Смекни!
smekni.com

«сравнительная характеристика творчества эсхила и еврипида в комедии аристофана «лягушки» (стр. 2 из 2)

Еврипид

…Но лишь искусство от тебя я принял, и сейчас же

Ему, распухшему от слов высокопарных, тяжких,

Убавил жару, посадив на строгую диету

Из лёгких слов, прогулочек, слабительного-свёклы.

Еврипид же обвиняет Эсхила в том, что его музыка совершенно плоха и не подходит для трагедии. «Еврипид издевается над Эсхилом за постоянное повторение одного и того же припева, бессмысленно вставляемого им в текст совершенно различных пьес. Кроме того, в хоровых партиях Эсхила Еврипид находит звукоподражание аккордам на кифаре, которые также соединяются с совершенно бессмысленным текстом. Эсхил … ставит в вину Еврипиду, что он свои песни заимствует у развратных женщин, применяет карийские лады (т.е. лады, заимствованные у варваров), заплачки, плясовые песенки. Для песен Еврипида требуется не лира, а ударный инструмент, производящий большой шум».[16]

Аристофан «использует самые различные приёмы для того, чтобы конкретизировать, овеществить идейное содержание своей комедии, добиться максимального эмоционального воздействия на зрителя. Тут и блестящие пародии на стиль и язык обоих драматургов, и комический разбор отрывков из их драм, и соревнование в песнях, и самый ритм их речи в агоне – Еврипид говорит взволнованными ямбами, Эсхил пользуется величественными анапестами».[17]

Аристофан, в лице Эсхила, «видит унижение величия трагедии в том, что Еврипид представляет своих героев калеками, нищими, стараясь только посредством только таких внешних, сценических эффектов возбудить к ним жалость… Эсхил прямо формулирует этот упрёк: «Ты одел царей в лохмотья, чтобы они казались людьми жалкими». Там же Эсхил называет Еврипида «делателем нищих» и «сшивателем лохмотьев», «делателем хромых».[18]

«Развенчивая Еврипида, Аристофан не видит того ценного, что было в его поэзии. Он делает Еврипида типическим носителем тех явлений литературы, которые считал отрицательными – психологизма, модернизма, крайнего индивидуализма. Для Аристофана Еврипид в литературе так же, как и Сократ в философии, был воплощением неприемлемых новомодных взглядов, несущих разложение старого уклада. Огромный арсенал комедийных средств используется для их осмеяния и морального уничтожения».[19]

Однако, несмотря на все обвинения в адрес Еврипида, «возможно, что уже Аристофан… подвергался могучему влиянию осмеиваемого им Еврипида… Ничего удивительного в этом нет: даже противники Еврипида не могли освободиться от его влияния. О влиянии его на Аристофана у нас имеются прямые указания из древности».[20]

Литература:

1. Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957.

2. Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954.

3. Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961.

4. Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955.

5. Интернет страница http://theatreday.ioso.ru/ant.htm


[1] Интернет страница http://theatreday.ioso.ru/ant.htm

[2] Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961. Стр.7-8.

[3] Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр.221-222.

[4] Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр. 101-102.

[5] Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр.226.

[6] Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955. Стр. 144-145.

[7] Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961. Стр.15.

[8] Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр. 102.

[9] Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр.104.

[10] Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955. Стр. 140-141.

[11] Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр.104.

[12] Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961. Стр.17.

[13] Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр. 105.

[14] Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955. Стр. 143.

[15] Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр. 229.

[16] Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955. Стр. 144.

[17] Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр. 106-107.

[18] Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр. 230.

[19] Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961. Стр.18.

[20] Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр. 237.