Смекни!
smekni.com

Образование государства Израиль (стр. 7 из 8)

Раскрывая систему государственной власти Израиля, нельзя оставить без внимания его правовую систему, корни которой уходят в далекое прошлое. Она основывается на четырех источниках:

1) «еврейское право», сформулированное в Талмуде и еврейском религиозном законодательстве;

2) «оттоманское право», то есть система законов Оттоманской империи;

3) «английское право» (со времен британского мандата);

4) собственно «израильское право»: законы, установленные кнессетом, а также постановления Верховного суда, распоряжения муниципалитетов и т. д.

Зоны действия этих систем строго не разграничены, хотя и можно отметить, например, что в вопросах личного статуса еврейское право применяется чаще других, а оттоманские законы наиболее существенны при определении споров о владении земельными участками.

Судебная система в Израиле также неоднородна — есть разные судебные инстанции. Каждый суд можно отнести к одной из двух групп:

1. Обычные суды — занимаются как гражданскими, так и уголовными делами в случаях, если таковые не подлежат юрисдикции одного из специальных судов. К обычным судам относятся:

а) Мировые суды — занимаются имущественными исками, чья стоимость не превосходит определенной суммы; земельными вопросами; уголовными делами, срок наказания по которым не превосходит трех лет;

б) Окружные суды занимаются более тяжелыми вопросами и рассматривают апелляции на решения мировых судов;

в) Верховный суд — рассматривает апелляции на решения окружных судов и конфликты между гражданами страны и властью.

2. Специальные суды:

а) еврейский религиозный суд;

б) суд по трудовым конфликтам;

в) военный суд;

г) религиозные суды разных религиозных общин, представленных в Израиле;

д) некоторые другие специальные суды.

Как видно, данная система отражает, с одной стороны, сложную религиозно-этническую специфику Израиля; с другой стороны, в большинстве своих черт имеет британское происхождение — хотя и, разумеется, в израильском исполнении. В качестве примера можно привести ситуацию со смертной казнью. Израильский закон (израильское право) предусматривает такую меру наказания, как смертная казнь. Однако отрицательное отношение к ней иудаизма (еврейское право) привело к тому, что выработался прецедент неприменения этой меры наказания (на практике смертный приговор был приведен в исполнение лишь дважды: в 1962 г. был казнен А. Эйхман, ответственный за уничтожение 6 миллионов евреев в нацистской Германии, а во время Войны за Независимость — майор М, Турянский за предательство и шпионаж в пользу врага). В данном случае мы можем наблюдать степень влияния еврейского и английского прецедентного права на деятельность судов в Израиле.

Несмотря на отсутствие в Израиле писаной конституции, верховный суд можно определить как орган конституционного надзора. Верховный суд не вмешивается в деятельность кнессета, пока решения последнего не затрагивают основных принципов демократической системы или основополагающих конституционных ценностей. О характере конституционного контроля следует судить на основании решения верховного суда, который в ноябре 1995 года объявил, что он вправе осуществлять пересмотр актов кнессета, не соответствующих основным законам, независимо от наличия или отсутствия в них ограничительных статей. Этим, фактически, установлено, что любой закон, входящий в противоречие с основным законом, имеющим ограничительную статью, должен быть пересмотрен с учетом этой статьи. Таким образом, верховным судом было утверждено нормативное превосходство основных законов над обычными законодательными актами.[15]

Заключение

В мае 1998 г. Израиль праздновал свое 50-летие. Осмысление пройденного пути и анализ стоящих перед обществом проблем - естественная потребность и людей, и государства в юбилейный год.

С чисто геополитической точки зрения Государство Израиль, созданное в 1948 году, имеет две характерных черты. Оно было задумано, как государство евреев, иностранный анклав западного типа в Палестине, в окружении арабского мира. Кроме того, этот регион Ближнего Востока, где расположены также Ливан, Сирия и Иордания, имеет богатейшую историю и ограниченную территорию и очень плотно заселён.

Какие же проблемы можно поставить в качестве приоритетных в современном израильском обществе?

Конечно же, широко обсуждаются все аспекты ситуации на Ближнем Востоке, мирный процесс, взаимоотношение Израиля с арабскими странами, вопросы национальной безопасности, военного потенциала.

Однако центр общественного внимания все больше и больше концентрируется на внутренних проблемах страны.

Основным фактором, воздействующим на жизнь общества, является, прежде всего, проблема обеспечения безопасности страны в целом и личной безопасности ее граждан. Последний аспект проблемы обострился по мере продвижения мирного процесса из-за усиления арабского терроризма.

В настоящее время по вопросам безопасности в израильском обществе сохраняется разделение между основными подходами ее обеспечения. Это в первую очередь связано с двумя основными моделями продвижения мирного процесса и определения дальнейшей судьбы, оккупированных территорий, выдвигаемыми основными партиями Ликудом и Аводой. Взлет арабского терроризма, наблюдающийся с конца 1994, г. породил массовое недовольство израильтян, обвинявших тогдашнее правительство Рабина в неспособности обеспечить как национальную безопасность страны, так и "личное выживание" ее граждан. Именно из-за этого Авода потеряла накануне выборов 1996 г. много своих сторонников, склонившихся к отказу от поддержки этой партии в деле реализации мирных соглашений с палестинцами.

Становилось ясно, что арабо-израильские переговоры, мирный процесс не только не решают, а во многом обостряют внутриполитические трудности, способствуют обострению противоречий в обществе. Усиливались позиции сторонников торможения мирного процесса и усиления оборонного потенциала государства.

Параллельно с этим нарастающую обеспокоенность вызывали процессы, напрямую не связанные с арабо-израильским конфликтом. Все большую тревогу вызывают у политиков проблемы, связанные с перспективами развития гражданского общества. Они считают, что наращивание военной мощи может оказаться бессмысленным, если в результате политических, культурных, этических и иных разногласий будет подорвано внутренне единство израильского общества.

Поэтому сегодня израильтяне яростно спорят не только о выводе израильских войск с территорий, но и современном состоянии сионизма, о роли религии, образовании, развитии этнических культур и о многом другом, что может служить как объединяющим, так и разъединяющим факторами жизни общества. "Какими бы ни были ожидающие Израиль внешние трудности, - подчеркнул в своей юбилейной статье известный израильский журналист Д.Конторер, - будущее страны зависит в первую очередь от того, сумеют ли ее граждане сохранить чувство общей судьбы".

Итак, динамично развивающееся современное израильское общество вступает в новую полосу своего развития. Идет быстрый процесс его деидеологизации, "нащупывание" новых плюралистических моделей во всех сферах жизни гражданского общества. Условия успеха становятся все более жесткими. Растет конкуренция в экономике, убыстряются темпы экономического роста, требующие новых подходов к социальным и межличностным отношениям. Одновременно растет напряжение, связанное с "неотвратимостью" дальнейших уступок в ходе реализации мирного процесса. Все эти объективные процессы тревожат простых израильтян, рождают в них ностальгию по "добрым старым временам". Общество очутилось как бы между двух огней: с одной стороны, оно ощущает на себе давление тех сил, которые ведут его к "нормализации" и дальнейшей вестернизации образа жизни. С другой стороны, усиливаются попытки наиболее консервативных сил (в том числе и ультраортодоксов) испугать израильтян новыми процессами, навязать им отжившие нормы как в области внутренней, так и внешней политики. Израиль ищет новые ориентиры, постепенно справляясь с трудностями переходного периода.

Библиография

1. Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. 2002.

2. Карасова Т.А. Некоторые особенности внутриполитического развития современного Израиля // Ближний Восток и современность №6 1999.

3. Клайман Ш. Государство Израиль провозглашает свою независимость // Журнал «Ариэль», Февраль 1999.

4. Конторер Д. 50 лет государству Израиль // "Вести", Юбилейное приложение, Май, 1998.

5. Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. М., 1996.

6. Нойбергер Бениамин, «Что такое сионизм?», Издание Дипломатической академии МИД РФ, 1995.

7. Сакер Говард. История Израиля, том 2 Иерусалим, 1994.

8. Эвен Аба, Рождение Израиля // Время и мы: Международный журнал литературы и общественных проблем, №100 1988.

9. Эттингер Шмуэль Очерк истории Еврейского народа, том 2 Иерусалим 1972.