Смекни!
smekni.com

И культуры работа Тема «Образ человека в преподавании изобразительного искусства в школе» (стр. 3 из 5)

М.Монтессори приводит фазы развития самого ребенка.

От 0 до 3 лет «Впитывающее сознание»

От 3 до 6 лет «Строитель самого себя»

От 6 до 9 лет «Исследователь окружающего мира»

От 9 до 12 лет «Ученый»

От 12 до 18 лет «Социальный ребенок».

«Чем раньше педагог начнет воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создастся сильный , самостоятельный, свободный человек. А умения придут с помощью упражнений и тренировок» - говорила М.Монтессори.

3.Художественная педагогика (использования в искусстве)

Человек занимаясь изобразительным искусством, не только овладевает практическими навыками художника и осуществляет творческие замыслы, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном окружении, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Эти качества нужны всем. Человек любой профессии работает лучше, если он владеет средствами изобразительного искусства и привык ими пользоваться. Многие выдающиеся люди, прославившие себя отнюдь не в области изобразительного искусства, обращались к нему с увлечением и с любовью.

Ученым, писателям, артистам владение изобразительным искусством помогло делать важные открытия, создавать замечательные литературные произведения или сценические образы. Достаточно вспомнить таких прославленных наших соотечественников, как М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, К. Э. Циолковский, Ф.И.Шаляпин, космонавт Евгений Леонов. Всем им и многим другим изобразительные средства помогали выражать волнующие их образы, научные и технические замыслы.

Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к некому единому идеалу, который искали древние.

Гармония, красота в портретном жанре. Они всегда остаются тайной, и разные народы тщетно пытаются найти им обоснование.

Портретный жанр возник раньше других – известны скульптурные египетские портреты многовековой давности. Портрет, изображение человека или группы людей в произведениях искусства является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.

Самый трудный объект рисования для ребенка – человек. Ребенка человек интересует больше, и он является основным во всех его рисунках. В них, в фигуре человека, обобщает изображение головы, ног, рук и туловища. Туловище дается в виде овала или прямоугольника: платье и юбка у девочки и женщины – в виде треугольник, ноги от треугольника вниз. Руки прикреплены к туловищу, а не плечам. В портрете человека глаза изображаются на макушке головы, рот - на основании подбородка. В рисунке ребенок передает то, что он знает определенно, а не то, что видит. Изображает даже то, что нет в натуре. Иногда не изображается то, что считается в его понимании, не существенным.

Дети часто подражают взрослым и стараются перенимать их привычки. Создают себе кумира и начинают собирать фотографии, наклейки с их изображениями, подражают поведение и внешность, что создает в жизни ребенка определенные трудности в отношении с окружающими и родителями.

Осознание учащимися своей индивидуальности, неповторяемости и значимости через изображение образа человека научит их принимать себя такими, какими они являются от природы.

Глава II:

1.Методика преподавания, особенности изображение фигуры человека и образ человека, научная психология.

Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо надо ясно представить структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В работе над изображением человеческой фигуры верной помощницей является анатомия. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пластической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела – скелет, мышечный и кожный покров.

Чем больше человек стремился познать мир и самого себя, тем более он стремился внести и в искусстве контроль разума, рациональное начало. Рационализм в искусстве был связан с желанием художника как то управлять стихией эмоций, направлять их действие в необходимое русло. На определенном этапе развития, в эпоху итальянского Возрождения, он совпал с попыткой опереться в изобразительном искусстве на строго научные оптические начала. Художник начинает последовательно, как исследователь, изучать перспективу и анатомию

Многие мастера ренессанской Италии строили свои картины чрезвычайно рационально. Они строго определяли перспективное сокращение предметов на первом плане и в глубине картины, строго соблюдали верность анатомическим пропорциям, фигуры выступали как бы своего рода объемным рельефом.

Человек – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее - духовная красота .

Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями античной статуей или картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качествам, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция»в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы , окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие , высокие и низкие , широкие и узкие, большие и маленькие и т.д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, пропорциональные характеристики.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Пропорции - это гармонизация форм художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох, и разных культур.

В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делит изображение на части и позволяла по части определять целое и по одной части тела определить другую. Известно,

что египтяне положили в основу деления фигуры 21 ¼ части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 ¼ части приходилось на изображение традиционного головного убора.

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа

На сохранившихся дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения, разных богов в соответствии с их иерархичным старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо надо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились, и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях, связана с поисками законов и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций фигуры создал скульптор Поликлет в Vвеке до н.э. Его теоретическое сочетание на тему называлось «Канон» а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н.э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяет равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом , при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения, Леонардо да Винчи, изучивший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональность в соотношении частей тела человека.