Смекни!
smekni.com

Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц (стр. 12 из 20)

Нотариус всегда и везде действует не только как представитель интересов стороны, но и как охранитель прав и интересов других лиц, как гарант общественного спокойствия. Поэтому на современ­ном этапе развития Российского государства полномочия нотариуса как представителя гражданина могли бы быть расширены с учетом имеющегося положительного зарубежного опыта.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы[37].

1. Институт нотариата выполняет публичную функцию в инте­ресах не только частных лиц, но и общества и государства. Следо­вательно, учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, совершенно закономерно, что законода­тельством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий не только в интересах лиц, обратившихся за совершением нотари­ального действия, но и государства.

Государство, будучи заинтересованным в соблюдении законно­сти и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реали­зации публичного интереса. Статус нотариуса в полной мере отве­чает указанным задачам.

2. Важнейшими для обеспечения публичного интереса характеристиками статуса нотариуса можно назвать следующие:

- нотариус обладает данными ему государством властными полномочиями, следовательно, он имеет возможность при нудить к исполнению своих решений;

- нотариус является независимым и беспристрастным;

- законодательством о нотариате предусмотрены правила, на­правленные, помимо представительства интересов конкретного ин­дивида, на защиту прав и законных интересов государства, общест­ва, неопределенного круга физических и юридических лиц.

З. Делегировав институту нотариата публичную функцию обес­печения и защиты прав, государство должно болеешироко исполь­зовать его позитивный потенциал, в частности, в следующих на­правлениях:

а) возложить на нотариуса функцию налогового агента, предос­тавив ему право принимать в депозит денежные суммы в уплату на­логов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты;

6) закрепить обязанность нотариуса формировать и обеспечи­вать сохранность архива наиболее значимых правовых документов не только по сделкам и завещаниям, но и доверенностей на распоряжение объектами недвижимого имущества и транспортными средствами; текстов нотариальных актов, затрагивающих права несовершеннолетних, ограниченно дееспособных лиц, иных лиц, ну­ждающихся в дополнительных гарантиях защиты их прав;

в) усовершенствовать институт обеспечения нотариусами дока­зательств, предоставив возможность по обеспечению нотариусами отдельных видов доказательств (например, свидетельских показа­ний) и после принятия дела к своему производству судом или адми­нистративным органом.

4. При возложении на нотариат функций представления пуб­личных интересов необходимо строго соблюдать гарантии нотари­альной деятельности и учитывать специфику функционирования института нотариата.

Любые обязанности, помимо оказания квалифицированной юридической помощи, могут быть возложены на нотариусов при одновременном соблюдении следующих условий:

- строгая процессуальная регламентация таких обязанностей в федеральном законе;

- полная компенсация расходов, понесенных нотариусом при выполнении указанных функций;

- учет специфики нотариальных процедур, в частности необ­ходимости соблюдения нотариальной тайны.

5. Для обеспечения баланса частных и публичных интересов, способствования развитию стабильного и бесконфликтного граж­данского оборота в целом, соблюдения требований законности но­тариусу необходимо дать возможность быть официальным предста­вителем граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с госу­дарством.

Глава 3. Роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц

3.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России

Реализация гражданского права опирается на автономный, самовозобновляемый и саморегулируемый механизм поведения, главной движущей силой которого являются индивидуальные интересы адресата нормы. При всей популярности в современной России идеи возврата к прежнему дихотомическому делению системы права на частное и публичное важно учитывать, что вместе с этой идеей к нам возвращаются и все те трудности, которые сопровождали ее применение в теории и на практике[38].

Тем не менее современная российская юридическая наука, а цивили­стическая наука в особенности, неуклонно придерживаются этой классифик­ации деление права на частное и публичное, признавая, впрочем, подвижность границ между частным и публичным в праве6, но оправдывая неизменность самого принципа торжеством его в современной практике отсутствием убедительных контраргументов в теории и даже ссылкой на интуицию[39].

Сегодня, ориентируясь в движении к будущему российскому правопорядку, мы и расширяем границы национальной правовой действительности, и включая в нее слой из норм и принципов международного права. При этом состав и структура среднего слоя пока только обозначаются.

Можно считать, что отсюда при определении границ частного права в теории и особенно нотариальной практике сегодня было бы более разумно прибегать к критерию частного интереса, признан­ного правовой нормой вне зависимости от формальной отраслевой при­надлежности самой нормы и даже вне зависимости от ее «топологии» в системе действующего законодательства. Тем самым мы признаем, что готовы иметь дело с любой мерой индивидуальной свободы (в пределах системы законодательства нотариата) и обозначаем общие границы предмета нотариальных действий.

При данных условиях решающим инструментом, способным обеспечивать свободу экономической деятельности, является государственная власть. Место нотариата в механизме реализации частного права определя­ется, во-первых, функцией оптимизации этого механизма; во-вторых, функцией силовой поддержки этого механизма; в-третьих, задачей вос­становления этого механизма.

Из всех форм правового регулирования нотариально релевантной представляется реализация правовых норм путем соблюдения, исполне­ния, использования и применения.

В зависимости от типа юридической нормы различают следующие виды реализации:

. общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;

. общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию­ вне правоотношений;

. конкретных правовых норм в конкретных правоотношениях.

Реализация с содержательной стороны зависит отспецифики содержания реализуемой нормы.

Соблюдением, представляющим собой пассивную форму реализации права, суть которой заключается в воздержании отсовершения опреде­ленных действий, реализуются правовые запреты (ст. 6 Основ).

Исполнение,в противоположность этому, требует активных дей­ствий, связанных с реализацией предписаний императивного характера, уполномочивающих и обязывающих. Поэтому как исполнение характе­ризуются основные нотариальные действия, составляющие содержание публичных обязанностей нотариуса перед клиентом: отпроверки лич­ности обратившегося до выдачи ему документа, подтверждающего факт совершения нотариального действия.

Использованиепредставляет собой форму реализации, адресующую­ся к управомочивающим (правонаделяющим) нормам и допускающую как возможность выбора вариантов поведения, так и широкого усмотрения в реализации избранного варианта. Использование - не типичная форма реализации права для нотариусов, относимых к категории должностных лиц. Но все же исключать его из механизма нотариальной правореализации нельзя. Оно относится к ви­дам деятельности, носящей в основном вспомогательный либо случайный характер (хозяйственная, научно-педагогическая и т.п.). На использова­ние в целом рассчитана, например, норма ст. 8 Основ, предоставляющая частному нотариусу право выбора кредитного учреждения при открытии счета и определении количества необходимых банковских счетов; найма и увольнения работников; распоряжения полученным доходом.

Правоприменение отличается субъектным составом: реализация правовой нормы осуществляется властным актом лица, не являющегося адресатом применяемой нормы (применение есть правореализационный акт третьего лица). Применение права всегда организуется как процеду­ра исполнения и соблюдения целой совокупности специальных норм, регулирующих деятельность по применению нормы права (применение поэтому - комплексная реализация нормы). Применение права есть, на­конец, властная деятельность, поскольку воля адресатов нормы высту­пает по отношению к ней как объект принудительного воздействия.

Применение выступает в широком смысле как способ государственно-властной организации правоотношений, но определяется оно в основном факторами двоякого рода: негативным (нарушение правопорядка, требующее адекватной реакции государства) и позитивным (необходимость властного контроля за реализацией нормы адресатом)[40]. Условиями «включения» правоприменительного механизма, следовательно, могут быть следующие типичные ситуации:

а) юридический конфликт, препятствующий нормальной реализации нормы либо требующий применения мер принудительного воздействия к нарушителю нормы;

б) потребность в публичном установлении юридического факта для осуществления связанного с ним права (обязанности);