Смекни!
smekni.com

«Готика Средневековья в западной Европе» (стр. 3 из 3)

Готическая скульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно подчинена архитектуре. В период «украшённого» и «перпендикулярного» стилей в соборе так много скульп­турного декора, что, по справедливому замечанию исследователей, создается впечатление «вибрации архитектурных форм». Статуи поставлены тесно одна к другой и заполняют фасад, как в соборе в Уэльсе (западный фасад). Находит развитие также мемориальная пластика.

Монументальная готическая живопись Англии развита очень слабо. Из живописи наиболее интересна, по давней английской традиции, книжная миниатюра, особенно школы кентерберийская и винчестерская. Как и во французской, в английской миниатюре много элементов подлинной реальной жизни (например, светские хроники и богослужебные книги восточноанглийской школы XIV в., из которых самая знаменитая - Псалтырь королевы Марии, 1320).

В XIII - XIV вв. готика распространяется по всей Европе. В Испании XIII столетие - время наиболее ожесточенной борьбы с арабами, а также усиления внутренней борьбы испанцев - фео­далов и горожан, добившихся от короля участия в кортесах. В го­тическую эпоху наиболее активно формируется испанская культура, испанский язык, складывается испанский эпос, своеобразными путями, непохожими на общеевропейские, идет развитие архитектуры и изобразительного искусства. Обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность и разнообразие орнаментики (соборы в Леоне, 1205 - 1303 - XIV в.; в Бургосе, 1221 - 1238, достроен в XIV - XV вв.; в Толедо, 1227 - 1493, закончен в XVI в.). Иногда соборы Испании перестраивались из мечетей, а колокольня Севильского собора, например, перестроена из минарета. Особое место в испанской архитектуре занимает стиль «мудехар» (т. е. мусульманский). Это, как правило, соборы, пост­роенные зодчими-арабами из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду, с деревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы, иногда имеющей стрельчатое завершение. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек.

Зрелая готика оставила прекрасные образцы гражданской архитектуры, особенно Восточной Испании, в Каталонии и Ва­ленсии (ратуша в Барселоне, так называемая Шелковая биржа в Валенсии).

Синтез скульптуры и живописи готической поры нашел вопло­щение в испанских алтарях - ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой. Расцвет этого искусства приходится в основном на XV век.

Особое место в европейской художественной культуре XIII - XIV вв. занимает Италия. Уже в конце XIII в. в Италии в резуль­тате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе - так называемого Проторенессанса. В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрель­чатые арки, «розы». Основа оставалась чисто романской. Это широ­кие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, 1229 - 1372; в Орвието, 1295 - 1310). Пример поздней итальянской готики - это огромный, вмещающий в себя до 40 000 человек Миланский собор, самый большой храм Европы (1378 - XV в., заканчивался в Х1Х в.). Его строили не только итальянские, но немецкие и французские зодчие. Весь собор покрыт скульптурной резьбой.

В Италии сохранилось много гражданских построек периода готики.

До сих пор украшением Венеции являются ее мраморные двор­цы с аркадами, отражающимися в воде каналов или лагун (Дворец дожей, 1310 - XVI в.). Сочетание легких ажурных аркад и глухой стены - черта, характерная для восточной архитектуры.

Готическое искусство представлено также памятниками архитектуры Нидерландов (ратуши в Брюгге, 1376 - 1421 гг., Брюсселе, 1402 - 1450 гг., Лувене, 1448 - 1563 гг.); Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор св. Стефана в Вене, 1304 г. - середина XV в.); Венгрии (церковь Матьяша, середина XIII - вторая половина XIV в., перестроена в конце XIX в.); Польши (Вавельский собор под Краковом, XIV - XV вв., Мариацкий костел в Кракове XIV - XV вв. с витражами XIV в. и резным алта­рем Вита Стоша 1477 - 1489 гг.); Скандинавии (собор в Турку, XIII - XIV вв.)

Искусство средневековья, просуществовав тысячелетие, выдви­нуло новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы и новое содержание. Питаясь идеями христианства, это искусство глубоко проникло во внутрен­ний мир человека. Огромен интерес искусства средневековья к нравственному облику человека, к тому, что определяется более общо словом «духовность».

Список используемой литературы:

1) Ильина Т. В. «История искусств. Западно – европейское искусство»: Учебное пособие – Москва: «Высшая школа», 1983. – 317 с ил.

2) Гнедич П. П. «Всемирная история искусств». – Москва.: Современник, 1996. – 494 с.: ил.

3) Гутнов А. Э. «Мир архитектуры: Язык архитектуры» - Москва: Молодая гвардия, 1985. – 351 с., ил. – (Эврика).

4) Муратова К. М. «Мастера французской готики XII – XIII веков» - Москва «Искусство», 1988.

5) Горелов А.А. «Культурология»: Учеб. Пособие. – Москва: Юрайт – М, 2002. – 400 с.