Смекни!
smekni.com

Ленинский план монументальной пропаганды и его влияние на развитие монументального искусства (стр. 2 из 3)

Тема монументальной пластики Барнаула не является абсолютно невостребованной исследователями. Накопление фактологического материала о монументах и памятниках Барнаула начинается с подготовки к изданию в 1929 г. «Сибирской энциклопедии» [376]. Включение в это издание Барнаульского монумента является фактом признания его исторической и художественной ценности. Одним из первых обратил внимание на произведения архитектуры и монументального искусства А.П.Уманский в монографии «Памятники культуры Алтая» [411], в которой предметом внимания стали памятники на братских и одиночных могилах борцам за установление советской власти.

В монографии С.Н.Баландина «Архитектура Барнаула» [249] рассмотрены наиболее ценные памятники Х1Х-середины XX вв., уделено внимание первому монументу Алтая - Демидовскому столпу, и его

8

расположению на одноименной площади. Советский период автора привлекает с точки зрения анализа динамики градостроительной ситуации, поэтому монументальные памятники XX века рассматриваются как часть общей градостроительной системы. А.Д.Сергеев в альбоме «Барнаул» [250] и книге популярного характера «Память эпохи» [375] рассматривает памятники борцам революции, В.И.Ленину, героям Великой Отечественной войны; в центре внимания - исторические события, в связи с которыми установлены памятники. Градостроительные, образно-стилистические, художественные особенности ряда монументов рассмотрены в монографии А.П.Долнакова, Т.М.Степанской, Л.А.Зотеевой «Памятники архитектуры Барнаула» [349], в которой прослежена эволюция градостроительства Барнаула; в книге опубликованы планы площадей, города в целом, панорамы, а также виды Барнаула начала и середины XX века. Изучению исторических некрополей Барнаула посвящены труды Г.А.Кубриной [313].

Основные тенденции развития монументального искусства 1950-1980-х гг., а также анализ наиболее значимых памятников представлен Т.М.Степанской в учебном пособии «Очерки истории Алтайского края» [398]. В контексте развития искусства XIX-нач.ХХ столетий монументальные памятники рассмотрены Т.М.Степанской в монографии «Архитектура Алтая XVIII-нач.ХХ вв.» [399], которая является первым комплексным исследованием по истории архитектуры городов Алтая. Важное значение имеет анализ Демидовской площади Барнаула, в ходе которого выявлена планировочная структура архитектурного ансамбля, пластические и художественные качества памятников архитектуры, и определена роль Демидовского столпа в формировании городского пространства Барнаула. История создания первого монумента в Барнауле подробно изложена Т.М.Степанской в очерках «Служили Отечеству на Алтае» [397], введены в научный оборот интересные данные об архитекторах, создавших ансамбль исторической части города. Первому монументу Барнаула посвящены также публикации А.П.Уманского [409-

9

410], Гришаева В.Ф. [282], М.О.Юдалевича [428], а также публикации Т.М.Степанской [395, 400], в статье «Площадь, предназначенная для обелиска» [396], уточнены тексты первоначальных памятных досок и установлена дата основания обелиска.

Важное научное значение имеют первые аннотированные каталоги, составленные Т.М.Степанской «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» [159] и «Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула» [160], в которых зафиксированы памятники архитектуры и монументального искусства XVIII-XX вв., представлен их анализ, освещена история их сооружения. Историко-революционным памятникам посвящен каталог А.П.Уманского, С.П.Мальцева, С.Д.Дрыгина [161], в котором содержится краткое описание памятников Октябрьской революции и гражданской войны: мемориальные ансамбли, отдельные обелиски, памятные знаки, памятные доски на зданиях, приводятся их фотографии.

Сведения о Барнауле и его историко-архитектурных достопримечательностях содержатся в справочных изданиях. В первом томе энциклопедии Алтайского края помещены обзорные статьи, освещающие эволюцию градостроительства Барнаула и Алтайского края (А.П.Долнаков) и особенности культуры, искусства и архитектуры Алтая (Т.М.Степанская); во втором томе представлены персоналии скульпторов и их основные работы [427]. В энциклопедии «Барнаул» [251] содержится информация об авторах, истории создания и художественных особенностях десяти наиболее значимых монументов Барнаула.

Особую группу составляют публикации в местной периодической печати, представляющие хронику художественной жизни Алтая. Большая часть публикаций носит информативный характер, однако, существуют и проблемные, посвященные обсуждению выразительности современного монументального искусства (В.Ф.Добровольский [283], П.Л.Миронов [326;]), рассмотрению архитектурно-художественного облика Барнаула

10

(С.А.Боженко [257]), степени художественности барнаульских памятников (Н.Саблин [368]). Среди публикаций выделяются статьи Ю.Н.Сорокина [384-390], в которых дается оценка монументального искусства : «То, что мы имеем сегодня, создано на глазах одного поколения... Сделано немало, то, что рождено, объективно отражает время, в которое мы жили, и вкусы, и уровень нашей культуры. В общем, хроника времени» [389, С.6].

Таким образом, отдельные аспекты темы с разной степенью глубины освещены в специальной научной литературе и краеведческих публикациях. Исследования обобщающего характера, посвященные рассмотрению монументальной пластики в архитектурно-художественной среде Барнаула, отсутствуют.

Цель исследования: выявить динамику формирования архитектурно-художественного облика города Барнаула.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятия «монументальная пластика», «городская скульптура», «городская среда».

2. Представить типологию городской скульптуры, проанализировать эволюцию ее видов и жанров в историческом контексте.

3. Рассмотреть влияние Ленинского плана монументальной пропаганды на развитие монументальной пластики, выявить этапы реализации плана в городе Барнауле.

4. Проанализировать архитектурно-художественное решение памятников Барнаула.

5. Выявить эстетические проблемы городской среды Барнаула в конце XX в., определить современные тенденции и перспективы развития архитектурно-пластической культуры Барнаула.

Объект исследования: монументальное искусство России. Предмет исследования: монументальная пластика как средство формирования городской среды Барнаула.

Территориальные границы исследования: город Барнаул.

11

Хронологические границы исследования: XIX - XX вв. Границы определены установкой первого монумента Барнаула в первой четверти XIX в. и новыми тенденциями развития архитектурно-пластической культуры Барнаула в конце XX в.

Методология и методика. Использовался системный подход при анализе взаимодействия архитектуры и скульптуры, а также эволюции и динамики развития видов и жанров монументальной пластики и их адаптации к конкретным историческим ситуациям. Произведения монументальной пластики Барнаула были изучены в контексте исторических и социокультурных процессов, то есть на основе принципа междисциплинарности. Целостный подход к формированию города обусловил обращение к понятию городской среды на базе концепций и теоретических взглядов ученых В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, З.Н.Яргиной и др.

Использовалась комплексная методика: исторический метод позволил рассмотреть монументальную пластику Барнаула как динамичное и развивающееся явление, он применен для характеристики общероссийской культурной ситуации, влияющей на развитие монументальной пластики; были использованы также типологический метод, методы сравнения, аналогии, метод стилистического анализа монументов и памятников. Основу комплексной методики составили рекомендации и обобщение опыта выявления, изучения и описания памятников архитектуры и искусства Алтая, представленные в трудах Т.М.Степанской [338].

Источники. В основу исследования легли разнообразные источники: натурные - монументы и памятники г.Барнаула Х1Х-нач.ХХ1 вв. [1-63]; правительственные документы, принятые в рамках плана монументальной пропаганды, а также отражающие специфику современной культурной политики: • Документы РФ и СССР: Декрет СНК «О памятниках республики»

(1918г.), Постановление II съезда Советов СССР о сооружении

12

памятников В.И.Ленину (1924 г.), Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о порядке проектирования и сооружения памятников и монументов (1966г.), приказ Министерства культуры РСФСР об образовании общественных фондов для проектирования и содержания памятников (1988г.), Федеральный закон об объектах культурного наследия (2002г.) и т.п. [171-224].

• Документы по Алтайскому краю и Барнаулу, регламентирующие деятельность в области монументального искусства, а также посвященные сооружению отдельных памятников: Решение крайисполкома о восстановлении и сохранении в крае памятников, связанных с историей русского народа, его революционной борьбой, могил и памятников погибшим революционерам и партизанам гражданской войны (1946г.), решение крайисполкома об увековечении памяти знаменитого русского изобретателя И.И.Ползунова в связи со 180-летием со дня смерти (1946г.), постановление Барнаульского горкома КПСС и горисполкома о завершении строительства мемориального комплекса в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1974г.) и т.п. [225-236].

Неопубликованные источники:

• фонды Центра хранения архивного фонда Алтайского края (фонды Алтайского краевого отдела по делам искусств, Алтайского краевого управления культуры, Барнаульского городского отдела культуры, коллекции документов по празднованию 250-летия г.Барнаула и 50-летия Алтайского края, личные фонды членов Союза художников РФ скульптора П.Л.Миронова и художника-монументалиста В.Ф.Добровольского) , представляющие документы, связанные с сооружением памятников, каталоги, а также изобразительные материалы -проекты и эскизы реализованных и нереализованных памятников [64-95];