Смекни!
smekni.com

Россия (стр. 3 из 3)

Не были обойдены вниманием властей и массовые общественные организации, прежде всего профессиональные союзы.

Схоже процессы протекали и в сфере культуры. По мере развертывания там большевистских преобразований (они получили название "культурной революции") усиливалась идеологизация культуры. Система образования, общественные науки, литература, искусство, театр превращались в инструменты "воспитательного" воздействия Советской власти на массы. Образование становится бесплатным, рабочие и крестьяне получают значительные преимущества при поступлении в учебные заведения, включая университеты.

На первый план в "культурной" политике большевиков сразу же выдвинулась проблема российской интеллигенции -- малочисленной (около 2.2% населения), но особо значимой общественной группы, главной носительницы знаний и национальных культурных традиций.

В своей массе интеллигенция крайне настороженно отнеслась к Революции 1917 г. Власти, стремясь вовлечь старую интеллигенцию в активную трудовую деятельность, в первые послевоенные годы поддерживали ее. Специалистам в разных областях знаний (кроме, пожалуй, гуманитарных) обеспечивались более сносные по сравнению с основной массой населения условия жизни и работы. Особенно это касалось тех, кто так или иначе был связан с укреплением научного, экономического и оборонного потенциала государства.

В то же время всячески ограничивались возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на массовое общественное сознание. В 1921 г. упраздняется автономия высших учебных заведений. Они были поставлены под бдительный надзор партийных и государственных органов. Профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись. К середине 20-х годов прекращается деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших при переходе к нэпу, закрываются независимые научные и литературно-художественные журналы.

Едва укрепившись у власти, большевистская партия берет курс на формирование собственной, социалистической интеллигенции, преданной режиму и верно ему служащей. Открываются новые университеты и институты. При высших учебных заведениях создаются первые рабочие факультеты (рабфаки). Для подготовки "идеологических кадров" была развернута сеть специальных научных и учебных заведений в центре и на местах.

Коренной реформе подверглась и система школьного образования. Новая советская школа -- в соответствии с особым "Положением" о ней, разработанном в 1918 г, создавалась как единая, общедоступная, ведущая обучение на родном языке. Она включала в себя две ступени (1-ая -- пять лет, 2-ая -- четыре года) и обеспечивала непрерывность образования, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами.

В 1923 г. учреждается добровольное общество "Долой неграмотность" во главе с председателем ВЦИК М.И.Калининым. Его активисты открыли тысячи пунктов, кружков, изб-читален, где обучались взрослые и дети. К концу 20-х годов около 40% населения умели читать и писать (против 27% в 1913 г.), а десятилетие спустя этот показатель равнялся 80%.

Литературно-художественная жизнь Советской России в первые послереволюционные годы отличалась многоцветием, обилием различных творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты "серебряного века" русской литературы (А.А.Ахматова, А.Белый и др.). Устраивали выставки картин последователи "Мира искусства", "Бубнового валета", "Голубой розы" и других дореволюционных объединений художников. Большую активность проявляли представители левомодернистских течений -- футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма -- в поэзии, живописи, театре, архитектуре (В.Э.Мейерхольд, К.С.Мельников и др.).

Но и в этой области правящая партия постепенно наводит "революционный порядок". На первый план, подминая все под себя начинают выходить объединения коммунистической ориентации (Российская ассоциация пролетарских писателей, Левый фронт искусств, редколлегия и авторский актив журнала "На посту" и т.п.). Они рьяно пытались внести "классовую борьбу" в художественное творчество, травили в печати беспартийных писателей и других деятелей культуры как "попутчиков" и "внутренних эмигрантов".


Список использованной литературы.

1. Амбарцумов Е.А. Вверх, к вершине. Москва, 1974.

2. Экономическая эциклопедия. Т.2. Москва, 1975.

3. Кредитно-денежная система СССР. Под ред. А.А.Посконова.

Москва, 1967.

4. Вайнштейн А.Л. Цены и ценообразование в СССР в восстановительный

период 1921‑1928 гг. Москва, 1972.

5. Лацис О.Р. Искусство сложения: Очерки. Москва, 1984.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

7. Шмелев Н. На переломе: перестройка экономики в СССР. Москва, 1989.