Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов факультета искусств I (стр. 2 из 4)

Средний каменный век (мезолит)

Климатические изменения в Европе. Вымирание крупных животных. Образование подвижных племен. Совершенствование орудий труда и охоты. Накопление жизненного опыта человека, представлений об окружающем мире. Вера в загробную жизнь. Схематизация и упрощение изображений. Повествовательность и сюжетное начало в изображениях. Сюжетная соподчиненность фигур. Силуэтность композиции и декоративность цвета.

Новый каменный век (неолит)

Появление организованного скотоводства и земледелия. Влияние магии, земледельческой мифологии на искусство. Нарастание упрощенности и условности в образах человека. Отражение реальной действительности в орнаменте, и влияние последнего на схематизацию изобразительных памятников.

Бронзовый век

Дальнейшее разделение труда. Появление новых сфер духовной деятельности человека. Реалистические тенденции в прикладном искусстве. Зарождение архитектуры как искусства. Мегалитические сооружения – менгиры, дольмены, кромлехи. Преобладание массивной формы в композициях первобытных сооружений. Культовый характер архитектурных сооружений.

Значение первобытного искусства в развитии мышления, чувственного восприятия и духа творчества в человеке.

Эстетическая сила воздействия первобытного искусства.

Предметная культура Древнего Востока

Особенности формирования художественной культуры Востока. Замедленность темпов развития цивилизаций Древнего Востока. Пережитки родового строя в сознании людей. Обожествление животных и сил природы. Социальная и политическая миссия искусства, его символический характер. Искусство на службе деспотии и жречества. Синтез искусств, ремесла и искусства. Каноны, их роль в формировании мастерства и искусства в целом; каноны как тормоз для творческих исканий.

Сирио-палестинский, анатолийский, мессопотамский центры развития искусства и художественной культуры.

Искусство предметного мира Древнего Египта

Географические и климатические особенности и их роль в становлении египетской культуры. Закрытость и традиционность цивилизации. Религиозные представления и роль заупокойного культа в развитии культуры и искусства. Изобразительный канон. Особенности изображения пространства: «египетская перспектива».

Додинастический период (IV тысячелетие до н.э.) Политическая раздробленность страны. Вера в загробную жизнь. Связь образов с формированием заупокойного культа. Палетка Нармера и формирование «египетского стиля»; статичность фигуры, ясность композиций, разномасштабность персонажей, соединение различных точек зрения в одном изображении. Архитектура гробниц (мастаба).

Древнее царство (III тыс. до н.э.) Завершение формирования стилевых особенностей египетского искусства. Основные памятники архитектуры Древнего царства. Геометризм и массивность; использование стоечно-балочной конструкции в храмах. Пещерный характер пространства. Мотив обелиска в храмах Солнца. Пирамиды в Гизе. Портретная скульптура. Канон и условность скульптуры. Плоскостная и пристенная скульптура. Рельеф и роспись. Построчная композиция изображений, повествовательность сюжетов. Декоративность изображений. Художественное ремесло.

Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.) Особенности культуры периода. Следование образцам Древнего царства, обогащение традиций приемами местных центров. Развитие реалистических тенденций в искусстве. Новые схемы рельефов. Новые архитектурные образы. Ансамбль Ментухотепов в Дейр-Эль-Бахри. Скульптурный портрет. Портрет Аменемхета III. Монументальная живопись (росписи в Бени-Хасане). Художественное ремесло.

Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.) Характерные преобразования в культурной жизни Египта. Завоевания фиванских фараонов. Влияние на культуру Египта соседских цивилизаций. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Заупокойные храмы (храм царицы Хатшепсут). Фиванская скульптурная школа. Индивидуализация образов (портрет Хатшепсут, жрецов Аменхотепа и Раннаи). Монументальная живопись (роспись Нахта). Расцвет прикладного искусства.

Религиозные реформы Эхнатона, их влияние на архитектуру и изобразительное искусство: отказ от канонов, жизненность сцен и обстановки, одухотворенность образов (портреты Эхнатона и Нефертити). Росписи дворца в Ахетатоне. Значение амарнского периода для последующего развития египетской культуры. Памятники гробницы Тутанхамона. Искусство 2-й половины Нового царства. Возрождение храмового строительства (храм Амона в Карнаке, храм Рамзеса II в Абу-Симбеле). Скульптуры храма в Абу-Симбеле. Возврат к каноническим композициям. Стилистика фиванской живописи: декоративные тенденции в захоронениях знати, реалистические искания в захоронениях художников. Рельеф «Плакальщики».

Позднее время (XI в. - 332 г. до н.э.) Упадок Египта и угасание культуры. Пышность и нарядность фиванского искусства. Психологизм и монументальность портрета. Реалистические тенденции в период правления эфиопской династии. Сочетание египетской традиции и иноземных влияний. Ретроспективизм культуры саисского периода, восстановление культа древних царей, архаический характер архитектуры и скульптуры.

Предметная культура и искусство Передней Азии и Ирана

Древняя Месопотамия. Географическое положение, характер цивилизации. Особенности религиозных представлений, преемственность культур на территории Месопотамии, их периодизация. Сравнение с искусством Древнего Египта. Значение для мирового искусства.

Искусство Шумера и Аккада. Сложение храмовой типологии в Шумере (храм в Уруке, «Овальный Храм» в Хафадже). Круглая скульптура и рельеф. Мелкая пластика и ювелирные изделия.

Скульптура аккадского периода (голова Саргона II). Искусство глиптики. Архитектура и изобразительное искусство позднешумерского и старовавилонского периодов. Дворцы и зиккураты. Круглая скульптура и рельеф (стела Хаммурапи). Характер изображения человека и животных. Монументальная живопись.

Ассирия и Нововавилонское царство. Сложение дворцовой планировки (дворец Саргона II). Ассирийский рельеф (рельефы дворца Ашшурбанипала в Ниневии), его источники и эволюция. Архитектура (вавилонский заккурат, ворота богини Иштар) и изобразительное искусство Вавилона I тыс. до н.э. (сюжеты на темы предстояния перед божеством, зооморфные фигуры и священные эмблемы). Камнерезное искусство (печати).

Искусство царства Урарту. Заимствование ассирийской клинописи и языка. Связь изобразительного творчества с рельефами Ассирии и искусством народов Северного Причерноморья. Заимствование элементов персидской архитектуры (ападаны). Строительство крепостных сооружений. Многокомнатные пещерные храмы и гробницы. Особенности оформления фасадов и интерьеров.

Ахеменидский Иран. Архитектура Персеполя (дворцовый комплекс Дария I, Ксеркса I, Артаксеркса I). Особенности планировки и отделки интерьеров. Гробница Кира. Ападаны. Искусство иранского рельефа — отражение образа жизни народа. Использование среднеазиатского изобразительного канона на основе ассирийских традиций. Особенности изображения людей в иранском рельефе. Статуарность и объемность рельефных изображений. Изразцовый фриз из Суз – «Воины».

Культура и искусство Древней Индии. Специфика исторического развития Индии. Символический характер искусства Индии. Синтез пластических искусств. Архитектура: ступа, стамбха, скальные храмы, мавзолеи. Особенности индийской скульптуры: одухотворенность и чувственность. Природный характер индийской пластики. Живопись Аджанты. Значение искусства Индии.

Культура и искусство Древнего Китая. Особенности исторического развития Китая и его влияние на искусство. Природа как объект религиозного поклонения и философского осмысления. Эстетическая ценность природы. Передача пространства и времени в изобразительном искусстве. Пейзаж как самостоятельный жанр. Архитектура Древнего Китая. Мелкая пластика и прикладное искусство.

История предметного мира Античной Греции

культура и искусство Эгейского мира. Понятие античного искусства, его периодизация. Особенности эгейской культуры как связующего звена между Востоком и Древней Грецией; её роль в развитии культуры народов Средиземноморья. Искусство Крита, его своеобразие. Кносский дворец. Росписи. Мелкая пластика. Критская керамика. Изобразительное искусство. Архитектура и изобразительное искусство Тиринфа и Микен (цитадели, гробницы, мегарон). Мелкая пластика и керамика.

Искусство Древней Греции. Периодизация, особенности цивилизации. Роль классической традиции в истории искусства.

Искусство гомеровского периода (ХI VIII в.в. до н. э.) Формирование храмовой типологии. Деревянная скульптура. Мелкая пластика. «Геометрическая керамика». Вазопись.

Искусство архаики (VII - VI в.в. до н. э.). Города – государства. Развитие архитектурной системы. Типы храмов («в антах», простиль, амфипростиль, периптер). Ордер, его конструкция и декоративная функция. Характеристика ордеров.

Скульптура архаики. Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме. Композиция фронтонов, фризов, метоп. Типы керамики. Чернофигурная и краснофигурная техника вазописи.

Культура и искусство греческой классики (V-IV вв. до н.э.) Периодизация. Архитектура и ранняя классическая скульптура храмов Афины Афайи на о.Эгин и Зевса в Олимпии. Проблема передачи движения как одна из творческих задач. Варианты ее решения. Скульпторы мирон и Поликлет, их вклад в формирование новых приемов выразительности в скульптуре.