Смекни!
smekni.com

работа (стр. 3 из 4)

Наибольшее распространении в нашей прессе получили интервью, которые ставят своей целью информировать общественность о каком-либо важном начинании в нашей жизни. С подобными интервью выступают руководители научных учреждений, директора заводов. Порой наиболее важные интервью помещаются там, где принято печатать передовые статьи. По своей политической значимости интервью подобного плана приближаются к редакционным статьям.

Виды интервью. Интервью-монолог представляет собой сообщение ил заявление определенного лица по вопросу, предложенному корреспондентом. Содержание беседы передается в виде цельного рассказа. Интервью-монолог приближается по своей структуре, форме, характеру к статье, к корреспонденции.

Интервью-сообщение характерно своей информационной направленностью. Изложение беседы дается только в ее наиболее существенных чертах. Ответы собеседника журналист или пере­сказывает, или воспроизводит в сокращенном виде. Иногда подоб­ная беседа публикуется только со ссылкой на собеседника; при этом содержание разговора передается в виде своеобразного от­чета корреспондента о состоявшейся беседе.

В интервью-диалоге приводится полный текс беседы. В ряде случаев диалог сочетается с изложением вопросов и ответов на них. В тексте даются не только полные ответы собеседника, но и вопросы журналиста ведущего беседу.

В интервью-зарисовке, кроме содержания беседы, передается обстановка разговора, его характер. Журналист при этом получает возможность кратко комментировать факты, события, о которых идет речь.

Среди различных видов интервью необходимо выделить интервью-мнение. Это развернутый комментарий к факту, событию, проблеме.

Разновидностью интервью являются форумы и анкеты. Эти виды дают возможность провести широкий опрос по той или иной проблеме, выяснить мнение многих лиц. Анкеты помогают редакциям газет лучше представить своего читателя, выяснить его интересы.

За последнее время в практику нашей печати прочно вошли пресс-конференции, которые представляют собой групповое, массовое интервью. На этих конференциях хорошо осведомленное лицо или несколько лиц информируют присутствующих журналистов о том или ином событии, отвечает на их вопросы. После такого коллективного интервью корреспонденты знакомят с пресс-конференцией читателей.

Интервью как жанр служит прежде всего целям информирования читателя обо всем новом и интересном в нашей жизни, средством выяснения общественного мнения по самым различным вопросам. Однако в последнее время на страницах ряда газет появились такие ответвления жанра, как сатирические и юмористические интервью. Эти виды, поданные броско, живо написанные, обогащают жанровую палитру нашей печати.

Репортаж

Жанровые особенности репортажа. Особенности репортажа определяются назначением этого жанра. Задача, стоящая перед его автором, - рассказать о событии глазами очевидца или участника. Немалую роль играет и специфика предмета. Предметом репортажа является событие, которое происходит на глазах журналиста и получает затем наглядное отображение как результат его непосредственных наблюдений. Характер событии, положенных в основу репортажа, предопределяет одну из важных его особенностей – динамичность.

Естественно, не всякое событие достойно освещения в газетном репортаже. Критерий оценки события – его общественная значимость. Рассказ репортера о событии должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, обогатить, расширить его представление о жизни и протекающих в ней процессах. Репортаж – это прежде всего рассказ о новом, еще не известном читателю факте, или о незнакомой стороне, подробности уже известного события.

Рассказ о событии в репортаже подразумевает, конечно, и рассказ о людях – участниках этого события. Иногда событием для автора становится встреча с интересным человеком, который выдвигается на первый план. Журналист обращает внимание на различные черты характера героя, раскрывающиеся в связи с определенным событием; репортаж приобретает некоторые качества очерка. Но если очерк – это «история характера» человека, то репортаж – это прежде всего «история события».

Важная особенность репортажа – его наглядность, использование образных средств отображения действительности. Одним из средств, с помощью которых достигается эффект «наглядности» является использование детали и подробности.

Стремление отобразить событие через призму личного восприятия обусловливает роль автора в репортаже, определят основные черты жанра. С этим связана и особая сила воздействия репортажа на читателя – так называемый эффект присутствия. Репортер как бы заставляет читателя присутствовать на месте события, увидеть то, что видел журналист, «сопереживать». Это придает репортажу большую убедительность.

В репортаже нет места для вымысла. Малейшее несоответствие рассказа тому, что происходило в действительности, может вызвать недоверие ко всему репортажу. Документальная точность делает жанр репортажа особенно убедительным. Однако эта характерная особенность жанра репортажа создает дополнительные трудности и для репортера.

Таким образом, репортаж – это оперативная динамичная форма наглядного отражения события, свидетелем или участником которого был автор. Особенности репортажа, взятые в совокупности, определяют его жанровую специфику.

Виды репортажа. По мере развития творческой практики складывались разновидности репортажа. Сохраняя главные особенности жанра, они все же существенно различаются между собой.

Характер репортажа в какой-то мере связан с типом того пе­риодического издания, для которого он предназначен. От этого во многом зависит объем материала: обычно газетный репортаж — небольшое выступление от нескольких десятков до двухсот-трех­сот строк. В журнале для репортажа может быть предоставлена гораздо большая площадь, что позволяет автору глубже разра­ботать тему, использовать больше ярких деталей.

Важную роль играет повод для репортажа. Поводом для создания событийного репортажа служит общественно значимое событие. Такие репортажи отличаются особой оперативностью: их публикуют сразу же после свершения событий.

Нередко репортаж не связан с определенным одномоментным событием. Автор ставит перед собой иную задачу: рассказать о производственном или творческом процессе, работе какой-либо организации т.п. Так возникает познавательный репортаж , который ведется из мастерской художника, из музеев, книгохранилищ, лабораторий и заводских цехов.

Не менее важной стороной репортажа, характеризующей его вид, является метод отображения действительности, используемый автором. Задача, стоящая перед репортером, и его метод отображения действительности обусловливают соотношение информационного и аналитического элементов в репортаже. Однако в последние годы все большее значение в репортаже получают элементы анализа. Рамки информационного репортажа оказываются тесными: освещение событий требует обобщений, авторских раздумий, выводов, репортаже появляются черты, сближающие его с корреспонден­цией и даже статьей. Авторы таких репортажей стремятся подвергнуть его анализу, разглядеть за ним общественно значимое явление. Используется статистика: значение, цифровых данных скрывается с помощью образных, всем понятных сравнений. Так появляются познавательные репортажи.

Особый характер получает публицистичность в репортаже на научную тему. Задача – рассказать достаточно просто о сложнейших научных проблемах иногда приводит к необходимости вводить в текст подробны разъяснения научного термина, знакомить читателя с элементарными научными сведениями и др.

Усиление публицистичности повышает значение репортажа в газете, дает журналисту возможность полнее отображать жизнь во всей ее сложности и многогранности.

Практическая работа

В данной курсовой работе мы будем разбирать информационные жанры на примере массовой еженедельной газеты «Моё».

В газете «Моё» постоянно печатаются подборки.

В рубрике «Весточки» печатаются хроникальные сообщения. Они предельно кратки. В них нет подробностей, нет детализации события. Например: «Мемориальный камень в память об учителях и учащихся, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлен во дворе воронежской школы № 5 в минувшую пятницу, 4 мая».[1]

Вообще много подборок заметок в газете под названием «Стряслось», «Актуально». В них печатаются краткие сообщения в 10-20 строк, имеют заглавие: «Вечером 3 апреля в поселок Придонской на улицу 232-й Стрелковой дивизии вызвали скорую двоим 15-летним подросткам Павлу и Жене. Павел получил сотрясение мозга, у Евгения была сломана нога. Оба пости в одно и то же время попали под машины. Павла сбила «восьмерка», Евгения – «девятка…».[2]

Просмотрев 12 номеров газеты «Моё» за 2007 год, было обнаружено мало отчетов. В основном на социальные темы, о встречах с депутатами. Например, в № 17 напечатан отчет о газификации, где присутствовал член комитета по топливно-энергетическому комплексу Воронежской областной Думы Сергей Журавлев. Он рассказал о проделанной работе комитета и планах на будущее: «Сегодня по уровню газификации Воронежская область занимает первое место в Центральном федеральном округе…».[3] Это значит, что этот жанр устарел. Он пользовался популярностью в советские времена, когда проходили комсомольские и профсоюзные собрания встречи различных делегаций и т.д.

Интервью стало довольно популярным жанром массовой прессы в наше время. Не смотря на разнообразие видов интервью, обычно оно передается в форме диалога: вопросы репортера и ответы интервьюируемого лица. Вот одно из интервью с Александром Щеголевым, который отметил свое 35-летие: « - В заявке «Труда» на сезон значится и твой 15-летний сын Женя. Футбольная династия Щеголевых продолжится и в третьем поколении? – Женьку я взял в команду в качестве аванса, пусть варится в этой каше. А что получится, зависит только от него. Задатки у парня есть, теперь надо их развивать. Но спрос с него будет особый…».[4]