Смекни!
smekni.com

Геральдика (стр. 3 из 4)

Грамоты с печатями, дошедшие до нас от столь далёких времён, большая редкость. Самая известная из них жалованная грамота, данная в 1130 г. киевским князем Мстиславом Владимировичем и его сыном Всеволодом новгородскому Юрьеву монастырю на волость (область) Буец и серебряное блюдо. Подтверждал подлинность акта хрисовул “золотая булла”. В настоящее время доказано, что сохранившаяся при грамоте вислая печать изначально не имела к ней отношения и принадлежала князю первой половины XIII в. Ярославу Всеволодовичу, т.е. она “моложе” грамоты на сто лет.

Наибольшее количество русских печатей-булл обнаружено в Новгороде. Там, на территории Городища, где на протяжении всего периода существования Новгородской республики была резиденция князя и его администрации, находился архив. Остатком этого архива и являются многочисленные печати от хранившихся в нем документов. По этим печатям учёные восстановили структуру органов власти, которым на протяжении столетий принадлежало право подтверждать подлинность официальных документов. Печатей князей, архиепископов (владык), должностных лиц (посадников, тысяцких) находили здесь. Известно, например, более 40 экземпляров печатей Александра Невского. На них — Святой Александр с мечом и щитом, а также Святой Фёдор (патрон князя Ярослава, отца Александра Невского) с мечом и щитом. Иногда Святой Александр изображается в виде всадника. Любопытно, что голову всадника украшает корона, т.е. он олицетворяет самого князя. Республиканские органы власти представлены самыми разными печатями: например, новгородский Совет Господ — печатями с характерными надписями: “Печать Великого Новгорода”, “Новгородская печать” и другими; основные территориальные части города (концы) — “кончанскими” печатями.

Много металлических печатей обнаружено при раскопках Пскова; они найдены также и в других русских городах, где наряду с буллами употреблялись и прикладные печати-оттиски на воске. Археологами обнаружено немало перстней-печаток (особенно на юге Руси), а также металлических, деревянных, костяных печатей-матриц во многих древнерусских городах.

С XIV в. русские печати постепенно изменяются. Например, княжеские печати, ещё почти сто лет сохранявшие на лицевой стороне изображение святого патрона, на оборотной приобретают строчную надпись, содержащую имя и титул владельца. При грамотах, написанных на пергаменте, до наших дней сохранились привешенные к ним позолоченные серебряные буллы великих князей московских — Ивана Даниловича Калиты, Семёна Ивановича Гордого, Ивана Ивановича Красного, Дмитрия Ивановича Донского и его сына Василия Дмитриевича. На каждой из них изображение святого покровителя сопровождается обязательной надписью: “Печать великого князя (имя)”, “Печать князя великого (имя князя) всея Руси”.

В течение XIV—XV вв. металлические буллы вытесняются восковыми вислыми и прикладными печатями. На них (за исключением печатей церковных иерархов) появляется уже светское изображение, а также круговая легенда (надпись, расположенная вокруг изображения) с указанием не только имени, но и “должности” владельца.

Среди московских князей восковую печать начал использовать в середине XIV в. Семён Иванович Гордый.

Подобные печати, находившие применение в различных государственных службах, учреждениях и среди должностных лиц, в течение XV в. практически заменяют свинцовую печать. Это связано как с дешевизной воска по сравнению с металлом, так и с заменой прочного пергамента на бумагу, которая, конечно же, не могла выдержать вес свинца.

После отказа от византийской традиции использования металлических булл постепенно изменяются и изображения на русских печатях. Князья начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, обычно вставленные в металлический ободок. Как правило, геммы были античного или западноевропейского происхождения, хотя и местных подражаний встречалось немало. Античный сюжет лежит, например, в основе изображения на печати Василия Васильевича (Василия II), которой скреплено большинство жалованных и договорных грамот великого князя. Это так называемый “Аполлон на колеснице”. На печати изображена квадрига Солнца, или колесница Аполлона-Солнца, светоносного бога, посылающего на врагов лучи-стрелы. Человек, голову которого украшает венец из лучей, в правой руке действительно держит нечто похожее на пучок стрел, а в левой — круглый предмет, возможно шар-солнце.

Печати Московского Государства

В последние годы жизни Василий II пользовался другой печатью, которая затем перешла к его сыну, Ивану III. Речь идёт о восьмигранной гемме с изображением льва, терзающего змею. Печать отца (естественно, изменив имя её владельца) великий князь московский Иван III использовал на протяжении четверти века. Но когда встал вопрос о создании общегосударственной печати, объединитель русских земель выбрал для неё другие эмблемы, более соответствовавшие историческому моменту: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьём дракона, на оборотной — двуглавый орёл, увенчанный коронами. Образец этой вислой красновосковой печати прекрасно сохранился до наших дней при грамоте 1497 г, Правители Московского государства пользовались ею на протяжении XVI— XVIII столетий.

Внук Ивана III — Иван Васильевич Грозный — для скрепления государственных актов и личных посланий имел в своём распоряжении самые разнообразные печати. При нём изменилась композиция государственной печати: всадник, поражающий копьем дракона, разместился на груди двуглавого орла. Грамоты, отправляемые за рубеж, например к шведскому или датскому королю, снабжались большой печатью, на которой вокруг двуглавого орла располагались 24 эмблемы-печати земель, царств и княжеств, входивших в состав Московского государства. На оборотной стороне вместо всадника на груди орла помещался единорог. Это мифическое животное встречается на многих печатях Ивана IV в качестве знака силы и могущества.

Постепенный рост территории Московского государства повлёк за собой укрепление органов власти, создание центрального и местного административного аппарата, увеличение количества документации. Ранее княжескую или царскую печать хранил один человек — печатник. Например, печати Ивана Грозного “курировал” дьяк Посольского приказа Иван Висковатый. А в самом начале XVII в. возник специальный Печатный приказ.

За приложение печати к грамотам брали пошлину. Об этом сообщают статьи законодательных памятников, например Судебников 1497 и 1550 гг., которые устанавливали порядок использования различных ведомственных и государственных печатей.

В XVII в. печати широко используются многочисленными центральными и местными учреждениями. Сохранились, в частности, печати Приказа Большого дворца с изображением единорога. Приказ Большой казны, ведавший государственным хозяйством и финансами, имел печать с изображением весов и надписью: “Печать казённая Приказу Большие казны”. К местным печатям относятся таможенные, на которых изображение обычно отсутствует, — имеются лишь надписи; печати сибирских городов и острогов (т.е. малых крепостей) с фигурами пушных и прочих зверей; печати различных земель и княжеств с эмблемами, впоследствии вошедшими в городские гербы. Например, известны печати XVI— XVII вв. с изображением сабли под короной и надписью: “Печать царства Астраханского”; дошла до наших дней и печать княжества Смоленского: пушка на лафете, а на пушечном стволе — райская птица. В 1692 г. Пётр I постановил: в Ярославской приказной избе “быть печати изображением герб ярославской”. Так появились на городской печати медведь с протазаном (род копья) и надпись: “Печать града Ярославля”.

Во второй половине XVII в. у русского царя имелось более десятка различных печатей, которые вырезались по мере усложнения царского титула в связи с присоединением новых земель. Восходящие на трон цари использовали печати своих предшественников, заменяя лишь легенду, которая в матрице была съёмной, т.е. изготавливалась отдельно от центрального изображения.

Печати Российской Империи и СССР

Петр I, в начале своего правления по традиции применявший старые печати, в последствии приказал вырезать несколько новых. Они отличались от прежних расположением гербов на крыльях орла, цепью ордена Святого Андрея Первозванного, окружающей щиток с орлом и императорской короной над щитком. Для печатей “нового дела” (т.е. вновь сделанных) характерна краткость титула. Царь именовался: “Пётр Алексеевич, царь и самодержец Всероссийский”, “Пётр Первый, Божиею милостию царь и повелитель Всероссийский”.