Смекни!
smekni.com

по мировой художественной культуре «Собор Святой Великомученицы Екатерины» (стр. 1 из 3)

Реферат по мировой художественной культуре

«Собор Святой Великомученицы Екатерины»

Работу выполнила:

Ученица 11 «Б» класса

Дементьева Екатерина

Руководитель работы:

Сибакина Светлана Валентиновна

Учитель мировой художественной культуры

Санкт-Петербург

Пушкин

2008

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………с. 3

2. Соборная площадь………………………………………………………с. 4-5

3. Собор Святой Великомученицы Екатерины…………………………..с. 6-16

4. Заключение………………………………………………………………с. 17

5. Список используемой литературы…………………….. ………………с. 18

6. Приложение ….………………………………………………………….с. 19-28

I Введение:

Мой реферат посвящен Собору Святой Великомученицы Екатерины, который на данный момент восстанавливается к трехсотлетию Царского Села.

Основная цель моей работы изучить историю храма и Соборной площади, на которой он находился почти сто лет назад.

Несмотря на то, что Царское Село является центром духовной культуры, многие люди не знали, что на этом месте ранее находился собор, за исключением тех, кто стал свидетелем зверски разрушенного храма. Только по началу раскопок царскоселы заинтересовались, что же происходит в сквере на месте постамента В. И. Ленина.

Благотворительный фонд “Воссоздание собора святой Екатерины в Царском Селе” создан с целью воссоздания уникального памятника духовного и архитектурного облика Царского Села – православной церкви на Соборной площади, освященной в честь Святой Великомученицы Екатерины.

Работа по восстановлению храма началась с раскопок, предположительно обнаружены мощи священномученика Иоанна Кочурова - первого в ХХ веке русского пастыря, пострадавшего от рук большевиков.

Соборная площадь в будущем будет возрождена и воссозданный на ней собор святой великомученицы Екатерины, стилизованный в духе Суздальских соборов, с пятью золочеными куполами, звоном колоколов возвестит о себе и украсит город. На его мощеных площадках, окруженных большим сквером, будут производиться в установленные дни церковные и городские праздники. Собор святой Екатерины станет доминантой исторического центра Царского Села.


II Соборная площадь

Сейчас, проходя по центральной площади Царского Села, той, что перед Гостиным двором, почти никто не задается вопросом, отчего же центральная площадь некогда блистательной резиденции русских государей выглядит ныне так невразумительно пусто. Она и площадью-то не кажется: слева, словно бы на отшибе здание Гостиного двора, с трех остальных сторон – здания, выстроенные в разное время и в разном стиле, посредине – широкий размах сквера.

А ведь любая площадь должна иметь свою доминанту, логический центр, который как бы организует ее пространство. Иногда это – памятник, иногда – здание, иногда – фонтан с какой-то многофигурной композицией.

Тут же сразу все говорят, что, мол, памятник-то в центре сквера был: памятник Ленину, установленный здесь в 1939 году. Но, надо думать, ни у кого, даже у самого преданного идее коммунизма оппонента не повернется язык сказать, что этот монумент выполнял необходимую функцию доминанты для обширной площади. И не только потому, что его габариты и высота пьедестала не соотносились с масштабами пространства, даже с высотой старых мощных деревьев, окружающих сквер. «Дело в том, что по законам архитектуры площадь, окруженная зданиями, чья высота в несколько раз уступает ширине пространства, должна иметь доминанту, значительно превосходящую высоту этих зданий, и быть не только высотной, но и габаритной, то есть зрительно значимой даже среди высоких деревьев, на фоне огромного сквера»[1].

Но иные, самые старые царскоселы еще помнят, как выглядела площадь перед Гостиным Двором до 1938 года. Помнят царственный и прекрасный собор Святой Великомученицы Екатерины, который любили, которым восхищались, который был достойным роскоши и великолепия Царского Села: «пятиглавый, золотокупольный, стройный и высокий, он возвышался над площадью, организуя ее пространство и пространство всех прилегающих к ней улиц»[2].


III Собор Святой Великомученицы Екатерины

Купола его были видны издали, их сияние встречало гостей при въезде в город, он был архитектурно-художественной доминантой всего ансамбля городского центра.

У этого замечательного во всех отношениях храма была и замечательная история. Он был создан по проекту выдающегося петербургского архитектора Константина Андреевича Тона. Константин Андреевич Тон был сыном петербургского ювелира Андреа Тона, то есть имел французские корни, но вырос и был воспитан настоящим петербуржцем. Блестящее академическое образование и выдающийся талант позволили ему стать одним из самых известных и самых плодотворных зодчих XIX века. Интересно то, что церкви, построенные Тоном, были уничтожены ВСЕ!!! Стиль, в котором Тон спроектировал и выстроил собор, близок был к стилю знаменитых суздальских соборов XV-XVI веков. Строился храм быстро: «заложенный в 1835 году, он был освящен уже в 1840, 24 ноября (7 декабря по новому стилю), в день святой великомученицы Екатерины, в присутствии Государя Императора Николая Первого и цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго»[3]. Со дня освящения храма площадь получила название Соборной.

То было время, когда, после долгого пути воссоединения с европейской культурой, русская культура, в особенности архитектура, начала движение к своим историческим истокам. Именно тогда на смену эпохе классицизма, завершившегося блистательным ампиром, наступила эпоха эклектики, гармоничного соединения различных стилей и направлений. «Причем доминировать в архитектуре, особенно храмовой, стал русско-византийский стиль, утвердившийся на Руси в XIV-XV века»[4]. Храм напоминает великолепные образцы владимиро-суздальского зодчества. Мощные, но одновременно стройные белые стены храма торжественно гармонировали с вознесёнными высоко над площадью луковичными куполами, и чем ближе оказывался зритель, тем легче казался ему огромный собор.

Внутри был выдержан тот же стиль, и как во всяком русском храме здесь царил свет вместе с великолепием красок и позолоты: «особой красотой и благолепием выделялся резной золочёный пятиярусный иконостас»[5]. Иконы к нему писали крупнейшие мастера, в основном художники русской академической школы. «Тайную Вечерю» написал академик Федор Антонович Бруни, им же были созданы иконы святых великомучениц Екатерины и Царицы Александры, икона «Моление о чаше». Изображения четырех евангелистов, традиционно помещенные в подкупольных парусах свода. Икону «Трех Святителей» писал другой известный академист Федор Павлович Брюллов»[6].

В алтаре главного придела были помещены два замечательных образа кисти великих зарубежных мастеров: «Распятие» работы Ван-Дейка и «Слава Богородицы» Паол Веронезе»[7]. Центральный алтарь храма был освящен во имя святой Екатерины, а в 1851-1852 годах в нем были устроены боковые приделы: правый – во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и левый – во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Великолепен был собор и внутри. Особенно поражал взор резной золоченый иконостас, высившийся в центральном приделе. При этом в храме были иконы, непосредственно связанные с историей русских святителей и русских государей. «В 1867 году святой Филарет, митрополит Московский, прислал в дар собору икону Святителей Московских, а замечательный образ Владимирской иконы Божией Матери был помещен здесь в память коронования Государя Императора Александра Второго и Императрицы Марии Александровны»[8].

Храм мог вместить одновременно до двух тысяч прихожан. В подвальном помещении разместили ризницу, свечную кладовую и склеп для временного помещения усопших перед отпеванием. Однако с самого начала предполагалось, что здесь будет и усыпальница для погребения особо почитаемых священнослужителей и наиболее выдающихся граждан Царского Села.

Собор Святой Екатерины был любимым храмом царскоселов. В нём бывали все видные государственные общественные деятели России, жившие в Царском Селе хотя бы иногда его посещавшие, любили гулять в тенистом красивом сквере.

«В 1865 году в склепе собора был погребен губернатор Царского Села, герой войны 1812 года, выдающийся военный и государственный деятель своего времени В. Я. Захаржевский»[9].

В 1862 году во время пожара, охватившего Гостиный Двор, огонь перекинулся на верхнюю часть храма, и он частично пострадал от огня. Однако службы не прекратились, повреждения были устранены, а в 1894 году собор был полностью отреставрирован и отчасти реконструирован под руководством архитектора С. Данини.

Разразившаяся над Россией кровавая буря 1917 года не минула и Царского Села. «31 октября (13 ноября) 1917 года революционными матросами был зверски убит священник Екатерининского собора протоиерей Иоанн Кочуров. 2 декабря 1994 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых протоиерея Иоанна Кочурова, которого отныне стали именовать на церковных службах Иоанном Царскосельским»[10]. Так отметила Русская Церковь трагический подвиг священника, первым погибшего за свою Веру от руки пришедших к власти «безбожников и возглавившего бесконечный ряд русских пастырей, архипастырей, иноков, не отрекшихся в то изуверское время от Христа и принявших за Него мученическую смерть»[11].