Смекни!
smekni.com

1 Предпосылки образования США 5 (стр. 5 из 6)

Декларация в доступной форме выразила чаяния американского народа о свободе и демократии, ее читали под пушечные салюты и звон колоколов. Она лучше, чем любая проповедь, воодушевляла солдат.

Декларация стала свидетельством рождения нового государства. Джефферсону удалось выразить известные принципы и идеи великолепным языком, в краткой и понятной форме. С позиции теории общественного договора и естественных прав человека Джефферсон критиковал монархическую форму государства и отстаивал идею народного суверенитета. Опираясь на теорию договорного происхождения государства, Джефферсон считал королевскую власть производной от власти народа. Никто из людей, по его мнению, не может быть лишен права участвовать в создании государственной власти и контроля над нею. Если же власть пожирает права народа, последний вправе переменить правительство и заменить его таким, которое наилучшим способом служит его интересам. Этим Джефферсон обосновывал право народа на восстание против тирании, идею народного суверенитета.

Церемония подписания воспроизведенной на пергаменте Декларации состоялась 2 августа 1776, когда вслед за Дж. Хэнкоком поставили свои подписи еще 55 человек. Дж. Дикинсон, Дж. Джей и Р. Р. Ливингстон отказались подписать Декларацию. Вместе с тем свои подписи поставили К. Брактон и Э. Ратледж, выступавшие ранее против нее, и Р. Моррис, считавший ее преждевременной. Ряд подписей (Т. Маккин, М. Торнтон) появились значительно позже 2 августа.

Имена всех 56 человек, подписавших Декларацию, вошли в историю США, им посвящена обширная литература и мемориал в Вашингтоне. На известной картине Дж. Трамбла "Подписание Декларации независимости", висящей в Ротонде Капитолия, 36 из 48 изображенных персонажей написаны при их жизни. Оригинал Декларации, хранившийся в Библиотеке конгресса, в декабре 1952 был перевезен в здание Национального архива США на Конститьюшн - авеню в Вашингтоне и наряду с подлинниками Конституции США и Билля о правах представлен для обозрения в выставочном зале. День принятия Декларации - 4 июля стал национальным праздником США - День Независимости. Его ежегодно торжественно отмечаю всей страной[7, с. 432-433].

3 Политические взгляды Т. Джефферсона

Томас Джефферсон – наиболее видный представитель демократических сил, внесший решающий вклад в победоносный исход Войны за независимость. Томас Джефферсон, вирджинский плантатор и адвокат, один из виднейших деятелей американской революции. Для Джефферсона разрыв с Англией был не просто достижением независимости, но средством создать государство на принципах народного верховенства и естественного равенства людей.

Его идеи были особенно близки широким народным массам и легли в основу Декларации независимости 1776 г., сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борьбе против английских колонизаторов[8, с. 22].

Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали, прежде всего, посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны. Свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

В отличие от европейских просветителей, которые делили историю человечества на жизнь в естественных и общественных условиях, Джефферсон был уверен, что жить в обществе - это значит жить в неестественных для человека условиях. Другое дело, следует различать три формы общественной жизни:

1) догосударственную ("без правительства, как это обстоит с индейцами");

2) народовластную ("при правительствах, на которые воля каждого человека оказывает свое справедливое влияние: так обстоит дело ... в наших штатах");

3) деспотическую ("при правительствах силы; так обстоят дела во всех... монархиях").

Естественные права американский просветитель понимал как права, которые они получают по природе своего естественного рождения в качестве членов общества независимо от формы его существования. Естественные права рождены и неизменны, в то время как гражданские права обретаются человеком в процессе его жизни в обществе, устанавливаются им и в общем преходящем.

В качестве основополагающих, естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство, право на восстание. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними всегда разрешается в пользу естественных прав.

К числу естественных прав человека Джефферсон также относил:

· право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы, плоды своих трудов;

· право личной неприкосновенности;

· право свободы мысли и слова, свободы переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе общих интересов;

· право свободы совести и вероисповедания;

· право избирать ту форму общественной жизни, которая более всего поможет человеку стать счастливым и устранять ту, которая делает его несчастным[16, с. 23-25].

Естественные права Джефферсон считал первичными и приоритетными по отношению к гражданским. Для защиты и сохранения, естественных прав образуется государство и устанавливается законы, которые призваны сдерживать людей, что бы они не нарушали естественное право других. Однако частную собственность Джеферсон не рассматривал как естественное право человека, оно приобреталось.

Назначение органов государственной власти состоит в охране тех естественных прав человека, которые не могут быть защищены им самостоятельно. В спорных же ситуациях судьей должна быть незаинтересованная и беспристрастная сторона.

Путем включения в Декларацию так называемые естественные права превращаются в естественные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Государственное признание субъективных прав личности ставило известную преграду произволу государственной власти.

Проблема прав личности связанные с ней проблемы демократической организации государственной власти является одним из основных в политической доктрине Т. Джефферсона. Противопоставляя права личности правам правительства, он высказывает идею о таком ограничении функций государственной власти, которая уменьшила бы опасность возникновения произвола последних по отношению к личности.

Декларация независимости США - первый в истории государственный акт, провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни. Из народного суверенитета проистекает право народа на восстание, а также установление угодной ему политической формы. В случае злоупотреблений и насилия со стороны государственной власти не только правом, но и естественной обязанностью людей является свержение такой государственной власти.

«Правительство,- писал Джефферсон в Декларации независимости, - создается для охраны людьми естественных прав человека, а власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему». В силу такого происхождения власти правительства и такого условия его существования «народ вправе изменить или уничтожить такую формуправления, - заключает Джефферсон, - если оно стремиться к деспотизму» [17, с. 88].

Декларация независимости содержит 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму. Это дает основание провозгласить в Декларации об отделении от Англии и образование независимых Соединенных штатов. Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон, который еще в 1762 г., будучи членом Законодательного собрания Вирджинии, выступал за отмену рабовладения, а затем внес законопроект об отмене рабства в северо-западных штатах, был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте Декларации он обвинял английского короля в том, что тот "захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".

Таким образом, в молодом, свободном государстве, еще только что отстаивающем свою независимость, сохранялось рабство. Но в целом для того времени, когда почти во всем мире господствовал феодальный строй, с его сословным неравенством, политическим бесправием и средневековой косностью, Декларация независимости, гордо провозгласившая права людей на свободу, была весьма прогрессивным документом[6, с. 128].

Джефферсон выразил в Декларации независимости три основополагающие доктрины буржуазного просвещения:

· о равенстве естественных прав человека;

· об "общественном договоре" как основе политической власти;

· о праве на революционные ниспровержения деспотического правительства[19, с. 223].

Заключение

Декларация независимости США стала не только "свидетельством о рождении" нового государства, но и признанным памятником американской литературы.

Декларация Независимости провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления. Декларация утверждала, что правительство создают люди, "справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". И, если правительство нарушает основные права народа, "право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности"[14, с. 58].

Декларация Независимости выдвинула идею равенства людей от рождения и наделила их рядом неотъемлемых прав. К числу таких "неотъемлемых прав" декларация относит право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь нет упоминания о частной собственности, поскольку Т. Джефферсон (автор Декларации) считал, что собственность есть продукт человеческой эволюции. Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры, рабы и коренное население Америки не включались в политическую общность.