Смекни!
smekni.com

Положение женщины в Иранском обществе раздел II (стр. 8 из 12)

В настоящее время в стране принята и работает система медицинского страхования, которая формируется на основе ежемесячных взносов граждан в специальный фонд. Однако, реальные цены оплаты врачебных услуг значительно превышают страховые нормы. В этой связи даже в государственных медицинских учреждениях, охваченных страхованием, не принимаются лица, не имеющие возможности внести дополнительную плату, которая часто в несколько раз превышает обязательную.

Кроме того, минимальная потребность во врачах в Иране, которая должна составлять около 50 тыс. специалистов не дотягивает до нормы в три раза. Обеспеченность местами в больницах на 1000 жителей составляет всего полтора койко-места, вместо минимум двух-трех. Подавляющее большинство (90 процентов) больничных мест сосредоточено в государственных стационарах, куда попасть без дополнительной оплаты обычному гражданину практически невозможно. О частной клинике обычный иранец не может даже мечтать.

Из общего количества врачей более половины работает в столице. Среди отраслевых специалистов преобладают терапевты общего профиля и дантисты. Больше всего ощущается нехватка врачей в области кардиологии, нейрохирургии, ортопедии и целом ряде других специальностей.

В стране постоянно растут цены на частное медицинское обслуживание и медикаменты. Ежегодный расход на врачебные услуги среднестатистической семьи в Иране возрастает на 4-5 процента.

Бюджетные ассигнования на медицину растут медленными темпами. В этих условия государство старается уделять больше внимания профилактике наиболее опасных заболеваний и обучению населения правилам гигиены и санитарии. Однако реализация этой программы сталкивается со значительными трудностями, вызванными недостатком финансирования и низким культурным уровнем населения, особенно сельского. Вместе с тем с помощью международной медицинской организации ЮНИСЕФ в основном удалось наладить профилактику детских заболеваний. Более половины детей дошкольного возраста регулярно делаются прививки от наиболее опасных заболеваний, а специальные инструкторы занимаются пропагандой необходимых знаний среди матерей. Этими мерами удалось снизить детскую смертность почти вдвое. В результате количество населения за последние 20 лет увеличилось более чем вдвое и составляет в настоящее время 73 миллиона человек. Это вынуждает власти предпринимать меры к ограничению рождаемости, поскольку экономически страна не может выдержать такого прироста.

В последние годы правительство предпринимает определенные меры для улучшения дел в области охраны здоровья взрослого населения. В частности, в начале и конце 90-х годов была осуществлена попытка вернуть на родину врачей-иранцев, работающих за границей. Однако, по сведениям Министерства здравоохранения страны, эти усилия не увенчались успехом, в первую очередь по экономическим причинам. Врачи, вернувшиеся в страну, через очень непродолжительное время вынуждены были ее вновь покинуть, поскольку власти не смогли им обеспечить необходимую оплату, условия работы и быта.

Раздел III

Искусство и религия Ирана.

3. 1. Искусство Ирана

Иранское искусство формировалось на протяжении 8000 лет. Сохранилось некоторое количество исторических памятников, которые выделяются своим колоритом и привлекают внимание ценителей искусства. Большинство археологических находок представляют собой домашнюю утварь и предметы домашнего обихода, а также оружие, конную сбрую и т.п. С древнейших времен ремесленники широко использовали все доступные материалы: камень, глину, дерево, металл, стекло, кость и т.д.

В исламском Иране, как и во всех исламских странах, искусство непрезентабельно, производно и более стилизовано, нежели передает правду о жизни. Точное изображение человеческой внешности никогда не было частью традиционного исламского искусства. Однако портретная живопись никогда не запрещалась шиитами. Большинство иранских форм искусства сформировалось до арабского вторжения, но своей вершины они достигли в исламскую эпоху. Главными мотивами в иранском искусстве являются геометрические формы и изобразительные мотивы (медальоны, различные каллиграфические надписи, растительные орнаменты), Цветочные композиции часто насыщены высокохудожественными изображениями реальных или вымышленных существ.

Старое европейское название Ирана «Персия» было унаследовано от греков, которые знали, что Персия — провинция ахеменидской империи, а персы живут в стране арийцев. «Арья» — слово, которое первоначально означало «знатный», было общим наименованием народа, говоришего на одном из индоевропейских языков. Арийские племена в конце второго и начале первого тысячелетия до нашей эры расселились в областях между Гангом и Евфратом, и назва-ние «страна арийцев» было перенесено на занятые ими территории. Древние авторы знали, что персы и мидяне были арийцами, и в письменных источниках термин «арья» прилагался к обоим этим народам, господствовавшим в обширной ахеменидской империи VI—IV веков до н. э. На территории Ахеменидского царства жили и другие народы — мидийцы, вавилоняне, египтяне, иудеи, ионийские греки, и многим из них суждено было сыграть немаловажную роль в истории страны. Однако именно слово «арья» прочно утвердилось как самоназвание этой земли и, претерпев на протяжении тысячелетий ряд трансформаций, дошло до настоящего времени в виде слова «Иран».

Иранские племена появились в западных областях Ирана в конце II тысячелетия до н. э. Первые упоминания об иранцах встречаются в ассирийских письменных источниках IX века до н. э. Так, в клинописных текстах царя Салманасара III при описании похода на восток в 834 году до н. э. упоминается страна Парсуа, имеющая иранское название и ираноязычное население. В тот период, когда иранские племена расселялись на Иранском плато, здесь обитали многие народы, земли которых входили в состав древних государств Ассирии, Элама, Урарту, Манны и более мелких образований, постоянно воевавших между собой. Представления этих народов об окружающем мире нашли отражение в памятниках материальной культуры. Ко II тысячелетию до н. э. относится небольшая глиняная фигурка, оттиснутая с помощью штампа. Это один из самых ранних образов древней богини земледелия и плодородия, с культом которой были тесно связаны как верования древних иранцев, так и неарийских народов, живших на Иранском плато задолго до их прихода. У иранцев эта богиня вод получила имя Анахита («Незапятнанная»).

Луристанские бронзы. Самобытная культура была открыта в горной области Луристан на западе Ирана. В 1920-х годах на антикварных рынках Тегерана, Лондона, Нью-Йорка, Парижа появились необычные бронзовые предметы с прекрасно выполненными изображениями реальных животных, фантастических существ и неизвестных божеств. Находки были сделаны совершенно случайно местными жителями. Только через несколько десятилетий, в начале 1960-х годов, ученым удалось попасть в труднодоступный район Луристана для археологического изучения древней культуры и памятников, получивших в литературе название «луристанские бронзы». Это ритуальные топоры, кинжалы, ручки для точильных камней, датируемые в основном XII—IX веками до н. э. Среди находок более позднего времени, VIII—VII веков до н. э., много деталей конской упряжи—удил с псалиями. Интересны псалии, украшенные литыми фигурками горных козлов. Выразительные изображения животных превращают эти предметы утилитарного назначения в произведения искусства. Часто встречаются булавки с дисковидным завершением, украшенные растительным орнаментом, а также навершия штандартов (так называемые «идолы») в виде антропоморфных божеств с птицами, зверями и фантастическими хищниками. Мастера Луристана имели древние традиции в области металлургии. Используя технику литья по утраченной восковой модели, они изготовляли оружие, детали конской упря-жи и другие изделия не только для себя, но и для многих заказчиков, в числе которых были цари и вожди различных племен.

Керамика доахеменидского времени. В XI—IX веках до н. э. иранские племена, осевшие на территории Ирана, еще не образовали устойчивых государственных объединений. Первое крупное иранское государство Мидия возникло в VII веке до н. э. Расселение новых племен привело к изменениям в материальной культуре этого региона, в том числе и в керамическом производстве. В XIII—Х веках до н. э. расписные изделия постепенно уступают место сероглиняным или красноглиняным лощеным сосудам иных форм: тонкостенным горшкам с сильно выступающим сливом (так называемым «чайникам»), бокаловидным сосудам с небольшой ручкой, чашам на трех ножках («триподам»). Такая керамика существовала на протяжении нескольких веков и известна по раскопкам могильников Хурвин под Тегераном, Сиалк под Кашаном и другим. В могильнике у селения Марлик (район Амлаш, юго-западное побережье Каспийского моря) наряду с многочисленными изделиями из металла (золотыми и серебряными кубками, разнообразными предметами вооружения и т. д.) были найдены зооморфные керамические сосуды. Прекрасным образцом такого рода изделий является сосуд в виде сокола. В VII—VI веках до н. э. в центре и на юго-западе Иранского плато, а также в районах Курдистана и Луристана появляется керамика нового типа, относящаяся к позднему красному расписному стилю. Такая керамика известна, например, по раскопкам Сиалка, Суз, Зивие и близка керамике эпохи Ахеменидов.

Из предшественников Ахеменидов только ассирийцам удалось на короткое время объединить под своей властью Месопотамию, Египет и часть Малой Азии. Но именно Ахемениды были первыми, кому удалось в VI—IV веках до н. э. объединить огромную территорию от Инда на востоке до Нила на западе.