Смекни!
smekni.com

«Русская Православная церковь за рубежом на примере Германии» (стр. 2 из 4)

Немецкий город, где жила какая-нибудь из великих княгинь Романовых, определить просто - там обязательно остались православная часовенка или храм. Выходя замуж на чужбине, они свою веру не меняли, и рождённые ими дочери тоже становились православными. Такой договор говорит о большом авторитете России и уважении к православной вере. Русские князья чаще всего женились на принцессах из Германии. Переход в православие являлся основным требованием, предъявляемым к будущим невестам русского императорского дома. И немецкие принцессы становились жёнами и матерями русских царей именно потому, что принимали Православие не формально, но всей душою и всем разумением своим. К лику русских святых относятся две родные сестры, пришедшие на Русь из немецкой земли – Императрица Александра и мученица Великая княгиня Елизавета. В честь своих державных жён, принявших православие, русские цари воздвигали им в дар православные храмы в немецких городах, там, откуда были родом их жёны. И у каждого своя история, все это насыщено историей.

Храм в Дармштадте, например, был построен в память венчания царя-мученика Николая и царицы-мученицы Александры, которая была родом из этого города.

Все помнят "Матушку Екатерину", которая правила в России дольше всех – 34 года. Долгое время жизнь многих других немецких принцессах не освещалась в советской литературе и искусстве. Их изображения не допускались на страницы книг. Знания о них считались ненужными и даже вредными, их имена были преданы забвению.

А вот в Германии память о русских царевнах, выданных замуж за немецких принцев, бережно сохраняется до сих пор. В таких городах, как Штутгарт и Веймар, улицы, школы, госпитали, рощицы носят имена Екатерины, Марии и Ольги. За неустанную благотворительную и меценатскую деятельность, доброту и мудрость русские царевны пользовались неизменным уважением подданных. Судьба каждой из этих незаурядных женщин, как и история каждого храма, связанного с их именами, достойна отдельного рассказа.

Так, на кладбище в Веймаре, где похоронены Шиллер и Гёте, в 1860–1862 годах была построена красивая церковь-усыпальница для принцессы дома Романовых, великой княжны Марии Павловны. Она покинула Россию в 1804 г. после бракосочетания с принцем Карлом-Фридрихом Саксен-Веймарским. Мария Павловна, дочь российского императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, сыграла большую роль в политической и духовной жизни Германии, ею восхищались Шиллер и Гёте, посвящали ей свои стихи.

История РПЦ на территории Германии от 20-х гг. 20 века до наших дней

Некоторые представители русского духовенства в Германии были выдающимися и очень известными людьми. Среди них служивший в посольском храме в Берлине протоиерей Алексей Мальцев (1854-1916), протопресвитер Иоанн Янышев (1826-1910), служивший в Висбадене и Берлине, преподававший Закон Божий принцессе Дагмар - будущей императрице Марии Федоровне, ставший впоследствии ректором Санкт-Петербургской духовной академии и духовником царской семьи.

После революции, в начале 20-х годов 20-го века из бывшей Российской империи в Германию эмигрировали около 600 тысяч человек (по данным Лиги Наций). Естественно, старые русские приходы расширились и появилось много новых: в Мюнхене, Берлине, Ганновере-Линдене, Бреслау, Аугсбурге, Данциге.

В 1920 году по благословению патриарха Всероссийского Тихона на территории Германии была создана Западноевропейская епархия Русской церкви, ее возглавил бывший архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий.

В середине 20-х годов произошел разрыв между митрополитом Евлогием и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ), не считавшей возможным далее сохранять подчинение Священноначалию Церкви в Отечестве. После 1931 года контакты с Московской патриархией не мог продолжать уже и митрополит Евлогий - и перешел в юрисдикцию Константинопольского патриархата. В 1938 году национал-социалистическое правительство Германии подчинило все русские приходы на своей территории Русской православной церкви за границей.

После Второй мировой войны число русскоязычных православных (из республик СССР) в Германии снова резко возросло. В 1946 году в трех западных оккупационных зонах насчитывалось 150 русских приходов, правда, к 1949 году (в связи с дальнейшими переселениями) их количество сократилось до 77 и впоследствии продолжало снижаться.

В 1945 году на территории советской оккупационной зоны, а позднее ГДР русские приходы перешли в подчинение Московской патриархии, была учреждена Берлинская и Среднеевропейская епархия (позже - Берлинская и Лейпцигская).

Первый приход Московской патриархии на территории ФРГ был основан в 1960 году в Мюнхене. В 1966 году Мюнхен стал резиденцией новообразованной Западногерманской епархии. В 1971 году последовало ее разделение на две епархии: Дюссельдорфскую (для северо-западной Германии) и Баденскую и Баварскую (для этих двух земель).

Под конец 1980-х годов наши приходы РПЦ стали фактически исчезать, предвиделось уже закрытие некоторых приходов. Когда открылись границы в 1990 году, стало наблюдаться увеличение приходов и укрепление их из-за притока переселенцев, в основном немецкого происхождения из России. Увеличилось не только число приходов, но и численность каждого. Конечно, приход в диаспоре имеет другие нужды, чем приходы, которые живут в своем народе и действуют в православном окружении. Поэтому в Германии помимо богослужебной жизни и таинств, совершаемых в храмах, большую роль играет социальная деятельность. Во многих приходах люди приглашаются на трапезу после богослужения, все вместе там общаются. Потому что многие не имеют возможности в течение недели общаться со своими единоверцами.

В беседе с иеродиаконом Игнатием (Шестаковым) протоиерей Николай Артемов, секретарь Германской епархии Русской Зарубежной Церкви и ключарь нового кафедрального собора в честь святых новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене, рассказывал о русском Православии в Германии. С его слов многие переселенцы, пусть и русские, давно лишены корней, они без своей истории. Многие с трудом находят свой путь в новой, необычной ситуации. Они слушают родственников или знакомых, которые утверждают, что есть только два варианта – быть католиком или евангеликом. И многие, не зная как ответить, говорят, что верят в Евангелие и их записывают евангеликами. «Есть анекдотические случаи, - рассказывал он. Немец-чиновник, записывающий семью, спрашивает: «Какой вы веры?» Они говорят: «Russische Kirche», дескать, к Русской Церкви мы принадлежим. Вот он и пишет в графу вероисповедания: «RK». Но в Германии существует церковный налог, согласно которому 9 % из снимаемых налогов отчисляются государством той религиозной организации, к которой налогоплательщик причислен.

Только у традиционных немецких Церквей – Католической и Евангелических – есть такая договоренность с государством. Православным же предлагали когда-то то же самое, но православные – греки, русские, сербы и другие – не захотели. Все они сочли, что взносы должны быть добровольными. Что получается? Эти несчастные люди приехали в чужую страну, ничего не знают, не разобрались, даже свидетельствуют о своем Православии, а все же получается «RK», и государство годами отправляет деньги честных православных налогоплательщиков на католические счета в Германии. По этому вопросу даже информационный листок издали и посоветовали всем «православно крещеным» подтвердить свое Православие исповедью и причастием. Затем новые прихожане на основании бумаг, полученных от приходов, в мэрии переписываются на православных.

Но формальное возвращение ради галочки перед словом «православный» не то, что требуется, надо взращивать настоящее Православие. И это трудно дается. Данные случаи, конечно, не позорное отречение от веры. Люди просто ничего не знают, и поэтому у них невольно так получается. Но к отречению дело приближается там, где общий дух таков, настрой такой: приехали в чужую страну – надо приспосабливаться. Приспособленчество развращает молодежь, не имеющую корней.

В 1992 году Священный Синод РПЦ под председательством покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго постановил объединить Берлинско-Лейпцигскую, Дюссельдорфскую и Баден-Баварскую епархии в единую Берлинско-Германскую с епархиальным центром в Берлине.

Правящим епископом Берлинским и Германским был назначен епископ Феофан. А бывший архиепископ Дюссельдорфский Лонгин стал архиепископом Клинским, настоятелем Покровского ставропигиального храма Дюссельдорфа и постоянным представителем РПЦ в Германии, в обязанности которого входит ведение всех дел, касающихся отношений с другими Церквами, светскими властями, деловыми кругами, общественностью и СМИ.

Сегодня в Германии действуют порядка 120 русских приходов (80 приходов РПЦ и 40 - РПЦЗ). Богослужения проводятся на церковно-славянском языке и частично на немецком. Все православные епархии (разных юрисдикций) на территории ФРГ входят в созданную 15 лет назад (1994 г) "Комиссию православных Церквей Германии", председателем которой является митрополит Августин (Константинопольский патриархат), а представитель РПЦ архиепископ Лонгин занимает должность его первого заместителя. Благодаря деятельности комиссии православные разных патриархатов в Германии наладили братские отношения и тесное сотрудничество, особенно в вопросах преподавания Закона Божьего в школах и служения военного духовенства.