Смекни!
smekni.com

Ii жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова – биографическая справка (стр. 3 из 4)

«Теперь уже Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну. У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина, и простирается невысыхающая черно-красная лужа »[21]

Красный цвет действительно значим в романе. Исследовав художественную структуру романа, можно отметить очевидную параллель: ВИНО-КРАСНЫЙ ЦВЕТ- КРОВЬ.

Почему в этой схеме появляется слово «вино»? Может быть, можно провести параллель между словами ВИНО- ВИНА- уж слишком созвучны эти слова и слишком идейно значимы. В основном они связаны с образом Понтия Пилата.

§ 4

Такой вывод позволяет сделать в символическое разрешение романа. Мастера. Это невысыхающее пятно пролитого вина, напоминающее о крови, – вечный знак совершённого Пилатом преступления – конечно, восходит к христианской традиции, где хлеб и вино используются в таинстве причащения как символы тела и крови Христовой.

Красный - цвет пространства, где есть значение вины. Только когда прокуратора освобождают, а точнее, прощают после почти вечного наказания, кровавая лужа наконец-то уходит в небытие, и тогда прокуратор в зоне жёлтого- лунного света. И теперь у них с Иешуа единое цветохудожественное пространство.

§ 5

Значим в общем портрете Понтия Пилата и белый цвет. Белый цвет определённой степени чистоты. Что ж, читая о Понтии Пилате мы понимаем, что не такой уж он плохой человек. Не жестокий, не беспощадный. Он искренне пытается осуществить попытку спасения Иешуа, Иуду из Кириафа.

Яркое сочетание белого и красного цвета в описании Понтия Пилата дает читателю понять, что этот герой - носитель и олицетворение «самого странного порока» - трусости, жестокости, но и в то же время некой доброты. Это сочетание цветов становится символом противоречивости героя. Именно этой своей противоречивостью он интересен читателям.

VI.

§ 1

Некоторые исследователи творчества М. А. Булгакова приходят к выводу, что писатель был склонен к религиозному мистицизму. На самом деле он обладал редким, определенно реалистичным мышлением. Но одновременно с этим и в жизни, и в творчестве у Булгакова было еще одно редкостное качество таланта: он был мистификатором, фантазером, человеком, которого буквально затапливал «безудержный поток воображения»[22].

Интересно проследить эту мысль в описании Воланда.

§ 2

Воланд часто демонстрирует хорошее знание человеческой природы, обладает умением исследовать и раскрывать «мотивы и страсти, как духовные, так и все, что связано с живой человеческой жизнью». Все его познания, поразительные по глубине идеи, принесены, конечно, не из потустороннего мира, а извлечены из богатого знания живых наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Все, что происходит на страницах романа, - это всего лишь игра, в которую вовлечены читатели.

Внешний вид Воланда одновременно и вызывающий и компромиссный. Традиционно наличие заметных физических недостатков (кривой рот, разные глаза, брови), преобладание в одежде и внешности черных и серых красок которые показывают его сущность:

«Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях, серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. <...> Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой».

Вот ещё одно описание:

«Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ушко, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар[23]».

В обрисовке Воланда автор использует прием контраста: Воланд - «воплощение противоречий жизни (при своей доминанте - властитель ада)»[24]. Он по-разному характеризуется в различных ситуациях, меняет свой облик, но глаза, показывающие двойственность личности, все время остаются теми же. Я считаю, автор, с одной стороны, использовал черный и серый цвет в образе Воланда, для того чтобы показать воплощение зла, дьявола, сатаны, князя тьмы. Но с другой стороны, автор использует зеленый цвет, который ассоциируется с чем-то душевностью, с внутренним теплом.

§ 3

Итак, этот герой не такой как все, он рожден приносить несчастье, творить зло на земле, чего он не делает, а только наказывает людей за их жадность, обман, ханжество, и дает им возможность сделать выбор между добром и злом. Воланд наделен авторским всезнанием. Он знает мысли своих героев, их намерения, их переживания. И здесь нет ничего сверхъестественного, потому что творец всего этого мира. «Снять всю внешнюю мишуру, все эти превращения, фантастические картины, все эти одежды, годные только для маскарада, и перед нами предстанет сам Булгаков, тонкий и ироничный[25]». Сочетание чёрного и зелёного цветов в портрете Воланда становится символом всевластия, глубины познаний.


VII

§ 1

Нельзя не обратить внимание и на цветовые детали, связанные с образом мастера.

Здесь хочу оттолкнуться от мнения о параллельности образов Мастера и Иешуа.

Мастер появляется только в 13-ой главе, которая называется "Явление героя", это достаточно ироничное название, т.к. его героем никто не считает, и он сам тоже. Само слово "явление" как бы говорит нам о появлении настоящего героя романа. Вдруг "на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем".

Вот его портрет: "С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми". Таинственный посетитель был одет во все больничное, "на нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат".

С этой встречи Мастер доверяется Ивану Бездомному, рассказывает ему со всеми подробностями все обстоятельства своей жизни. И главное - он рассказывает о своей неповторимой встрече с Маргаритой.

Черный и желтый цвет очень часто встречается у героя: «У Мастера была черная шапка с желтой буквой "М",которую вышила Маргарита»

В жизни Мастера всё тёмное, но есть лишь единственный свет- встреча с Маргаритой. Я думаю, что эти цвета символизируют это соотношение тьмы и света в жизни Мастера. Свет среди тьмы, вечности и грусти. Для многих желтый - цвет сумасшествия. Мастера считают сумасшедшим, впрочем, он тоже считает себя безумным. Недаром автор называет его пришельцем, он действительно не от мира сего. Мастер не умеет и не хочет приспосабливаться, ловчить, он говорит то, что думает. Наверное, он просто не представляет себе другого поведения. Для таких людей не существует авторитетов или общественного мнения. Существует только правда, которой они доискиваются годами самозабвенного труда. Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток, как и сам М. Булгаков: он “податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой”[26].

Слабое противостояние злому началу для творческой натуры представляется автору романа закономерным. Герои - носители высокой нравственной идеи в произведениях писателя неизменно оказываются побежденными в столкновении с обстоятельствами, которые породило зло. Роман Мастера, не принадлежащего к могуществу литературного и окололитературного мира, не может увидеть света. В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность.

§ 2

Сочетание чёрного и жёлтого в обрисовке Мастера выводит на понимание его судьбы.

Мастер - вечный “скиталец”. Мастера трудно оторвать от земли, ибо много “счетов” надлежит ему “оплатить”. “Самый тяжкий его грех (Пилатов грех!) - отказ от ... творения, от поиска истины. ... И то обстоятельство, что власти предержащие лишили его ... права говорить с людьми, т. е. права нормально жить, не может служить смягчением вины. ... Но, искупив вину открытием истины” он прощен и достоин свободы и покоя. “Художник, подобно богочеловеку, - “скиталец” между землей и “вечным приютом”. А “вечный дом” его - горные выси”. Именно покоя как противовеса прежней бурной жизни жаждет душа истинного художника. Покой - это и возможность творчества, и несбыточная романтическая мечта художника. Но покой - это и смерть. Мастер, умерший в психиатрической клинике, где он числился пациентом палаты № 118, и одновременно вознесенный Воландом в горние выси, остался “единственным человеком, познавшим с помощью воображения одну из важнейших для человечества истин[27]”.

Но возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. В том доме, что Мастер получил в награду за свой бессмертный роман, к нему придут те, кого он любит, кем интересуется, и кто его не встревожит. Именно о таком светлом будущем говорит любимому Маргарита: “Слушай беззвучие ... слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни, - тишиной. <...> Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься, и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи[28]”. Видимо выбор на “свет” связан с полемикой с великим Гете, давшим своим героям традиционный “свет”. Первая часть его трагедии заканчивается прощением Гретхен. Вторая часть заканчивается прощением и оправданием Фауста: ангелы уносят на небеса его “бессмертную сущность”.