Смекни!
smekni.com

Общество с ограниченной ответственностью (стр. 12 из 19)

Следует отметить недостаток законодательства об обществах с ограниченной ответственностью: в отличие от акционера, участник ООО в случае задержки выплат объявленной прибыли не наделен правом обращения в суд с иском о взыскании с общества причитающихся ему сумм с начисленными на них процентами за время просрочки выплаты.

Возникновение и существование обязательственного права требования части распределенной прибыли не погашает корпоративного права, а продолжает существовать наряду с ним вплоть до получения объявленного по дохода.[61]

Вопрос о периодичности распределения прибыли общество решает самостоятельно, исходя из императивной нормы законодательства о том, что обществами с ограниченной ответственностью такое решение может приниматься ежеквартально, раз в полгода и раз в год (п. 1 ст. 28 Закона об ООО). Решение о распределении прибыли принимается исключительно общим собранием участников. Поскольку Закон об ООО, выделяя ежеквартальные, полугодовые и годовые распределении прибыли, не разделяет их на окончательные и промежуточные, то при отсутствии специального указания на этот счет в уставе общества, участники вправе требовать постановки и рассмотрения вопроса о распределении прибыли не чаще, чем один раз в квартал.

И корпоративное, и обязательственное права участия в распределении прибыли, как и всякое субъективное гражданское право, слагаются из правомочий на активные собственные действия носителя данного права и на требование совершения действий или воздержания от таковых обязанного субъекта. В свою очередь, каждое правомочие слагается из так называемых субправомочий - характеристик, описывающих действия, меру которых предназначено определять субъективное право.

Корпоративное право участия в распределении прибыли слагается, по общему правилу, из следующих субправомочий:[62]

1) требования созыва и проведения общего собрания участников, имеющего право рассматривать вопрос о распределении прибыли, с включением в его повестку дня данного вопроса;

2) требования включения в повестку дня компетентного общего собрания участников данного вопроса;

3) участия в обсуждении данного вопроса на общем собрании участников;

4) требования распределения прибыли в соответствии с единым для всех участников принципом.

Субправомочие (I) принадлежит только участникам ООО, обладающим в совокупности не менее, чем 10 % голосов от общего числа участников. Вопрос о распределении прибыли в обществе с ограниченной ответственностью вправе рассматривать как очередное (годовое), так и внеочередное общее собрание. Созыв годовых общих собраний составляет обязанность исполнительных органов общества.

В то же время, субправомочие (2) принадлежит всем без исключения участникам общества. Единственное условие его реализации - это заявление требования не позднее, чем за 15 дней до проведения общего собрания (п.2 ст. 36 Закона об ООО).

В обществах с ограниченной ответственностью, в отличие от акционерных обществ, рекомендация совета директоров о распределении прибыли не имеет принципиального значения. Общее собрание участников должно принять решение только о размере части прибыли общества, которая подлежит распределению между участниками. Все остальные вопросы (о форме, времени и месте выплаты причитающейся участникам частей прибыли) должны быть решены в учредительном договоре (п.1 ст. 12 Закона об ООО).

В отношении субправомочия (4) – требовать распределения прибыли в соответствии с единым принципом – прямо пропорциональным распределением прибыли в зависимости от размера участия в уставном капитале общества, следует отметить, что данный принцип может быть заменен иным (п.2 ст. 28 Закона об ООО), Закон не предлагает примерного перечня иных принципов, которыми может быть заменен принцип прямой пропорциональности в распределении прибыли. Таким образом, участники вправе своим единогласным решением избрать любой принцип распределения прибыли.[63] Например:

а) принцип равного распределения, в соответствии с которым прибыль, подлежащая распределению между участниками, делится поровну;

б) принцип равного обязательного минимуму, в соответствии с которым прибыль часть прибыли, подлежащей выплате по итогам распределения, например 40 %, делится между участниками поровну, а оставшаяся часть (60%) - в соответствии с принципом прямой пропорциональности;

в) принцип продолжительности участия, в соответствии с которым прибыль, подлежащая выплате участникам, разделяется на несколько частей различных размеров - признаку длительности участия отдельных лиц в обществе. Так, в обществе с десятью участниками, шестеро из которых участвуют в обществе три года, а четверо участвовали лишь в течение одного года, прибыль, подлежащая выплате участникам, разделяется на две части: 80 % прибыли распределяется между шестью первыми участниками, а 20 % - менаду четырьмя, вступившими в общество позднее.

Вместе с тем, Закон об ООО предусматривает два вида ограничений (ст. 29): на распределение прибыли и на выплату уже распределенной прибыли. Очевидно, что частично данные основания совпадают, а именно; основания запрета распределения прибыли одновременно являются и основаниями к запрету для выплаты распределенной прибыли.[64]

Положения ст. 29 Закона об ООО сформулированы императивно и не подлежат изменению решением участников общества.

Итак, основаниями для запрета распределения прибыли являются:

- неполная оплата уставного капитала;

- невыплата действительной стоимости доли (части доли) участника общества;

- общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства);

- потенциальная возможность того, что признаки несостоятельности (банкротства) появятся у общества в результате принятия решения о распределении прибыли;

- ситуация, при которой стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия решения о распределении прибыли.

Данный перечень не является исчерпывающим и может дополняться федеральными законами.

Все предусмотренные п.1 ст. 29 Закона случаи, перечисленные выше, при наступлении которых общество не имеет права принимать решения о распределении прибыли, связаны с финансовым положением общества, которое ухудшится либо обусловит ликвидацию общества в случае, если участники примут решение о распределении прибыли. Законодатель установил данные ограничения, руководствуясь интересами не только общества, но всех заинтересованных лиц (кредиторов).[65]

Безусловно, неполная оплата уставного капитала общества не способствует укреплению его финансовой устойчивости, и запрещение принимать решение о распределении прибыли, с одной стороны, является мерой, защищающей интересы кредиторов, а с другой — выступает дисциплинирующим фактором, направленным на понуждение участников скорее выплатить свои доли в уставном капитале общества.

Выплата участнику действительной стоимости его доли в уставном капитале общества может повлечь нарушение установленного баланса чистых активов и уставного капитала общества, что потребует времени для восстановления нормального положения, и, естественно, в таком случае распределение прибыли общества было бы крайне неразумно.

В.А. Белов[66] отмечает, что трудно представить себе ситуацию, когда общество, имея чистую прибыль, отвечает признакам несостоятельности. В такой ситуации любая выплата, отчуждение имущества или распределение прибыли будут признаны судом недействительными, как только начнется конкурсное производство или будут назначены процедуры по восстановлению платежеспособности общества.

Далее, основаниями запрета выплаты прибыли, решение о распределении которой принято, являются (п. 2 ст. 29):

наличие у общества признаков несостоятельности (банкротства) либо возможность возникновения данных признаков в результате выплаты распределенной прибыли;

ситуация, при которой стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты распределенной прибыли;

а также иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Таким образом, если решение о распределении прибыли уже принято участниками общества, но к назначенному сроку выплаты сложилась одна из тех ситуаций, при которой такое решение участники не вправе были принять (п. 1 ст. 29 Закона об ООО), то выплата, следовательно, не производится.

Принятое решение участников о выплате прибыли остается в силе, и лишь его исполнение откладывается до прекращения обстоятельств, препятствующих выплате прибыли. Данное положение представляется спорным, так как нераспределенная прибыль, скорее всего, пойдет на устранение неблагоприятных обстоятельств, а после восстановления нормального финансового состояния у общества может не остаться достаточно чистой прибыли, чтобы распределить ее.

Обязательственное право участия в распределении прибыли включает единственное субправомочие - требование выплаты причитающейся части распределенной прибыли.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона об ООО, участник общества вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам общества без согласия общества или других участников, если получение такого согласия не предусмотрено уставом общества.

Следует отметить, что понятие уступки включает в себя, помимо продажи, и такие действия, как мена и дарение. Уступка имущества является ничем иным, как отчуждением лица по своему усмотрению и в своем интересе этого имущества. Не относятся к уступке передача доли в доверительное управление и залог. Поскольку порядок передачи доли в уставном капитале сформулирован в диспозитивной норме, то устав общества может внести в него свои коррективы.