Смекни!
smekni.com

Положение 1804г и его образовательный аспект Особенность николаевского времени в России (стр. 2 из 3)

Изменения в политике российского государства в отношении еврейского населения в николаевский период можно условно разделить на два этапа. Первый этап с 1825 по 1840г. характеризуется использованием насильственных мер преимущественно милитаристского характера, призванных интегрировать евреев в православную социальную среду. Второй этап, начавшийся в конце 1840г. и продлившийся до смерти императора Николая в 1855г. отмечается сочетанием насильственных мер с просветительскими. Целью последних являлось приобщение евреев через образование к достижениям светской европейской культуры, что, по

2 Зорин А. Уваровская триада и самосознание русского интеллигента// Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. Материалы международной конференции, Неаполь, май 1997, - М. -Венеция, 1999, С.35

мнению инициаторов этой реформы, должно было привести к «исправлению нравов» евреев и последующему их превращению в полезных подданных русского императора.

Настоящая работа имеет своей целью изучение небольшого отрезка исторического времени с 1837 но 1845гг., связанного в данном случае с подготовкой и началом реализации первой просветительской реформы в отношении еврейского населения «черты оседлости». Основным же содержанием работы станет исследование деятельности представителя немецкого просвещенного еврейства Максимилиана Эдуарда Эммануэля Лилиенталя (1814-1886), ставшего одним из главных разработчиков этой реформы.

Приведенные хронологические рамки охватывают собственно период, проведенный Лилиенталем в России (1839-1845), и кроме этого два предыдущих года, в течение которых, с одной стороны, происходило тесное знакомство Лилиенталя с идеями европейского и еврейского Просвещения в Германии, а с другой - вызревание идеи о необходимости просветительского подхода в отношении еврейской проблемы в среде николаевского правительства.

Будучи приглашен в Россию на роль преподавателя провинциальной еврейской школы, Лилиенталь оказался со временем вовлечен в работу российского министерства просвещения, направленную на создание в России системы казенных еврейских школ. Участие его в подготовке реформы оказалось значительным благодаря личному знакомству с министром С. С. Уваровым, являвшимся ее инициатором. Имея очень слабые сведения об образе жизни и обычаях еврейского населения, российское правительство, и в первую очередь Уваров, оказались вынуждены прибегнуть к услугам просвещенного немецкого еврея и сделать его своим эмиссаром на территорию «черты оседлости» и фактическим посредником между правительством и российскими евреями.

Во многом благодаря деятельности Лилиенталя стало возможным привлечение к обсуждению проблем связанных с подготовкой реформы самих российских и иностранных евреев, отношение которых к проблеме оказалось порой противоположным. Так маскилгш3 города Вильно выработали собственную точку зрения по поводу структуры новых школ, которая не совпадала ни с воззрениями литовских традиционалистов, ни с взглядами хасидов, и даже отличалась от той, которую отстаивали одесские маскилим. Немецкие еврейские просветители, предполагая принять участие в реформе в качестве учителей для новых школ, возлагали в этом смысле надежды на Лилиенталя и на российское правительство, надеясь одновременно на то, что реформа послужит расширению прав еврейского населения России. Па фигуре Лилиенталя, который был не только немецким просвещенным евреем, но и представителем правительства, как в фокусе сосредоточилась вся острота возникшего конфликта.

Кульминацией драмы стало учреждение раввинской комиссии, вслед за которой последовало вынесение указа 1844г. о создании в России системы еврейских казенных школ. А в 1845г., еще до введения новых училищ в действие, Лилиенталь покинул Российскую империю и, по не вполне ясным причинам, больше сюда никогда не возвращался. Дальнейшая его судьба оказалась связана с историей развития реформистского иудаизма в Североамериканских Соединенных Штатах, где он принял активнейшее участие в деятельности реформистской конгрегации Цинциннати и стал одним из основоположников американского еврейского реформизма.

Деятельность Макса Лилиенталя в России в конце первой половины XIX столетия - тема, к которой в разной степени обращались практически все отечественные и зарубежные исследователи истории восточноевропейского еврейства этого периода. Буквально в каждой из работ освещающих историю еврейского Просвещения в России, отношение

3 маскилим (маскилы) - сторонники просвещения евреев в европейском духе.

царского правительства и еврейства, проблемы модернизации еврейского населения Восточной Европы можно обнаружить упоминание имени Лилиенталя. При этом как для современников, так и для нынешних исследователей оценка его деятельности и ее значения в процессе разработки в России системы казенного еврейского образования является весьма неоднозначной.

В некоторых зарубежных работах, освещающих николаевский период в истории восточно-европейского еврейства, (Д. Филиппсон4, Л. Шайнхаус5,

М. Станиславский , Э. Эткес , Д. Кахане ) фигуре Лилиенталя уделяется более пристальное внимание, в иных (СМ. Дубнов, Ю. Гессен) о нем упоминается менее подробно. Но все без исключения авторы признают значимость его деятельности в этот период для дальнейших судеб еврейства в России.

Между тем, в современной историографии до сих пор не существует единого мнения о роли Лилиенталя в судьбе российского еврейства, или его фигура просто исчезает из поля зрения исследователей. Порой дело доходит до курьезов. Так в издании «Краткая еврейская энциклопедия» (1999г.) в статье «Хаскала» вместо Макса Лилиенталя упоминается М.Л. Лилиенблюм, личность, безусловно, заслуженная, но к «осуществлению правительственного проекта реформы еврейского образования» отношения вовсе не имевшая9. Подобная неточность в столь авторитетном издании видится не случайной. В какой-то мере это результат того забвения, которое постигло имя Лилиенталя в современной историографии.

Разительно различаются и оценки деятельности Лилиенталя. В исследованиях историков, как и в воспоминаниях современников можно

4 Philipson D. Max Liliental, American Rabbi. New York, 1915.

5 Scheinhaus L. Ein deutscher Pionicr. (Dr.IJlientals Kulturvcrsuch in Russland). Berlin, 1911.

6 Stanislawski M. Tsar Nicholas I and the Jews. The Transformation of Jewish Society in Russia. 1825-1855. Philadelphia. 1983.

7 F.tkcs I. Parashat ha-haskala mi-taam ve-ha-tcmura be-maamad tenuat ha-haskala be-russia («Казенное просвещение» и изменение статуса движения Таскала в России) // Zion. 1978. №43. р.264-313.

8 Kahana D. Liliental ve-haskalat ha-ychudim be-rusiah (Лилиенталь и еврейское просвещение в России) // На-shiloah,T.27, 1912.

9 Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, Т.9, 1999, С. 704.

обнаружить буквально противоположные взгляды в отношении его устремлений. Одни обвиняют Лилиенталя в карьеризме и утверждают будто он, идя на поводу у николаевского правительства, вел российское еврейство к христианизации. Другие же полагают, что в его деятельности наблюдалось очевидное стремление облегчить участь евреев черты оседлости и даже привнести им равноправие.

Следует отметить, что в отношении к личности Лилиенталя в литературе можно проследить отражение конфликта середины XIX века. Нередко оценка его деятельности в России зависит от того, с какой из участвовавших в конфликте сил идентифицирует себя исследователь. В первую очередь это касается отечественной историографии рубежа XIX и XX веков. Разброс мнений в отношении будущего евреев в России, характерный для еврейских интеллектуалов этого поколения отразился во многом и на их отношении к тем или иным событиям прошлого. Существуют и более поздние работы, для которых справедливо это утверждение. Так, например, II. Каменецкий10, будучи представителем современной ортодоксии, в первую очередь интересуется вопросом религиозной ревностности Лилиенталя. А раби Йосеф Шнеерсон" из династии, возглавляющей «хабад-любавичское» направление в хасидизме, отстаивает роль и значение в описываемых событиях Менделя Шнеерсона, одного из родоначальников «Хабада». Это обстоятельство требует весьма осторожного обращения, как с источниками, так и с некоторой историографической литературой.

На настоящее время существуют два исследования, целиком посвященных деятельности Лилиенталя в Америке и его роли в становлении реформизма в США (Д. Филипсон (1915), Б.Л. Рубен (1997)). Обе этих работы в некоторой степени касаются и его деятельности в России. В частности в наиболее свежем и полном диссертационном исследовании

10 Kamenecki N. Making of the Godol. Israel, 2002.

" Shneersohn Joseph I. The "Tzemach Tzcdek" and the Haskalah Movement. Brooklyn, 1969.

Б.Л. Рубена «Макс Лилиенталь: раввин, учитель и реформатор в Америке девятнадцатого века»12 приводится характеристика мировоззрения Лилиенталя в российский период и подробное исследование его становления как немецкого маскила. При этом в отношении деятельности его в России автор ограничивается в основном изложением некоторых фактов, почерпнутых, прежде всего, в воспоминаниях самого Лилиеиталя и в его письмах. Эта некоторая ограниченность обуславливается задачами данного исследования, посвященного деятельности Лилиенталя именно как американского реформатора.