Смекни!
smekni.com

«Роман в письмах» (стр. 4 из 4)

Однако, на мой взгляд, сопоставление эпистолярного романа с по­вестью возможно и на уровне сюжета и проблематики.

В этом отношении необходимо вспомнить историю создания «Пиковой дамы», до сих пор не выясненную до конца.

Практически всеми исследователями отмечен факт резкого изменения характера Германна, по сравнению с первоначальным характером (имеется в виду герой отрывка «Теперь позвольте ближе познакомить вас»). Основ­ные черты характера последнего, скорее всего, отразились в образе героя поэмы «Медный всадник», работа над которой шла параллельно.

При этом остается неизвестным, какую роль отводил Пушкин в пла­нах повести старой графине, и была ли среди героев ее бедная воспитанница.

Учитывая, что творческая история «Пиковой дамы» охватывает вре­менный промежуток с 1828 по 1833 гг., а также появление в окончатель­ном варианте фигуры компаньонки, представляется возможным связать из­менение характера Германна с обращением к незаконченному эпистолярному роману 1829 г. и Факт его непосредственного влияния на повествование о трех картах.

Рассмотрим подробнее данное предположение. И в том и в другом произведении перец нами своеобразная, опосредованная перекличка веков.

Собирательный (по Сидякову) образ графини воплотил для Пушкина черты старой аристократии, хранительницы заветов русского общества 18 столетия.

Уже в 1-ой главе приоткрыт ее мир - романтические нравы ее моло­дости, где стреляются от жестокости дам, проматывают миллионы и таин­ственный граф может подарить чудесную способность выигрыша.

Иное дело современный мир, мир «молодых людей, расчетливых в сво­ем тщеславии», героями которого становятся люди с «душой Мефистофеля», а в романах торжествует порок. Меняется эпоха, меняются нравы - под­черкивает Пушкин.

Постояв перед мертвой старухой, ужасаясь лишь «невозвратной по­терей тайны, от которой ожидал обогащения», идет по потайной лестнице Германн, «волнуемый странными чувствованиями». По этой самой лестнице, думал он, может быть лет шестьдесят назад, в эту самую спальню, в та­кой же час, в шитом кафтане, причесанный a l’oiseau royal («журавлем»), прижимая к сердцу треугольную свою шляпу, прокрадывался молодой счастли­вец, давно уже истлевший в могиле, а сердце престарелой его любовницы сегодня перестало биться». (т. VI ст. 396).

Иронический конец фразы подчеркивает неизбежное отступление ста­рого перед новым. Об этом же свидетельствует и описание спальни старой графини:

«Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошед­шей позолотой стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайс­кими обоями». (VI, 337)

Та же самая картина представляется взору Лизы из «Романа в письмах», читающей старые романы: «Ты не можешь вообразить, как странно читать в 1829 году роман, писанный в 775-м. Кажется, будто вдруг из своей

Гостиной входим мы в старинную залу, обитую штофом, садимся в атласные кресла, видим около себя странные платья, однако же, знакомые ли­ца, и узнаем в них наших дядюшек и бабушек, но помолодевшими. Боль­шей частью эти романы не имеют другого достоинства»... Затем следует совет - написать новый роман, по «старой канве вышить новые узоры" и "представить в маленькой раме картину света и людей». (6. Лиза - Саше VI, 67)

С этой точки зрения посмотрим на «Пиковую даму».

«Старая канва» в ней отчетливо присутствует, - а именно, схема сентиментального романа: переписка соблазнителя с невинной девушкой и достижение им цели.

А далее следует «новый узор»: «Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое преследование, все это было не лю­бовь! Деньги, - вот что желала его душа! Не она могла утолить его жела­ние и осчастливить его!»(VI, 345).

Причем, как замечено в «Романе в письмах» - роль женщин не изме­няется: «Наивная мечтательница» Лизавета Ивановна верит в чувство Германна и действует по предложенной им схеме. «Способы же нравиться в мужчине («Роман в письмах») зависят от моды, от минутного мнения».

«Портрет, набросанный Томским, сходствовал с изображением, сос­тавленным ею самою (Лизаветой Ивановной), и «благодаря новейшим рома­нам, это, уже прошлое, лицо пленяло и пугало ее воображение». (VI, 344)

Отметим, что черты нового героя (единственного, как и образ ком­паньонки в завершенной прозе Пушкина), героя века прозы и расчета, впервые были обозначены в характере Владимира, героя «Романа в пись­мах».

Сидяков так характеризует этот тип: «В лице Германна воссоздает­ся психологический тип, уже определившейся в действительности, но еще не достаточно отчетливый в социальном плане. Это тип героя, любой це­ной стремящегося к благополучию, не останавливающийся ни перед чем в достижении своей цели».

Исследователи также обращают внимание на связь «Романа в письмах» с циклом «Повести Белкина». При работе над ним Пушкин прямо ис­пользует характеристику помещичьего семейства из «Романа в письмах» (см. начало «Метели»), а также некоторые другие детали, включая и ха­рактеристику уездных барышень и мотив неравенства влюбленных, частич­но перенесенный отсюда в «Барышню-крестьянку», возможно, что и утра­ченная часть 9-го письма, начинающаяся словами: «Чины в России необ­ходимость хотя бы для одних станций, где без них не добьешься лоша­дей...», отозвалась потом в «Станционном смотрителе».(9. Ответ друга VI, 74)

Кроме использования намеченных в эпистолярном романе тем, наибо­лее существенное влияние на последующую прозу Пушкина (включая рас­сматриваемые произведения) безусловно оказала форма романа. С этой точки зрения следует признать экспериментальный характер произведения, поиск оптимальной формы повествования.

Эпистолярность во многом устраивала Пушкина при переходе от рома­на в стихах к роману в прозе. Этот жанр оптимально сохранял ту свобо­ду художественного пространства, которая была найдена в «Евгении Оне­гине». «Роман в письмах» дал возможность впервые перенести в прозу неко­торые немаловажные для свободы пушкинского повествования детали, ко­торые неоднократно отмечались пушкинистами в зрелой прозе писателя:

1. Эпистолярность давала необходимую множественность точек зрения на события и поступки персонажей, как условие «объективного» по­вествования, лишенного авторской морализации, а также расширение объекта самого повествования.

2. Насыщенность текста сюжетными и словесными мотивами прошлой и современной литературы. В применении к «Повестям Белкина» об этом писали Хализев и Шушунова: «Понятность цикла всем и каждому парадок­сально сочетается с его обращенностью к другу-читателю, единомышлен­нику, с полуслова, улавливающему оттенки смысла» . (гл.4 с.44). Сказанное в полной мере можно отнести к «Роману в письмах». Жанр письма даже провоцировал особую «литературность» высказыва­ний героя. Они естественно выражали себя с помощью прочитанных книг.

3. Указание на литературную традицию и отторжение ее, с цепью подчеркнуть принципиально новый характер прозы. В «Повестях Белкина» это проявилось в конечном стремлении подс­тавного автора облечь житейские истории «в корсет литературности, в глазах Пушкина - устаревшей, а потому забавной». О бытии традиции в "Романе в письмах" подробно говорилось во 2-ой главе.

4. Введение в повествование момента игры, смены масок («Барышня-крестьянка», «Метель», «Гробовщик») эпистолярность, дававшая многое, все-таки была отвергнута Пушкиным, блестяще решившим задачу свободы прозаического текста путем введения фигуры подставного автора. Види­мо, и причину незаконченности текста следует искать в том, что Пушкина, прежде всего не устраивала форма повествования. В связи с этим рискну высказать следующее предположение:

Для Пушкина, по всей видимости, важно было решение проблемы лич­ности автора, взгляд которого не только сходится в какие-то моменты со взглядами героев, но и одновременно наблюдает за происходящим со стороны, порой не соглашаясь с героями, иронизируя над ними.

Так было в романе в стихах, так стало, благодаря подставному ав­тору и в прозе. В эпистолярном романе автор вынужден слиться с героями, либо

раздать свои мысли нескольким персонажам (как в «Романе в письмах»).

Кроме того, на мой взгляд, это наиболее существенно, для эпис­толярного романа характерна определенная психологическая тенденция. Не случайно Чичерин отмечал, что психологическая мотивировка образа Лизы дана в несколько необычной для Пушкина манере.

Частное письмо предполагает слишком откровенное обнажение внут­ренней жизни героя. Для Пушкина такое откровенное вторжение возможно лишь в исключительных случаях (письма Татьяны и Онегина). Психология героев дана главным образом через объективные черты. Лишь в минималь­ных масштабах, кратко, почти намеками, Пушкин непосредственно говорит о чувствах, и еще меньше о мыслях своих героев».

Выводы

Итак, рассмотрение «Романа в письмах» в контексте творчества Пушкина позволяет заметить некоторые новые черты, свойственные как самому этому произведение, так и произведениям, с ним соприкасающимся.

1. Сопоставление с «Евгением Онегиным» выявляет общие мотивы двух романов, позволяет увидеть, как они видоизменяются при пере­ходе из мира поэзии в мир прозы.

2. Постановка «Романа в письмах» рядом со «светскими повестями» обнаруживает становление пушкинской психологической манеры.

3. Мысль о сопоставлении психологических типов двух веков раз­вивается Пушкиным в «Пиковой даме». Германна можно рассматривать как заострение и переакцентировку некоторых черт, намеченных в характере героя «Романа в письмах».

4. Сближение «Романа в письмах» с «Повестями Белкина» показывает, как используются в форме повествования от третьего лица некоторые черты поэтики, намеченные эпистолярным романом. Форма «Романа в письмах» осознается в результате как во многом экспериментальная.

Список использованной литературы

I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

1. А.С. Пушкин СС в 10 томах, Москва, 1954 год

II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сидяков Л.С. «Художественная проза» А.С.Пушкина, Рига,1973 года.

2. Бочаров С.Г. «Поэтика Пушкина» М.: Наука, 1974 год

3. Брюсов В.Я. «Мой Пушкин» М.; Л,1929 год

4. Петрунина Н.Н. «Проза Пушкина» Л.,1987г.

5. Непомнящий В. «Поэзия и судьба» М. Советский писатель,1983г

6. Терехов А.Е. «Пушкин «Евгений Онегин» М.,1980г.

7. Маранцман В. Г. «Роман «Евгений Онегин» в школьном изучении

М. Просвещение,1983.

8. Гуковский Г.А. «Пушкин и проблемы реалистического

стиля» М. Гослитиздат,1957г

9. Альми И.Л. «О некоторых особенностях литературного

характера в пушкинском произведении» // «Болдинские чтения», Горький,1986 год.

10.Хализев-Шушунова «Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина» М. Высш. школа, 1989 год.