1959 – заканчивает пятый курс историко-филологического факультета ИГУ. Работает в газете «Советская молодежь». Под газетными публикациями появляется псевдоним В.Каирский.

· 1961 – в альманахе «Ангара» впервые опубликован рассказ Распутина («Я забыл спросить у Лешки..».). Распутин увольняется из редакции газеты «Советская молодежь» и поступает на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения. В газете «Советская молодежь» (12 февраля, 17 сентября), в альманахе «Ангара» начинается публикация рассказов и очерков будущей книги «Край возле самого неба».

· 1962 – Распутин увольняется с Иркутской студии телевидения и работает в редакциях разных газет («Советская молодежь», «Красноярский комсомолец», «Красноярский рабочий» и др.) В августе этого же года Распутин принят на должность литсотрудника газеты «Красноярский рабочий» в Красноярске.

· 1964 – в газете «Восточно-Сибирская правда» опубликован рассказ «Человек с этого света».

· 1965 – в альманахе «Ангара» опубликован рассказ «Человек с этого света». В этом же году Распутин принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, встречается с В. Чивилихиным, отметившим талант начинающего автора. В газете «Комсомольская правда» опубликован рассказ «Ветер ищет тебя». В журнале «Огонек» напечатан очерк «Разъезд Стофато».

· 1966 – в Красноярске выходит книга очерков «Костровые новых городов».

· 1967 – публикуется повесть «Деньги для Марии», принесшая писателю известность. Распутин принят в Союз писателей СССР.

· 1968 – писателю присуждена комсомольская премия имени И.Уткина.

· 1969 – начало работы над повестью «Последний срок».

· 1971 – поездка в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодежной творческой интеллигенции. В Новосибирске (Западно-Сибирское книжное издательство) в серии «Молодая проза Сибири» выходит книга «Последний срок» с послесловием С.Викулова, принесшая Распутину всемирную известность.

· 1974 – выходит в свет повесть «Живи и помни» (Государственная премия, 1977).

· 1976 – выходит повесть «Прощание с Матёрой». В это же году Распутин совершает поездку в Финляндию с прозаиком В. Крупяным по приглашению шведского семинара по вопросам литературы и культуры. Затем он едет в Федеративную Республику Германии совместно с Ю.Трифоновым на книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне. За границей на разных (английском, немецком, французском, итальянском, литовском, венгерском, польском и др.) языках печатаются произведения Распутина.

· 1977 – в Московском театре им. М.Н. Ермоловой ставится спектакль «Деньги для Марии» по одноименной повести. В МХАТе поставлен спектакль «Последний срок» по пьесе В.Распутина.

· 1978 – Распутин принимает крещение в Ельце. Крестит писателя старец Исаакий, много скитавшийся за рубежом после революции. В пору эмиграции был одним из руководителей Богословского института в Париже. Вернувшись на родину после войны, прошел через лагеря и ссылку и на закате жизни поселился в Ельце. Здесь он стал центром притяжения паломников со всей России. В этом же году на экраны страны выходит телевизионный фильм К. Ташкова «Уроки французского» по одноименной повести Распутина.

· 1979 – поездка во Францию.

· 1981 – Распутин награжден орденом Трудового Красного Знамени.

· 1983 – поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом «Интерлит-82».

· 1984 – поездка в Мексику по приглашению Института изящных искусств.

· 1985 – поездка в Канзас-Сити (США) по приглашению университета. Чтение лекций о современной прозе.

· 1986 – поездка в Болгарию, Японию, Швецию.