Смекни!
smekni.com

Симфония из бисера (стр. 2 из 3)

I. 4. Современное мастерство бисероплетения.

«Золотой век» русского бисера уже далеко позади. Бисерное искусство сейчас вновь популярно, причем в самых разнообразных формах, особенно наглядно это продемонстрировала выставка-конкурс «Бисер в интерьере», проводившаяся с октября 1999 года по июнь 2000 года на ВВЦ в Павильоне культуры Москвы были представлены великолепные работы современных мастериц бисерного дизайна, исполненные с необыкновенным тончайшим

Итак, бисерные традиции возрождаются, сохраняются, и развиваются. Талантливые умельцы сочетают бисер с различными другими материалами, придумывая все новые и новые техники, формы, образы. И маленькая чудо бусинка-бисеринка продолжает катиться через века, хорошея и молодея с каждым новым днем вкусом и изяществом. [2, с.37]

Глава II. ГАРМОНИЯ ЦВЕТА.

При создании украшений из бисера очень важно подобрать материал не только по качеству и форме, но и по цвету. В правильном выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80% успеха изделия. Именно по этому я решила ознакомить Вас с основами Цветоделения и Гармонии цвета. Человек находится в постоянном окружении цвета, который сопутствует ему всю жизнь, цвет помогает человеку различать предметы, воспитывать его вкус, оказывать на его настроение, способствует его труду и отдыху. Следовательно, цветоведение – наука о цвете, играет важную роль во всех видах творчества [4, c.37] Каждому народу с его многовековыми традициями свойственны свои предпочтения цветовых сочетаний. Колорит изделия является визитной карточкой республики, области и даже отдельного села. Познакомившись с книгой Елены Стольной «Цветы и работы из бисера», проведя собственный эксперименты по сочетанию цветов, я увидела на практике точку зрения автора книги о том, что все видимые нами цвета делятся на две группы : хроматические или цветовые (от греческого слова «хрома» - цвет), ахроматические, или бесцветные, а также пришла к выводу, что у каждой рукодельницы есть возможность составлять свои переходы в оттенках элементов изделия и выбора основного фона работы.

К хроматическим относятся все цвета солнечного спектра, весь его ряд бесчисленных цветов и оттенков, при выражении которых в языке зачастую не хватает слов. Основные цвета – красный. желтый, синий. Промежуточные – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Хроматические цвета характеризуются цветовым фоном, насыщенностью и светлотой.

Насыщенность:

Насыщенность цвета определяется степенью густоты цвета, его придельной окраской. Например, красный цвет можно считать насыщенным. Если его нельзя усилить. Малонасыщенный цвет получается от прибавления к нему ахроматического цвета. Например красный цвет от соединения с белым посветлеет, станет розовым, интенсивность его окраски ослабеет.

Светлота:

Светлота (яркость цвета) зависит от большой или меньшей близости данного цвета к белому. Например, желтые цвета и их оттенки находятся ближе к белому, они светлее красных, а красные светлее синих. В спектре светлыми считаются желтые и оранжевые цвета, средними по светлоте – красные и зеленые цвета, темными - синие, фиолетовые цвета.

Есть бесцветные, или нейтральные, цвета, которые не имеют ярко выраженных признаков (белый, черный, серый и всех оттенки).

Хроматические цвета делятся на цвета теплые и холодные, теплые цвета – желтый, оранжевый, красный – яркие, они ассоциируются с цветом солнца, огня и как бы согревают нас. Холодные – синий, зеленый, фиолетовый и все их оттенки. При взгляде на них возникает ощущение прохлады, исходящей от воды, ночи, льда.

Но и среди теплых цветов есть более теплые и более холодные. Самый теплый – красный, самый холодный – синий. Теплые цвета обладают свойствами в зрительном восприятии приближаться, выступать вперед. Холодные цвета холодные цвета воспринимаются как уходящие назад, отступающие. То же самое можно сказать и о светлых и темных цветах: светлые выступают, зрительно увеличиваются, темные уходят, уменьшаются.

Эти способности цветов необходимо учитывать при работе с бисером.

Два хроматических цвета, взятые в определенной пропорции и дающие при оптическом смешении белый или серый, называются дополнительными цветами. Помешать проявлению контраста можно добавлением к взятым в узоре теплым цветам дополнительных теплых цветов, к холодным добавить дополнительные холодные цвета. Если теплые красные цвета соединить с теплыми зелеными, а холодные фиолетовые цвета дополнить холодным желтым цветом.

Количественное соотношение оттенков играет большую роль в сочетании цветов. Например, немного зеленого на красном фоне вызывает неприятное сочетание, а небольшая красная деталь на зеленом смотрится спокойно и оживляет изделие. Насыщенные цвета, расположенные рядом с малонасыщенными, теплые цвета - рядом с холодными выигрывают от соседства друг с другом. Для достижения гармонии цветов необходимо учитывать цветовой тон, его характер и свойства, количественное соотношение цветов, оптическое смещение цветов, влияние источника света на цвет. Цвета, противолежащие в цветовом круге и находящиеся на одном диаметре, считаются контрастными. Дружат между собой цвета, лежащие рядом в цветовом круге. Например, желтый - с оранжевым, зеленый - с желтовато-зеленым, синий - с голубым. Гармоничным будет сочетание промежуточных оттенков. Сочетания четырех цветов располагаются в цветовом круге через два спектра друг от друга, например: карминно-красный, желтый, голубовато-зеленый и голубовато-фиолетовый. В том случае, когда необходимо подобрать цвет, определяют его предполагаемое место между двумя соседними цветами на противоположной стороне круга. По результатам экспериментов мною была составлена таблица сочетания оптимальных оттенков, которую я использовала при выполнении своих работ. (Приложение № 2)

Глава III. Технологии бисероплетения.

С 18 века до нас дошло четыре технологии бисероплетения: гобеленовое, параллельное, монастырское, объемное. Наиболее трудоемким и сложным является гобеленовое плетение. Его техника удивительна, с помощью нее блестящие разноцветные крупинки складываются в причудливые узоры. Используя видовые картинки, схемы картин и орнаментов вышивки крестом, можно сделать эксклюзивные изделия из бисера. Перед началом гобеленового плетения необходимо составить схему изделия с нанесением на нее рисунка или орнамента, а также формы окантовки. Работая иглой, набирая бисер нужно строго придерживаться схемы, которая должна лежать рядом. Чтобы облегчить работу, можно использовать мини-станки для натяжения нити. [Приложение № 3]

Работа с бисером, особенно в плотном плетении, требует терпения. Необходимо следить за чистотой и качеством, правильным подбором цвета бисера и ниток, равномерным натяжением нити и аккуратностью ее заделки. Придерживаясь этих правил вы откроете мир неограниченных возможностей чудо бусинки – бисеринки. С учетом этих рекомендаций выполнены мои работы. [Приложение № 4]

Заключение.

В ходе исследовательской работы, во-первых, изучена история появления бисера и распространения его производства в мире.

Во-вторых, особое внимание уделено знакомству с традициями и технологиями русского бисероплетения. Образцы мастериц, представленные в экспозициях русских музеев завораживают и покоряют своим изяществом. Тонкая работа их выполнения служит примером для нас, подростков и взрослых, развивает эстетический вкус, порождает желание сделать нечто подобное, способствует пополнению портфолио.

В-третьих, проведенные эксперименты по сочетаемости цветовых гамм позволили создать алгоритм-таблицу, которой можно пользоваться при выполнении работы из бисера любой технологии. (гобеленовое, параллельное, монастырское, объемное плетения).

И наконец, рассказав о своём хобби, продемонстрировав изделия, надеюсь заразить им своих сверстников: не только девчонок, но и мальчишек, так как мои работы и, например, Кирилла Кротова являются уникальными, завоевали множество наград регионального и Всероссийского уровней.

Бисероплетение не только формирует эстетический вкус, понятие прекрасного, но и черты характера, необходимые любому человеку. Это терпение, аккуратность, чувство меры, усидчивость.

Изделия из бисера во все времена ценились высоко, являясь частью народной культуры. Поэтому, овладев ремеслом бисероплетения, сделав его своей профессией, можно хорошо зарабатывать.