Смекни!
smekni.com

«Индия. Проблемы и пути их решения» (стр. 3 из 6)

Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространённое преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе), Амарнатхе, ряд других. Впрочем культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных местах.

Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда живот­ных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не забивают и говядина не употребляется в пищу. Священ­ными считаются и некоторые растения, например лотос. Свя­щенна также река Ганг, в водах которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очище­ния - омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где бе­рега Ганга облицо­ваны каменными ступенями, заполненными прибывшими для очи­щения. Тела умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга. Быть похороненным в водах этой реки - заветная мечта каждого право­верного индуса. Индуизм запрещает разводы и вторичные браки вдов, даже если они еще очень мо­лоды. Хотя эти запреты офици­ально отменены, большая часть населения продолжает их соблю­дать.

Естественно, что все это оказывает очень большое влия­ние на жизнь и быт индусов. Но без всякого сомнения, на­ибольшее воздействие на них оказывает догмат индуизма, предусматрива­ю­щий деление общества на касты (от латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском языке - санскрите). Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие времена, но оказа­лась столь живучей, что и ныне продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Вот как описы­вает это влияние восто­ковед-индолог Н. Р. Гусева.

Принадлеж­ность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают име­на своим детям, обу­чают их, сообщают им специальные знания, отправляют все риту­альные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сож­жению (а некоторые - погребению) - все это происходит и произ­водится в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и за­претов, создание которого предписывает­ся богам, божественному откровению. Дхарма определяет нормы поведения членов каждой касты регулирует их поступки и даже чувства. С детских лет чело­век вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов дхар­мы, их неизбежности. Например, дхарма каждой касты диктует ей внутриб­рачие - только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой матерью твоих детей. Межкастовые браки в Индии - большая ред­кость.

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом, верхушка общест­ва. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, кото­рые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торгов­цев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он соз­дал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала оп­ределяла прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не из­меняясь на протяжении жизни десятков поко­лений. Со временем увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. раз­личных каст и подкаст. После войны ни одна перепись населения этот во­прос не включала. Поэтому в наши дни их число в различных ис­точниках оценивается от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой сис­теме индуизма есть еще одна, самая низкая категория - неприка­саемых, или париев, к кото­рой относится наиболее отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в не­ведомую темноту. Из этих остатков и вышли неп­рикасаемые, кото­рым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечис­тыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Ин­дуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четы­рех каст. Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса. А ведь перед второй мировой войной таких не­прикасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек. Конститу­ция Индии в законодатель­ном порядке отменила кастовое деление и кастовое неравноправ­ное, связанные с древними предрассудками. Само слово <чамар> (<неприкасаемый>) выведено из оборота и заменено словом <хариджаны> (<дети Бога>), предло­женным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И тем не ме­нее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего 17% населения, преобладают среди государст­венных служащих. До сих пор крайне редки браки между пред­ставителями высших и низ­ших каст.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 % всего населения, среди них резко преобла­дают сунниты, но есть и шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Ут­тар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преоб­ладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны запрещено за­коном.

Последователи стальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Хри­стиане живут главным образом в юж­ных штатах,- особенно в Керале и в Нага­ленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где при­верженцы этой религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник в Пенджабе еще в ХV веке. Как бы отражая гео­графическое положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно отличается от них. На­пример, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, де­ление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах: нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Муж­чины сикхи (все они добавляют к своему имени приставку <сингх>, что значит <лев>) носят длинные волосы, собранные в пучок на ма­кушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха явля­ется также кин­жал.

Буддизм зародился в Северной Индии в сере­дине I тысячелетия - до н. э. Но в наши дни его исповедует ме­нее 2% ее населения - часть жителей штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. По­скольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение жи­вых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда пре­обла­дали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростов­щики. Эти­ческие предписания джайнизма включают обеты прав­дивости, сдер­жанности, бесстрастности, строгий запрет воров­ства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитиче­скую ситуацию в стране, приводя к почти не прекра­щающимся рели­гиозным противоречиям. Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами и сикхами.

Кровавые столкновения между индуистами и мусульма­нами на религи­озно-общинной почве время от времени буквально по­трясают страну. Чаще всего они происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские религиозные фанатики разру­шили в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) мусульманскую мечеть Бабри-Масджит, чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Со­гласно преданию именно в Айодхье - и это описано в <Рамаяне> - правил царь Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после дальних странствий и занявший престол своих предков.) Подобная акция вы­звала вспышку идуистско-му­сульманских столкновений по всей стране и привела к гибели бо­лее 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские храмы подверг­лись нападению со стороны му­сульман. В штате Уттаррадеш было введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено как не выполнившее свои конституционные обязанно­сти и пота­кавшее религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в стране есть крупные силы, вы­ступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до соз­дания индусского государства Хинду раштра. Во главе подоб­ного движения стоит фундаменталистская <Бхаратия Джанатз парти> (БДП).

В Пенджабе религиозно-общинные распри осо­бенно усилились после того как местные сепаратистские группи­ровки начали призы­вать к отделению районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и созданию независимого религиозного государства сикхов - Халистана. Своим штабом и опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого Золотого храма в го­роде Амритсаре - центре сикхизма, само название которого озна­чает <хранилище амриты> (божественного нектара). В октябре 1984 года двое военнослужа­щих-сикхов из состава личной ох­раны премьер-министра совершили покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее. А в 1991 году жерт­вой аналогичного покуше­ния стал сменивший Индиру Ганди на по­сту премьер-министра ее сын Раджив Ганди. Однако на этот раз заговор был инспири­рован тамильскими националистами, действую­щими на юге страны.