Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 (стр. 3 из 10)

Тема№2: Светская и религиозная мысль в Китае середины XVII – первой половины XIX вв. Тайные общества и религиозные движения.

План

1. Конфуцианство, даосизм и чань-буддизм в духовной жизни цинского Китая.

2. Официальные идеологические доктрины цинской эпохи. Концепция «Срединной империи».

3. «Народные» идеологии XVII- первой половины XIX в. Тайные секты и движения.

Литература

1. Васильев Д.С. Культы, религии и традиции в Китае – М., 1970.

2. Дао и даосизм в Китае. – М., 1982.

3. Общественно-политическая мысль в Китае. – М., 1988.

4. Духовная культура Китая / Сост. Шумов С.А., Андреев А.Р. – М., 2003.

5. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.III-IV.М., 2004.

6. История Китая с древнейших времен до наших дней. – М., 1974.

7. Избранные сутры китайского буддизма. – СПб., 1999.

8. Из истории традиционной китайской идеологии. - М., 1984.

9. Конфуций. Изречения. – М., 1994.

10. Конфуций. Я верю в древность. – М., 1995.

11. Новая история стран Азии и Африки: XVI-XIX вв.Учебник для вузов под ред. Родригеса А.М. М., 2004.

12. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М., 2000.

13. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск, 2003.

14. Тайные общества в старом Китае. – Сб. статей. – М., 1970.

Методические рекомендации

Целью данного семинара является более глубокое изучение особенностей религиозных и светских идеологий, имевших распространение в китайском обществе XVII- первой половины XIX в.

При подготовке к семинару необходимо обратить внимание на основные положения трех важнейших религиозно-философских учений, имевших распространение в традиционном Китае, используя источники и научные исследования. Особое внимание следует уделить социальным аспектам конфуцианства, даосизма и чань-буддизма, а также проанализировать их роль и место в уникальной религиозной системе, определявшей духовный облик китайского общества. Студенты должны попытаться определить был ли в Китае религиозный синкретизм, или имел место симбиоз трех крупнейших религий.

Далее следует обратиться к идеологическим доктринам, обосновывавшим власть маньчжурской цинской династии в Китае или выступавших в качестве оппозиционных ей концепций. Среди первых нужно обратить внимание на свод доктрин «Шэн Юй» («Священный эдикт»), составленный и опубликованный в период правления императора Канси (1662-1723 гг.). В том сборнике была фактически сформулирована официальная государственная идеология цинского Китая, основанная на конфуцианстве Сунского периода в интерпретации Чжу Си. Из наиболее известных оппозиционных идеологических концепций следует выделить учение крупного философа XVII в. Хуана Цзуси, выступавшего с критикой идеи абсолютной власти императора. Необходимо выяснить особенности воздействия официальной идеологии на отдельные сферы духовной жизни китайского общества и рассмотреть попытки ее модернизации в начале XIX в., проявившиеся в частности в деятельности так называемой «Школы современных текстов».

Говоря о «народных» идеологиях необходимо охарактеризовать их как в первую очередь стихийную оппозицию официальной идеологической доктрине, основанную главным образом, на даосской традиции. Следует обратить внимание на идеи и взгляды руководителей крестьянских движений XVIII- первой половины XIX в., в организации которых огромную роль сыграли секта «Белый Лотос» и различные ее подразделения, тайное общество «Тяньдихуэй» («Небо и Земля»), секта «Юаньцзяо» («Учение о завершенности»).

Тема№3: Движение тайпинов. Тайпинское государство.

План

1. Социально-экономические и политические предпосылки тайпинского движения.

2. Идеологическая программа тайпинов.

3. Основные этапы крестьянской войны 1850-1866 гг.

4. Устройство тайпинского государства и реформы тайпинов.

Литература

1. Васильев Л.С. История Востока. Т.II. М., 2005.

2. Ильюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967.

3. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.III-IV.М., 2004.

4. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.

5. Из истории традиционной китайской идеологии. - М., 1984.

6. Кара-Мурза Г. С. Тайпины. – М., 1950.

7. Королева Н.А. Историография КНР о роли Хун Сюциане в истории тайпин // Вестник МГУ. – Вып. 13. – Серия Востоковедение. – 1993. – №4.

8. Крюгер Р. Китай: полная история Поднебесной. М., 2006.

9. Ларин В.Л. Повстанческая борьба народов Юго-Западного Китая в 50-70-е гг. XIX в. – М., 1986.

10. Маньчжурское владычество в Китае. М., 1966.

11. Новая история стран Азии и Африки: XVI-XIX вв. Учебник для вузов под ред. Родригеса А.М. М., 2004. Т.I.

12. Практикум по Новой истории стран Азии. М., 1990 (тема 2).

13. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск, 2003.

14. Тайпинское восстание 1850-1864 гг. Сб. документов. – М., 1961.

Методические рекомендации

Целью семинарского занятия является подробное рассмотрение тайпинского движения, явившегося наиболее масштабным крестьянским выступлением в истории цинского Китая. Оно охватило значительную часть страны, его активная фаза продолжалась в течение полутора десятилетий. Тайпины предприняли попытку осуществить на практике идею создания идеального государства (Тайпин Тяньго), основанного на принципах всеобщего равенства и братства.

Необходимо подробно разобраться в предпосылках выступления тайпинов, связанных, в первую очередь, с всеобъемлющим кризисом цинской империи и несостоятельностью политики Цинов, наглядным свидетельством чего явилось поражение Китая в «опиумной» войне 1839-1842 гг. В первой половине XIX в. произошло существенное осложнение социально-экономической ситуации в стране, ухудшились условия жизни многих категорий китайского населения и в особенности самой многочисленной из них – крестьянства. Протестные настроения приняли традиционную для Китая форму религиозного движения, оформившегося в 1844 г. на юге страны в виде «Общества небесного отца».

Характеризуя идеологию тайпинов, следует обратить внимание на то, что кроме идей, свойственных традиционным религиозно-философским учениям Китая, в ней значительное место занимают взгляды, заимствованные из христианства. Своеобразный синтез даосской традиции и христианских идей прослеживается в базовых концепциях тайпинов – «Датун» («Великое единство») и «Тайпин» («Великое благосостояние»), имевших в целом антиконфуцианскую направленность.

Рассматривая ход тайпинского восстания необходимо четко выделить в нем два основных этапа: 1850-1856 и 1856 – 1866 гг. Следует выяснить причины первоначальных успехов тайпинов и проанализировать факторы, обусловившие появление в середине 1850-х гг. противоречий внутри движения. Говоря о втором этапе восстания, следует отметить роль внешнего фактора в его конечном поражении.

Анализируя внутреннюю политику тайпинов, следует обратить внимание на аграрные преобразования, проводившиеся на основе «Земельного уложения Небесной династии», рассмотреть политику в области религии, охарактеризовать попытки ликвидации рыночных отношений и введения уравнительного распределения. Рассматривая административную систему тайпинского государства нужно подчеркнуть ее тоталитарный характер, направленный на максимальную мобилизацию необходимых для ведения войны людских и материальных ресурсов.

По итогам семинарского занятия студентам предлагается определить, было ли тайпинское движение типичным для Китая историческим явлением или содержало в себе принципиально новые особенности и идеологические черты.

Тема№4: Структуры повседневности цинского Китая.

План

1. Общественные нравы и социальные связи в цинском Китае.

2. Домашний быт различных слоев китайского общества.

3. Традиции и обряды Китая.

Литература

1. Виноградова Н.А. Сто лет искусства Китая и Японии. М., 1999.

2. Все о Китае. Т.I. М., 2001.

3. Духовная культура Китая. / Сост. Шумов С.А., Андреев, А.Р. М., 2003.

4. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: годовой цикл. М., 1989.

5. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М., 1999.

6. Кузнецов В. Китай. Религия в обществе и государстве // Азия и Африка сегодня. 2001. № 6.

7. Культура Китая. М., 1999.

8. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

9. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск, 2003.

10. Тагирова Р.М. Культура стран Востока: особенности и типы культур. М., 2000.

11. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. СПб., 1998.

Методические рекомендации

Характеристику повседневной жизни цинского Китая следует начать с анализа особенностей общественных отношений. С этой целью следует обратиться к распространенным в китайском обществе философским взглядам, характеризующим личность человека и его место в социуме. Необходимо обратить внимание на существование в цинском Китае двух уровней социальных отношений и взаимосвязей: «официального», основанного на конфуцианских принципах и сложной системе обрядов и ритуалов, а также «неофициального», связанного с традиционными верованиями и культами. Отдельного внимания заслуживает вопрос о семейных отношениях и положении женщин в китайском обществе.

Рассматривая различные аспекты домашнего быта китайцев, следует обратить внимание не только на различия, обусловленные социальной дифференциацией, но и на особенности, связанные с природно-климатическим фактором. В этой связи необходимо подчеркнуть специфические черты быта, устройства жилища, одежды, питания, свойственные населению Севера и Юга Китая.

Жизнь традиционного китайского общества невозможно всесторонне охарактеризовать, не обратив внимания на сложную систему обрядности, сопровождавшую китайцев на протяжении всей их жизни. В этой связи следует рассмотреть некоторые, наиболее распространенные обряды и ритуалы, связанные со значимыми событиями в жизни человека или наиболее важными календарными праздниками.