Смекни!
smekni.com

Общие признаки почерка (стр. 2 из 4)

Большой размер интервала – пространство равно по высоте размеру двух и более букв.

Необходимо учитывать, что исчисление размера интервалов между строками почерка конкретного рукописного текста производится в соотношении размерных характеристик именно этого почерка.

Если на протяжении рукописного текста не наблюдается постоянных значений проявления данного признака, то признак фиксируется как неустойчивый.

Размер интервалов между строками малый

Размер интервалов между строками средний


Размер интервалов между строками большой

Признаки, характеризующие форму и направление нижней линии письма

Форма линии строки определяется формой горизонтальной линии, образованной основанием строк за счет соединения нижних точек букв, расположенных на одной строке.

Форма линии строки может быть:

– прямолинейная, т. е. основания букв находятся на одной горизонтали;

– криволинейная, т. е. основания букв находятся на различной высоте и при соединении между собой образуют линии различной формы – извилистую, дуговую, угловатую, ступенчатую.

Форма линии строки – прямолинейная

Форма линии строки – криволинейная дуговая

Форма линии строки – криволинейная извилистая

Форма линии строки – криволинейная угловатая

Направление линии строки

Определяется направлением горизонтальной линии, образованной основанием строк за счет соединения нижних точек букв, расположенных на одной строке относительно горизонтального среза бумаги. Данный признак оценивается в почерке рукописных текстов, выполненных на листах без линовки.

Направление линии строки может быть:

– поднимающееся, т. е. линия, образованная основаниями букв, имеет восходящее вверх направление относительно горизонтального среза листа;

– опускающееся, т. е. линия, образованная основаниями букв, имеет нисходящее направление относительно горизонтального среза листа;

– горизонтальное, т. е. линия, образованная размещенными на строке основаниями букв, параллельна линии горизонтального среза листа.


Направление линии строки – поднимающееся

Направление линии строки – опускающееся

Направление линии строки – горизонтальное

Размещение нижней линии письма относительно линии линовки

Этот признак рассматривается в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение горизонтальной линии основания строк, образованной нижними точками строчных букв без подстрочных элементов, относительно линий линовок может быть:

на линии линовки, когда нижние точки букв в строке находятся на линии линовки;

выше линии линовки, когда нижние точки букв в строке находятся выше линии линовки.

Размещение линии письма на линии линовки


Размещение линии письма над линией линовки

Размер интервалов между словами

Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Интервалы определяются расстоянием между вертикалью последнего элемента последней буквы в слове и вертикалью первого элемента первой буквы следующего на строке слова. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые могут быть условно помещены между словами.

Малый размер интервала – пространство равно по ширине размеру одной буквы или меньше ее.

Средний размер интервала – пространство равно по ширине размеру двух букв.

Большой размер интервала – пространство равно по ширине размеру большему, чем две буквы.

Рассматриваемый признак является сравнительно неустойчивым. Его изменения при необычном письме связаны с нарушением координации движений или зрительного контроля. Если на протяжении рукописного текста данный признак не проявляется с постоянными значениями, то при его характеристике он фиксируется как неустойчивый.

Размещение движений при выполнении знаков препинания

Этот признак может рассматриваться как размещение знаков относительно предшествующих слов; размещение знаков препинания может также рассматриваться относительно нижней линии письма или линии линовки. В этом случае признаки могут характеризоваться как размещение знаков препинания на линии письма, т. е. на одной горизонтали с линией строки;

– над линией письма, т. е. соответственно выше, чем линия основания строки;

– под линией письма, т. е. ниже, чем горизонтальная линия основания строки.

Размеры интервалов между словами, а также между словами и знаками препинания – малый и средний

Размер интервалов между словами, а также между словами и знаками препинания – большой

Общие признаки почерка, характеризующие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка

Под выработанностью почерка принято понимать уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность – это характеристика степени овладения навыками письма и сформированности почерка в целом.

Как показатель степени сформированности навыков письма, степень выработанности проявляется в автоматизме, управляемости движениями, согласованности движений, способности писать в быстром темпе. Это общий разносторонний признак, определяющийся координацией движений, строением почерка, темпом письма.

Под координацией движений понимается пространственная точность движений, степень согласованности движений при выполнении письменных знаков, их элементов и связей между ними.

Координацию движений можно рассматривать с точки зрения двух степеней точности: точность соблюдения параметров движения в пределах выполнения элементов букв и точность соблюдения параметров движений при выполнении сочетаний элементов, букв, слов и фраз.

Неточность движений первой степени выражается в извилистости прямолинейных штрихов, угловатости дуговых элементов, смещении начал и окончаний движений.

Неточность движений второй степени проявляется в несоразмерности параметров движений во всем рукописном тексте.

Координация движений – признак, наиболее часто реагирующий на различные отклонения от обычных условий письма. При необычном письме неточность движений проявляется в признаках, как первой, так и второй степени. Знание характера, объема и последовательности нарушений координации движений, в зависимости от непривычных факторов или необычного состояния пишущего, могут помочь эксперту объяснить возможную причину нарушений координации движений и оценить идентификационные признаки.

Строение почерка, рассматриваемое в качестве показателя степени выработанности, – это способность исполнителя воспроизводить общепринятую систему скорописи согласно прописям либо с включением букв и знаков с малым или большим количеством букв другого строения.

В зависимости от сложности движений при выполнении букв и знаков почерк может быть простого, упрощенного и усложненного строения.

Темп письма – это скорость выполнения рукописи в целом. Процесс письма может осуществляться в медленном, быстром или среднем темпе.

Степень связности является одним из показателей темпа, однако может различаться в почерках, относящихся к одной группе по степени выработанности. Поэтому она используется в экспертной практике как самостоятельный признак.

В данном пособии общие признаки почерка, кроме топографических будут проиллюстрированы на примере почерков лиц, обучавшихся по «старым» прописям, и на примере почерков лиц, обучавшихся по «новым» прописям.

Иллюстрации современного почерка лиц, обучавшихся по новым прописям показаны на образцах мужских почерков. Этот выбор обусловлен следующими причинами:

– в почерках современных мужчин в подавляющем большинстве наблюдаются конструктивные изменения рисунка письма;

– женские почерки лиц, обучавшихся по прописям образца 1937 г. и 1968 г., практически не различаются и характеризуются в значительной своей части простым строением, приближенным к прописям, т. н. «учительский почерк».

Кроме того, в практической деятельности по уголовным делам эксперты чаще работают с почерками мужчин.


Варианты строения почерка, характерного для женщин

В почерке не может быть ничего абсолютного, поэтому представленные иллюстрации необходимо рассматривать как относительные, но часто встречающиеся. Однако, изучая иллюстративный материал, необходимо учитывать, что у лиц, обучавшихся по прописям 1937 г., также встречаются почерки «современного» строения с элементами стилизации, но в единичных случаях. Поэтому та или иная конструкция почерка может служить только ориентиром для предположения о возрасте исполнителя, но не свидетельствовать о нем.