Смекни!
smekni.com

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой (стр. 3 из 3)

Приемами обучения, он называет отдельные детали, составные части метода: в информационно-рецептивный - входят такие приёмы как наблюдение, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин, иллюстраций несущих детям информацию о предметах и явлениях. В репродуктивный метод входят упражнения направленные на закрепление полученных детьми знаний. В исследовательский и эвристический входят наборы творческих заданий, игровых упражнений.

При работе с детьми на занятиях творчеством небходимо знать с каким материалом интересно работать, в основном используют такие материалы, техника работы с которыми не вызывает особого труда у детей дошкольного возраста. При подборе изобразительных материалов необходимо учитывать не только возраст детей но и цели обучения.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры или задания, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

К практическим приёмам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Игровой приём предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей необходимо использовать комплекс методов и приёмов: наглядные методы (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок), словесные методы и приёмы (рассказ, беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение), игровые приёмы. Только такой подход позволит эффективно формировать художественно-творческие способности детей.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариа­тивность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для де­тей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную де­ятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредствен­ность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз вос­питатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ре­бенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидатель­но трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в сво­бодную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, ап­пликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.). А что случится, если делать по-другому? Кто от этого постра­дает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.

Чтобы помочь воспитателю в поисках разнообразных решений, приве­дем примеры вариативного подхода к формулировке темы изображе­ния, к организации занятий или их отдельных моментов.

Вот, например, как по-разному можно подвести детей младшего дош­кольного возраста к созданию изображений по замыслу. В одном случае воспитатель организует игровую ситуацию, собирает детей около себя и говорит, что сейчас они будут заниматься. В это время раздается стук в дверь. Воспитатель удивляется: «Кто бы это мог быть?». Идет к двери, затем возвращается и говорит, что ребенок из старшей группы принес малышам в подарок игрушки и предложил, если игрушки им понравятся, нарисовать а старшие дети повесят эти работы в своей группе. Воспитатель достает одну игрушку за другой (мяч, погремушка, неваляшка, колечко и др.). Игрушки могут быть различными по форме, количеству составляющих их частей и т.д. Все зависит от того, когда проводится занятие и что дети уже умеют. Необходимо также учитывать возможности и интересы каждого ребенка чтобы никому не было скучно из-за чрезмерной простоты задачи или не интересной темы. Поэтому можно использовать сложные по форме игрушки, (а не только те, которые, по мнению воспитателя, могут нарисовать вылепить дети). Всегда и во всем нужно обеспечивать детям возможности выбора; учитывать, что кто-то захочет и сможет выполнить более слой изображение.

Дети рассматривают яркие, красивые игрушки, называют форму, цвет «Нравятся ли вам игрушки?» — спрашивает воспитатель. Получив утвердительный ответ, спрашивает снова: «Хотите их нарисовать?». Конечно же, дети отвечают согласием. Педагог предлагает каждому ребенку ту игрушку, которая ему нравится больше всего. На столах приготовлены бумага, краски — все необходимое (материалы для рисования могут быть другими, можно предоставить детям возможность выбора). В этом случае все должно находиться на отдельном столе, чтобы ребенок мог свободно подойти и взять то, что ему нужно. Это детям вполне по силам и приучает их самостоятельно готовить рабочее место, продумывать, что потребуется для работы.

Работа с готовыми рисунками может быть продолжена. Так, малыши все вместе относят свои шедевры в старшую группу. Старших же ребят можно попросить придумать рассказ или сказку о той игрушке, изображение которой им больше всего понравилось. Можно записать их рассказы затем прочитать малышам.

Занятие по замыслу может начаться и по-другому. Воспитатель устра­ивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены раз­личные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание малышей на то, ка­кие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рас­сматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как пра­вило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, поэтому, когда педагог спрашивает, хотят ли нарисовать еще, они с ра­достью соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению; все, как правило, ри­суют то, что хотят, и с большим интересом. Закончив работу, ребенок отда­ет ее воспитателю или сам помещает свой рисунок на стенд, и рядом с преж­ней выставкой возникает новая. Затем дети рассматривают новые рисунки, воспитатель подчеркивает, что все рисунки разные. Необходимо развивать активность детей, предоставлять им большую самостоятельность.


Список использованных источников

1. Иванова Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания// Дошкольное воспитания . – 2001. -№6.

2. Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества// Дошкольное воспитание. 2006.-№2.

3. Костарева Л. Учу детей творить // Дошкольное воспитание. 2006. - №2

4. Комарова Т Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание -1998. -№ 10.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.