Смекни!
smekni.com

1 Формирование художественно-творческих способностей детей (стр. 3 из 5)

Особую роль в становлении изобразительной деятельности де­тей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи.

К семи годам ребенок может воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ, средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров; самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности; в индивидуальной и коллективной работе может интегрировать разные виды изобразительной деятельности; может самостоятельно передать сюжетную композицию, с рисованием силуэтов. В этом возрасте ребёнок владеет комплексом технических навыков и умений, способен мо­тивировать самостоятельный выбор материалов. С интересом участвует в коллективной работе, планирует свою дея­тельность в рисовании, может дать мотивированную оценку результатам собственного труда, эмоционально откликается на красоту природы, одежды и убранства помещений. Ребёнок проявляет интерес к живописи и пытается реализовать единство пред­метно-пространственной среды в разных ее масштабах, проявляет индивидуальное творчество.(21, с.54)

Содержание рисунка воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Безусловно, присутствует и техническая сторона. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность по определению Г.В. Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно- достоверному изображению.

К семи годам для ребенка в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения. В живописи встречаются такие понятия как мазок, цвет, линия, пятно. Дети активно применяют художественно-выразительные средства.

Одним из самых доступных является цвет. Именно в этом возрасте ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы.

В.С.Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных – холодные. Однако тяга к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.

Другое средство – линия. Конечно трудно в детской живописи определить характер линий, но всё же исследователи отмечают, что предметы которые близки ребёнку, любимы им он рисует старательно и аккуратно, а иные события изображает нарочно небрежной линией.

Пятно можно использовать для изображения тени, или для украшения к примеру скатерти, а может платья.

Дети часто используют такое средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, свойств, качеств. Н. П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна по средствам и способам.

Таким образом, занятия по живописи способствуют формированиюхудожественно-творческих способностей дошкольников, исходя из этого для более эффективного формирования художественно-творческих способностей необходимо использовать специфические методы и приёмы.

3 Методы и приёмы формирования художественно-творческих способностей детей семи лет на занятиях по живописи

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

- наглядные;

- словесные;

- практические.

Это традиционная классификация.

Одним из основных принципов обучения живописи является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.(29,с.57)

И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.

Рассмотрим, каким образом можно формировать у дошкольников первую черту творчества. Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании на другие предметы сходной формы.

Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. А вот формировать у детей способность к альтернативным решениям нужно и можно.

Лернер предложил классификацию методов используемых в обучении детей рисованию:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- эвристический.

Информационно-рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания ребенком новой готовой информации. Информация должна воздействовать на все органы чувств.

Репродуктивный метод – метод направленный на закрепление, упрочение и углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

Эвристический, или частично-поисковый метод – направлен на поступательное обучение процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (педагог сообщает факты – дети делают выводы; педагог ставит проблему – дети предполагают, как можно ее решить, т.е., выдвигают гипотезу).

Исследовательский метод направлен на самостоятельное решение ребенком целостных задач.

Приемами обучения, он называет отдельные детали, составные части метода: в информационно-рецептивный - входят такие приёмы как наблюдение, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин, иллюстраций несущих детям информацию о предметах и явлениях. В репродуктивный метод входят упражнения направленные на закрепление полученных детьми знаний. В исследовательский и эвристический входят наборы творческих заданий, игровых упражнений.

При работе с детьми на занятиях живописи необходимо знать с каким материалом интересно работать, в основном используют такие материалы, техника работы с которыми не вызывает особого труда у детей дошкольного возраста. При подборе изобразительных материалов необходимо учитывать не только возраст детей но и цели обучения.(29,с.63)

Основными материалами для занятия живописью являются акварель и гуашь.

Гуашь бывает жидкая и в таблетках. Жидкие краски имеют более грубую ос­нову, поэтому желательно не допускать их засыхания. В отличие от акварели, гуашь содержит в своем составе белила, которые делают ее непрозрачной, плот­ной, непроницаемой - иначе говоря, кроющей. Гуашь в таблетках разводят в воде - при высыхании рисунок доста­точно быстро светлеет.

Для работы красками в таблетках го­дятся беличьи кисти или колонок. Для жидкой гуаши лучше использовать ще­тинную кисть. У нее есть плоскость, тонкий край, или уголок, ею можно за­крашивать плоскость разными приема­ми и проводить тонкие линии.

Работа гуашью не требует длительно­го времени для получения зримого ре­зультата, что важно в условиях дошколь­ного учреждения. Таким материалом можно работать без опасения выйти за края контура. «Это не «чистописание», а рисунок кистью, здесь живопись, - так говорит о технике работы гуашью педагог-учитель изобразительного искусст­ва Б.М. Неменский, - именно такая ра­бота скорее воспитает и организует ру­ку, сделает пальцы чуткими к малейшим движениям.

Краска, высохнув, становится значи­тельно бледнее ее натурального тона, поэтому, нанося акварель на бумагу, мы намеренно усиливаем цвет.

Для работы в любой технике необходимо освоить следующие изобразительные средства: точку, штрих, мазок, линию, тон и цвет.

Мазок. Форма его зависит от формы волоса кисти, густоты и способа нанесения краски. Концом кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию применяемых при обводке контуров и прорисовке деталей. Раздельными и слитными мазками можно передать цвет любого предмета.

Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном, или видимой светлотой. Его передают окраской, которая осуществляется заливкой, отмывкой, и «сухой кистью».

Цвет. Все цвета спектрального круга называются хроматическими. Они обладают тремя свойствами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.