Смекни!
smekni.com

1. Политические режимы. Основные понятия и определение 6 (стр. 6 из 6)

Крайний этатизм вместо идеи отмирания государства. Сталин­ское государство сосредоточило в своих руках небывалую власть во всех сферах жизнедеятельности общества, которая обеспечивалась монопольной собственностью государства на землю, недра и средства производства, транспорта и коммуникаций, монополией внутренней и внешней политики, централизованным командным управлением эко­номикой. Непререкаемым диктатом в области образования, культуры, науки, агитации и пропаганды, репрессивным подавлением всех не­формальных горизонтальных связей и любого инакомыслия. Оно вос­принимало себя как вершину исторического прогресса человечества, как наиболее совершенный механизм оптимального и бескризисного управления всеми аспектами общественной жизни. Антиэгалитаризм вместо идеи преодоления классовых различий. Сталинизм изменил теорию классов и классовой борьбы, которую марксизм считал способной вскрыть пружины развития общества и государства. Он провозгласил ложный тезис об "обострении классовой борьбы" по мере "продвижения к социализму". Этот постулат исполь­зовался для неоднократно осуждавшейся марксистами принудитель­ной экспроприации крестьянства под предлогом коллективизации и ликвидации кулачества как класса, для оправдания государствен­ного терроризма. "Классовый подход" был объявлен единственным мерилом в политике, идеологии, психологии и морали. Социальная иерархия и неравенство стали рассматриваться как естественные и справедливые.

Заключение

Подходя к любому режиму с критерием прогресса, судя о нем по степени обеспечения им своды развития личности, нельзя упускать из вида, что каждый из них возник и существует не случайно или по произволу той или иной группы людей. Основой всякого политического режима является своеобразие политической системы, имеющее глубокие корни социально – экономических и идейно – политических особенностях общества, в отношении действующих в нем политических сил, в конечном счете, судьбы политических режимов завися от изменений в их основе, выражающихся в перемен соотношения политических сил.

XX век породил не только тоталитаризм, но и миф о прочности, жизнеспособности и эффективности тоталитарных режимов. Этот миф возник, как это ни парадоксально, в итоге поражения фашизма во второй мировой войне. То, что Германия смогла за короткий срок создать сильнейшую в Европе армию, захватить почти весь этот континент; то, что она вместе с союзниками несколько лет противостояла антифашистской коалиции, обладавшей намного большими ресурсами, и была сломлена лишь после полнейшего военного поражения – все это создало преувеличенные представления о возможностях тоталитарных режимов. Этому же мифу способствовала ускоренная индустриализация СССР, проявленная им способность обеспечить военный паритет со странами НАТО, обладавшими намного большим экономическим потенциалом.

Бесспорно, тоталитарные общества имеют, с точки зрения, если так можно сказать, своей исторической эффективности определенные сильные стороны. Эти общества в мирных условиях живут по законам военного времени, что позволяет им в короткие сроки концентрировать ресурсы на осуществлении крупномасштабных проектов, выигрывая то время, которое при демократии требуется на убеждение общественного мнения, проведение соответствующих решений через механизмы власти. Далее, тоталитарное общество на протяжении того времени, когда оно развивается по восходящей линии, демонстрирует практически недостижимое в условиях демократии единство управляемых и управляющих (правда, нельзя забывать, что часть населения стран, где установились тоталитарные режимы, оказывается вне созданного ими общества).

Через непродолжительное время, однако, факторы силы тоталитаризма становятся источниками его слабости и заката.

Везде, где есть основания говорить о тоталитаризме, наблюдается стремление одного властного центра, персонифицированного вождем, поставить все или почти все стороны жизни общества под свой контроль во имя достижения общей цели, окрашенной в мессиансткие тона. При этом все индивидуальное подчиняется всеобщему, подверстывается под него, «растворяется в нем». Это, кстати, относится и к самому господствующему классу, даже к господствующей когорте: ее представители тоже отождествляют себя – не всегда, впрочем, осознавая это – с общим тоталитарным телом, становясь олицетворением всеобщих стандартов и ценностей, рабами системы.

Могут ли концепции тоталитаризма помочь политологам и политикам, а также широкой общественности России в выработке курса на демократизацию? Наверное, могут. Но сегодня демократически настроенных россиян интересует в первую очередь вопрос о путях выхода из тоталитаризма и опасности повторного вползания в него. Не грозит ли нам тоталитарный рецидив? Не обречена ли Россия на возвращение в прошлое? Вопрос тем более не беспочвенный, что с политических трибун и журнально-газетных страниц снова зазвучал знакомый тезис: «Переход от тоталитаризма к демократии возможен только через авторитаризм». [14]

В описываемом режиме трудно увидеть модель для практической реализации – по крайней мере в условиях современной России. Как властвующий Авторитет может «добиться» формирования в стране гражданского общества? Внедрить его с помощью указов? Но гражданское общество – продукт творческой самодеятельности свободных граждан на протяжении длительного времени. Оно создается в естественной среде, в процессе взаимодействия – свободного взаимодействия! – политических и социальных сил, а не путем авторитарного регулирования. Да и будет ли Авторитет заинтересован в том, чтобы добровольно отречься от престола?

Есть большие сомнения, что стоящие перед Россией экономические, социальные и иные проблемы удалось бы решить в рамках авторитарного поля. Больше того, вполне оправданны и опасения, что авторитаризм стал бы не приближать нас к демократии, а отдалять от нее. Он опасен уже тем, что власть президента и группирующихся вокруг него элит не имеет действенного противовеса и блокирующего механизма в лице сильного парламента и независимого авторитетного суда. Ведь согласно предлагаемому нам варианту развития, эти институты явно могут приобрести чуть ли не декоративный характер. Президенту и его «королевской рати» просто некому противостоять. Их ошибки некому исправить. Их притязания некому умерить. Их амбиции некому унять. Ведь в условиях авторитаризма не существует реальной оппозиции. Пусть «лояльной», как называют ее на Западе, или «конструктивной», как предпочитают говорить у нас – но оппозиции. А это прямой путь к произволу.

Список литературы:

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.

2. Бердяев Н. Новое средневековье. - М., 1991.

3. Власть и демократия: Зарубежные учёные о политической науке. /Под ред. П.А. Цыганкова. - М, 1992.

4. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. //Свободная мысль. 1993 - № 8.

5. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.

6. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. //Вопросы философии, 2002, № 2.

7. Демократия и тоталитаризм. //Свободная мысль, 1991, № 5.

8. Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М.: Новости, 1992.

9. Журавлёв В.В. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. – М.: Издательство политической литературы, 1990.

10. Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века. //Кентавр, 1992, №№ 7-8.

11. Иваненков С.А. Фашизм и коммунизм — две линии развития человечества. //Большевик, 1996, № 5.

12. Ильин В.В. Политология. Учеб для вузов. - М., 1999.

13. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. - М., Культурная инициатива, 2000.

14. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. //Полит. иссл. 1993- №5.

15. Криговогуз И.М. Политология. Учеб.для студ. Высш. Учеб. Завед. - М.: 1999г.

16. Курашвили Б.П. Предреволюционная ситуация. //Марксизм и современность, 1996, №№ 1-2.

17. Назарова Н.С. Политология учеб. Для ВУЗов - М.: 1992.

18. Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. - М: Прогресс, 1989.

19. Основы политологии. /Под ред. В Л.Пугачева. - М, 1992.

20. Прокопов М.В. Политология. Учеб. Для ВУЗов испр. Пераб. - М. 2000г

21. Радугин А.А. Политология. Учеб. пособие для вузов. - М. 1997год,

22. Сахаров А.Н. Революционный тоталитаризм в нашей истории. //Коммунист, 1991, № 5.

23. Семыкина Т. В. Политические режимы. /Методические рекомендации. - М. , 1994.

24. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М.: Центр "Новый мир", 1990.

25. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. - Свердловск, 2001.

26. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия в глобальном контексте. //Латинская Америка, 2002, №№ 1-3.

27. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. //Новый мир, 1991, №№ 7-8.

28. Шабалов А.А. Одиннадцатый удар товарища Сталина. Ростов-на-Дону, 1995.