Смекни!
smekni.com

«Над пропастью во ржи» (стр. 3 из 3)

Но как бунтарь Холден сможет жить обыкновенной жизнью среднестатистического американца? Он не ждет избранного пути, а все его стремления выражаются лишь в весьма аморфных и символических представлениях о будущем. Он хрупок и слаб. Он сам часть того мира, который отрицает. Его руки связаны не только причастностью к нему, не только личной слабостью, но и пониманием или скорее ощущением, что перед ним не отдельные гадости, а море бедствий. [3]

В-третьих, последним уровнем отчужденности Холдена становится изоляция1.

Он презирает также все общепринятые условности как «одну сплошную липу». Можно подумать, что он единственная в мире поистине творческая личность и, несмотря на то, что он провалился по всем предметам, кроме английского, у него имеются свои и весьма высокие, почти максимали­стские критерии — по крайней мере, в оценке литера­турных произведений.

Он не может жить без общества. Но вследствие непонимания, постоянных конфликтов и неудач, Холден замыкается в себе. Холден живет в совсем, ином мире, чем другие люди. В самом деле, кому из благонамеренных жителей Нью-Йорка, кому из род­ственников Холдена, из его учителей, просто из встречных,— кому какое дело до того, куда деваются утки зимой?

Как выглядит в этой книге современное американское обще­ство? Каких людей встретил за свои шестнадцать лет Холден Колфилд? Двуличных, лживых, подлых. Он с самого начала бьется во все двери, стучит настойчиво, призывно: где люди? Есть ли живая душа? Он пытается найти отзвук у шоферов такси, у случайных по­путчиков, у товарищей по школе, у соседей по столику в ресто­ране.

1Изоляция – отчуждение индивида от господствующих целей и ценностей, расхождение индивида с данными обществом в оценке значимых в этом обществе целей и верований.

Он звонит по телефону разным людям, в том числе и мало­знакомым, только чтобы услышать голос человеческий. Но отзвука нет. Многообразный шум большого города — и мертвое, ледяное молчание. Как в пустыне.[1]

Таким образом, главный герой, страстно желающий изменить жизнь, но бессильный перед бессмысленностью и неопределенностью своей судьбы, изолированный от общества, отчуждается не только социально, но и психологически, что характерно для подросткового поколения в целом.

2.3. Философский уровень отчужденности главного героя.

Возвращаясь к теоретической основе реферата, следует отметить, что философами понятие отчужденности трактуется как превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. [12] Т.е. под отчужденностью на философском уровне подразумевается опредмечивание деятельности, ее материальные итоги.

В анализе образа главного персонажа романа «Над пропастью во ржи» данный уровень отчужденности выделить невозможно. Социальное и психологическое отчуждение Холдена Колфилда разрушает только его самого. Его деятельность бессмысленна и деструктивна только для него самого, следовательно, не имеет ощутимых результатов и влияния на других персонажей романа.

Заключение

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что цель и задачи исследовательской работы выполнены. Т.е. рассмотрено понятие отчужденности вне литературоведенья в первой главе. Изучена система образов и непосредственно образ главного героя, сюжет и композиция романа во второй главе.

На основе теории об отчужденности выделена структура литературоведческого анализа, который представлен во второй главе реферата.

Анализ уровней отчужденности в образе главного героя позволил выявить два из трех, выделяемых психологами, социологами и философами, уровней. На основе этих данных доказано, что идея отчужденности в романе Сэлинджера воплощена не полностью. Отсутствие философского контекста понятия отчужденности в образе главного героя, дает понять, что Холден Колфилд, как символ юношеского бунтарства и максимализма, не является творцом собственных идей. Его особая идеология есть ничто иное, как проявление духа времени, духа борьбы с грязью и пошлостью жизни.

Холден становится символом подросткового поколения своего времени и остается таковым и сейчас. Отсутствие третьего уровня отчужденности является доказательством отсутствия обреченности судьбы главного персонажа, и вследствие поколения в целом.

Список литературы

1. Галинская И. Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинд­жера. М.: Наука, 1975

2. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. М.:1980, С. 112

3. А. Зверев. Сэлинджер: Тоска по неподдельности, Ростов н/Д: «Феникс», 1999 – 480 с.

4. Максуэлл Гаусмар, Американские современники, изд-во «Прогресс» М. 1976

5. Дж. Д. Сэлинджер: «Мудрое дитя и школа журнала Нью-Йоркер» перевод А. Петриковской

6. История американской литературы. Часть 2. М.: 1971 С. 293

7. Зарубежная литература для детей и юношества. Учеб. в 2ч. 4.2. Н.П. Банникова, Л.Ю. Брауде, Т.Д. Венедиктова и др. Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С. Чернявской – М.: Просвещения, 1989 – 271 с.

8. Зарубежная литература. Анализ произведений школьный программы. Учебн. пособие. Сост. – Л.Б.Гинзбург, А.Л.Резник – Мн.:Книжный дом. 2004

9. Борисенко А. О Сэлинджере, «с любовью и всякой мерзостью»/ Иностранная литература. 2001, №10.

10. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.

11. Литература и общество. Возвращаясь к проблеме отчуждения. И.Кон/ Иностранная литература, 1966, №5.

12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

13. Зиновьева Д.М. Проблемы социальной психологии личности.

14. Петровский В. А.Теоретические проблемы психологии личности в системе

15. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М., 1993.

16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир М., 1973. С.255 - 385.