Смекни!
smekni.com

Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление" (стр. 19 из 33)

Значит, современный мужчина больше всего страдает от травмыи отсутствия трансформации. Он страдает от сатурнианского бремени уготованнойему роли, которая скорее ограничивает, чем освобождает. Не обладая божественнымвидением, он страдает от душевных изломов. Его просят быть мужчиной, но приэтом никто не может внятно сказать, что это значит, не считая самых банальныхпонятий. Его просят превратиться из мальчика в мужчину, но он не имеет нималейшего представления о том, что значит быть зрелым мужчиной без всякихпереходных ритуалов, без мудрых старейшин, которые могли бы подготовить его кэтому превращению и совершить его вместе с ним. Его травмы не вызываюттрансформации, они не приводят к углублению осознания и не делают богаче егожизнь. Они заставляют его время от времени пребывать в состоянии бессмысленнойдушевной немоты, пока не появится освобождающее телесное ощущение наступлениясмерти.

Ричард работал адвокатом в крупной фирме. Однажды ему приснилсямужчина, который схватился с Арнольдом Шварценеггером, сорвал кожу с его лица инатянул ее на себя. Во сне Ричард почувствовал себя униженным. В ассоциациях кэтому образу у него проявился страх, что его коллеги по работе не уважают его ичто, видимо, он взял на себя непосильную ношу. Кроме того, ему приснилось, какк нему домой ночью, когда они с женой спали, влезает грабитель. Оцепенев отужаса, Ричард думает: "Я должен встать и защитить свой дом". Онкричит: "Убирайся отсюда!" Через год ему приснился другой грабитель,который на этот раз лезет в комнату его дочери. Ричард встает и идет вслед заним с бейсбольной битой в руках.

Ричард понимал смысл этих периодически повторяющихсяобразов в его сновидениях так: его роль заключается в том, чтобы обеспечитьбезопасность семьи и ее защиту. Он чувствовал свой страх и свою мужскуюнеполноценность. Он рассказал об этих мыслях терапевту лишь потому, что эти сныбыли слишком навязчивыми. В одном из них он увидел, как один человек избиваетдругого. Он кричит: "Оставьте его в покое". Тогда нападавшийбросается за ним. "Мы начинаем драться. Я бью его ногой в пах. Этот ударсначала приводит его в оцепенение, но затем он берет верх и начинает менямучить. Затем он забирает мои ботинки. Никто не может мне помочь". И сноваРичард почувствовал, что не смог защитить себя и тех, о ком заботился. Егомучитель украл у него ботинки, выбив почву у него из-под ног, лишив его точкиопоры.

Или рассмотрим случай с Аллином, врачом клиники скоройпомощи. Ему приснилось, что он находится в комнате с мужчинами моложе его. Всеони очень метко стреляют из лука. Он тоже должен стрелять, но никто из них емуне показывает, куда и как нужно выстрелить. В конце концов он выпускает своюстрелу, но при этом не имеет никакого понятия, попал ли он в цель. Затем сценаво сне изменяется, и он оказывается в болоте, кишащем аллигаторами. Он боретсяс одним из них, который хочет затащить его на глубину. Полный ужаса, Аллинстремится скрыться от крокодила и выплыть на поверхность болота, где он хотя бына время может почувствовать себя в безопасности. Очевидно, психика Аллинаиспытывает потребность в переходном ритуале. Он видит, что другие молодые людиуже справились с этой задачей, но при этом нет никого постарше, чтобы сказатьему, что надо делать. Он даже не знает, где цель и куда направлены его жалкиеусилия. Поэтому он видит себя в болотной трясине, которая являетсяэнергетически заряженным символом скрытого действия бессознательного. Не имеяподдержки отца, сновидец оказывается в смертельных объятиях хтоническогоматеринского чудовища - своего материнского комплекса, угрожающего утащить егов глубину бессознательного. Хотя он выбирается на поверхность болота, он лишьвременно находится в безопасности.

Заметим, что профессии обоих мужчин традиционно считаютсясоциально значимыми и, казалось бы, должны повышать их уверенность в себе. Но,несмотря на это, они оба ощущают неполноценность и страх, когда ихмаскулинность подвергается испытанию. Они жаждут от окружающих помощи, чтобыпреодолеть свою обособленность; они страдают из-за своих травм, не видя нипросвета, ни трансформации. Отсутствие чрезвычайно важных ритуалов перехода ксостоянию зрелости проявляется в их снах, как, впрочем, и в сновидениях многихдругих мужчин. Повторяю: только признание своей внутренней жизни и преданностьей, например, внимательное отношение к содержанию своих снов, даже еслизаключенное в них послание неприятно, поможет им выявить свои тайные страхи ипролить на них свет сознания.

Из-за отсутствия переходных ритуалов мужчины постоянносомневаются в своей маскулинности. Они чувствуют, что, несмотря на занятую имисамую надежную круговую оборону, через нее все равно кто-то прорвется и нетолько их унизит, но и просто погубит. Или жизнь круто изменит свой контекст,соответственно изменятся правила игры, и обнаружится их некомпетентность.Поэтому имеет место следующее двойное послание: будь мужчиной и докажи это; ноправила игры постоянно изменяются, и вы даже не представляете, как играть втакую игру. И только вы наконец начинаете что-то понимать, как правилаизменяются снова и кто-то еще опять оказывается лучше вас. Это сложное,изменяющееся представление о маскулинности заставляет мужчин действовать науровне персоны и говорить о своей жизни с точки зрения социально определяемыхпонятий, таких, как заработная плата, машина, дом, социальный статус.

Хрупкая мужская психика стала грубой и прямолинейной.Исторически мужчина был поставлен в условия, которые требовали от негопроизводить и защищать свое потомство, и его оценивали именно по результатамэтой деятельности. Все это мало или совсем ничего не говорит о его душе, еголичности и его уникальности. В таком мире мужчины имеют трагическую судьбу; онине могут обрести покой и безмятежность, они редко совершают действия, исходя извнутренних убеждений, и еще реже преуспевают в этой убийственной игре. Но, дажевыигрывая, они теряют свою душу.

Так современные мужчины несут в себе вечные черты древнегомифа - характерные черты раненого Короля-Рыбака, Амфортаса. История Амфортаса,имя которого является производным от французского слова emfertez, "мягкотелость",рассказывалась и передавалась много-много раз исходя из разных версий: отлегенды о Святом Граале до ее современного толкования в книге Роберта Джонсона "Он:Глубинные аспекты мужской психологии". Суть легенды заключается в том, чтоАмфортас страдал от ужасной раны (в разных вариантах она описана по-разному: водних версиях он был поражен в бедро, в других - в яички). Он был ранен в томесто, от которого зависит воспроизводство и которое служит основой егомужского естества. Эта рана остается неизлечимой, пока он не обретет ЧашуГрааля, средневековый символ вместилища души. Хотя современный мужчина можетиметь шикарную машину, стоящую в подземном гараже его дворца, стены которого украшенытрофеями, свидетельствующими о его победах на рынке товаров и услуг, онинтуитивно ощущает свою внутреннюю пустоту, свою боль, свою неизлечимую рануКаким бы грандиозным ни выглядел построенный им замок, какими бы крепкими никазались возведенные им защиты, он знает, что господствует над пустотой, а еговладения - эмоциональная пустыня.

Этот повторяющийся мифологический мотив лежит в основеизвестной поэмы Т. С. Элиота "Бесплодная земля". Лондон, центрбизнеса и созданных мужчинами социальных структур, центр "мужских"игр, детально изображен в ней:

Призрачный город,

Толпы в буром тумане зимней зари,

Лондонский мост на веку повидал столь многих,

Никогда не думал, что смертьунесла столь многих71.

Элиот Т. С. Полыелюди. СПб.: Кристалл, 2000. С. 337.

В час пик Элиот видит не утверждающую себя жизнь, адуховную смерть. Именно поэтому он цитирует прекрасные строки из "Божественнойкомедии" Данте, в которой автор шесть веков назад описал, как спускался вАд ("Никогда не думал, что смерть унесла столь многих"). Если то, чтосделали люди и чему они посвятили свою жизнь, в дальнейшем не служит им, ониоказываются в пустыне души среди духов смерти. Джозеф Кэмпбелл объясняет этоследующим образом:

"Бесплодная земля... это любой мир, в котором... есть сила инет любви, где в законах жизни преобладают догматизм, а не образование, власть,а не опыт и где внедряемые и воспринимаемые мифы и ритуалы никогда не связаны сактуальными внутренними представлениями, потребностями и возможностями тех, накого они оказывают воздействие"72.

Если внешний мир и внутренняя истина находятся в конфликтемежду собой, человек страдает от душевной травмы. Мужчины справедливоподозревают, что достижение материального успеха или высокой должности сбольшими полномочиями не даст им умиротворения, но они боятся отвергнуть то,что, как они это понимают, является единственной приемлемой для них игрой.Поэтому происходит только нагноение раны, без нового видения и исцеления.

Делмор Шварц в коротком рассказе описывает молодогочеловека, который в ночь перед днем своего рождения, когда ему должен былисполниться 21 год, видит себя во сне в кинотеатре. К своему изумлению, онузнает своих родителей, которые на экране влюбляются и ходят друг к другу насвидания. Он смотрит фильм и осознает, что они совершают ужасную ошибку - туошибку, из-за которой он однажды появился на свет. Он встает и начинаеткричать, чтобы прекратили показывать этот фильм. К нему обращается билетер иделает строгое замечание: "Вы не должны так себя вести, даже если вынаходитесь один в зале! Вы пожалеете, если не будете себя вести так, какследует, ваше поведение совершенно неприемлемо, и вы это очень скоро поймете!"73

Таким образом, в момент наступления физического состояниявзрослости юноша познает бремя семейных мифов, которые будут формировать еголичность. Отвергая жизнь родителей до своего рождения, он отвергает и своюбудущую жизнь, так как является их ребенком. Так же поступают многие мужчины,которые несут в себе тайную грусть и ярость, вызванные тем, что семейный икультурный контексты, образы и ожидания, которые их сформировали, несогласуются с их внутренней истиной.