Смекни!
smekni.com

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» (стр. 2 из 4)

3.Виды постов

Различают следующие виды постов: Строгие- (без еды или на одном хлебе с водой), сухоядение (невареная пища), вареная (вареная пища).

Нестрогие посты (разрешается вкушение растительного масла, рыбы)

В течение года предусмотрено более 220 дней поста. В их число входят: еженедельные постные дни (среда, пятница); однодневный и многодневные посты.

Календарь постов

Однодневные посты

  • Богоявленский сочельник – 18 января
  • День усекновения главы святого Иоанна Предтечи – 11 сентября
  • День Воздвижения Креста Господня – 27 сентября

Многодневные посты

  • Великий пост от прощеного воскресенья до Пасхи-49 дней.
  • Петров (Апостольский) пост от Недели Всех святых (спустя неделю после Троицы) до дня апостолов Петра и Павла – 12 июля. Продолжительность Петрова поста различна, иногда по числу постных дней он может приближаться к Великому.
  • Успенский пост от 14 августа (Медовый Спас) до Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (Хлебный Спас).
  • Рождественский (Филипповский) пост, продолжительностью 40 дней, с 28 ноября по 7 января.

Еженедельный пост в среду установлен в воспоминания предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни Церковь запрещает употребление в пищу продуктов животного происхождения (мяса, молока, яиц, сыра).Разрешается растительная пища, постное масло и рыба.

На протяжении многих веков люди видели в кратковременном голодании большую пользу и телу. Исследователи, изучавшие опыт предков, подтверждают благотворное влияние постов, постной пищи на организм человека. Свидетельством этому является то, что предки наши были сильные, здоровые и крепкие люди. В народе говорили: «С поста не мрут, а от обжорства дохнут», «Что человек ест, таков он и есть».

Очень часто среди верующих людей встречается термин «заговение».

Заговение — день перед началом многодневного поста, когда в последний раз дозволяется вкушение скоромной пищи. Великому посту в отличие от Петрова, Успенского и Рождественского постов предшествует 2 заговения: сначала только на мясо (Мясопустная неделя), затем, по прошествии Сырной седмицы, на прочую скоромную пищу (Сыропустная неделя). Заговением Петрова поста является Всех святых неделя. Заговение Рождественского поста — 14 нояб. (ст. ст.), Успенского — 31 июля (ст. ст.), однако, если эти даты выпадают на среду или пятницу, являющиеся постными днями, заговение переносится на предыдущие сутки. В современных официальных изданиях богослужебных книг термин «заговение»

Народ по-своему именовал посты: пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий и пост –лакомка (Успенский).

Великий пост начинается, когда в природе происходит поворот к весне, к обновлению. Идет подготовка к весеннему севу, ожидаются испытания, требующие от человека душевных и физических сил.

Петровский пост приходится на самый разгар лета, летний зной, сенокос, полевые работы. Это время, когда организм испытывает потребность освобождения от тяжелой мясной пищи и нуждается в легком растительном питании.

Успенский пост – это проводы лета, подготовка к страдной поре: жатве, сбору урожая. Время, требующее собранности в предстоящей борьбе с силами природы, в стремлении отвоевать каждый погожий день, ибо осенний день год кормит. Осенние работы продолжаются до самого Покрова, до окончания уборочной страды. Наступает период отдыха, раскрепощения от трудов – время свадеб, застолий, трапез, приема гостей.

Вы видите, как мудро выстроена вся система православных постов. Дни радости и веселья сменяются временем воздержания, смирения, жизни в строгости и чистоте душевной, за днями поста снова следуют праздники. Именно такой образ жизни давал нашим православным предкам здоровье - и душевное, и физическое. То, чего так не хватает сегодня нам.

3.1. Великий пост.

7 марта наступает Великий пост 2011 года, который продлится до 23 апреля.

Великий пост, или святая четыредесятница, самый продолжительный и строгий из всех постов; он длится от Прощеного воскресенья до Вербного воскресенья с присоединением Страстной недели – всего 49 дней.

Первая, третья недели поста и Страстная неделя строже остальных. В первые два дня поста и в Страстную пятницу установлено полное воздержание от пищи и воды.

В великопостном уставе закреплены очень строгие правила: в будние дни допускалось только сухоядие (холодная пища без масла), и то лишь вечером. В субботу и воскресенье дозволена вареная пища – каши, овощи с растительным маслом.

Великий пост был установлен с апостольских времен в подражание 40-дневного поста Господа Иисуса Христа. Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

Первая постная неделя Великого поста отличается особой строгостью: можно есть растительную пищу но без масла. В пятницу первой недели говорят, освещают и едят «коливо» , то есть отварную пшеницу или другие зерна с медом. Все последующие недели едят хлеб грубого помола, каши, овощи, фрукты, орехи и грибы, мак, изюм, варения, квашения и соления, но никаких блюд из мяса, молока, яиц и никакой сдобы.

Самыми популярными народными блюдами в дни поста были тюря, толокно, полевка и др. похлебки. Пекли пироги с грибами, маком, горохом, репой, ягодами, медом и яблоками. В пост делали постные оладьи, блины. Во время постов во всех трактирах блюда не отличались от тех, которые ели в монастырях. За время поста человек употреблял крупы, хлеб, грибы, сою, бобовые, орехи, фрукты, овощи, мед, сахар, сухофрукты – это продукты которые могут поддерживать силы даже при тяжелом физическом труде.

В сегодняшнее неспокойное и трудное для душевного осмысливания время многие люди все чаще обращают свой взор в прошлое, ищут и находят в нем истоки не только настоящего, но и будущего. Восстанавливаются и вновь строятся разрушенные временем или людьми церкви и храмы, иконы и другие памятники древней российской культуры. Люди ищут успокоения и находят его в православных храмах, посещая службы и участвуя в соблюдении постов. Никакое лекарство не заменит двухнедельного голода — так считали древние историки, ведь очищая во время поста свое тело, мы очищаем и свои помыслы, свою душу.

3.2. Петров, или Апостольский пост

С 20 июня – 11июля в 2011году.

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся. Сколько длится Петров пост ?Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.