Смекни!
smekni.com

Культура Руси в период (стр. 2 из 3)

Большие достижения были в области эмали. Техника эмали была заимствована в Византии. Расстояние между тонкими золотыми перегородками заполняли яркой стекловидной массой, окрашенной окисью металлов в разные цвета - эмалью, которая при обжиге затвердевала. Многочисленные маленькие эмальерные образии могли иметь самостоятельное значение или украшать оклоиды книг.

5. Архитектура.

Принятие христианства сыграло также большую роль в архитектуре. Начинается сооружение храмов, монастырей. Первоначально все постройки были деревянными. Такой была 13 купольная Новгородская София, построенная в 989 году, таким был храм Бориса и Глеба начало XI века в Вышгроде. С развитием феодального государства росли требования к такого рода сооружениям. Они призваны были стать действительным средством протогаиды православия должны были подчеркнуть мощь и величие великокняжеской власти. Наряду с деревянными постройками начинают возводить сооружения из камней. Приглашенные из Византии мастера начинают строить каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками и мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее интересному ремеслу.

Но каменное строительство на Руси началось лишь с конца X века, причем первоначально в камне возводились только церкви. Первая каменная церковь (Десятинная) была заложена в Киеве в 989 году. Огромное влияние на храмовое зодчество оказала византийская архитектура: в русских землях стали распространяться церкви крестово-купольного типа, отличающиеся особой грандиозностью, величием, торжественностью. Уже последующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иноземцев; а взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. К наиболее замечательным памятникам этого времени относятся соборы Св.Софии в Киеве (1037-1054год), собор в Дмитриевском киевском монастыре, главный собор Печерский монастырь - Успенской церкви, Спасо-Преображенский собор в Чернигове и еще много замечательных соборов и церквей.

С развитием самостоятельных городов - государств в них зародились собственные архитектурные школы, отличавшиеся своими особыми чертами. Так, для северо-западного форпоста - Новгорода - были характерны строгие храмы простых форм, практически без украшений, "храмы-стражи" (соборы Антониева и Юрьева монастыря). В период Новгородской республики крупные и величественные здания сменились более камерными, меньшими (церковь Спаса на Нередице, 1198г.).

Совсем иной, и пышной, и строгой одновременно, была архитектура Владимиро-Суздальской земли. Ее главные черты сложились в середине XII века, при князе Андрее Боголюбском и заключились в использовании белого известняка как строительного материала (в отличие от плоского кирпича - псилифы), а также в богатом украшении фасадов рельефами и аркатурными поясами (декоративные пояски рядов выступающих полашок). Тогда во Владимире были воздвигнуты Успенский собор и Золотые ворота, а далеко от города - княжеский замок в Боголюбове и "воплощение поэзии в камне" - церковь Покрова на Нерме. Построенный при Всеволоде Большое Дмитриевский собой во Владимире продолжил эти традиции.

Во второй половине XII в. города как бы соперничая между собой, старались всеми средствами подчеркнуть силу, значение и могущество своих князей, своей земли. При этом архитектура XII-XIII века отличается от архитектуры предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простой внутренней отделки. Наиболее типичными становятся кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой. Среди русских княжеств XII-XIIIв. Своим особым характерным выделяется архитектура Ростово-Суздальской и Новгородской земли. Так, в Новгороде, в различных концах города на средства жителей строились кубические, как правило, четырехстамные церкви. К ним относится церковь Благовещения в Арталах близ Новгорода (1179г.), Петра и Павла на синичьей горе (1185-1192г.). В других княжествах каменное строительство было менее развито.

Архитектура XII-XIII в. сохраняет известные черты общености: храмы имеют крестово-купольную основу, апсиды, мощные барабаны, купола. Вместе с тем складываются и местово особенности стиля. В памятниках Чернигова, Полоцка заметно стремление переработать крестово-купольную систему, найти башеннообразное решение верхней части храмов.

6. Живопись. Иконопись.

Живопись была органической, неотъемлемой частью христианского храма. Его стены, своды и купола были обычно покрыты мозаикой или фресковыми росписями, которые вместе с декоративной скульптурой, пышной отделкой интерьера и драгоценной утварью сливались в единое художественное целое, строго подчиненное архитектурному замыслу. В сложной системе храмовой росписи. Были воплощены основные идеи христианства; для изображения различных сюжетов и тем существовали обязательные правила и нормы (иконография), которым художники должны были строго следовать.

Первыми декораторами древнерусских храмов были вызваны на Русь мастера-греки. Они перенесли в русское искусство многовековой художественный опыт искусства Византии и познакомили русских с техникой мозаики, фрески иконописи. Мозаичная техника явилась наиболее сложной. Изображения или орнамент выкладывались из искусно подобранных кубиков цветного стекла (смальты) или из кусочков естественного цветного камня, вдавливающихся в нанесенный на поверхность стены известковый раствор. Рефлексы смальты создавали своеобразный эффект мерцающей красочной поверхности. Фресковая техника также была рассчитана на долговечность росписи и имела свои технические трудности.

Для русского искусства X-XI века характерной и ведущей была именно монументальная живопись; станковая живопись (иконопись) играла в ту пору меньшую роль, причем по своим художественным особенностям была близка к монументальному искусству.

Монументальная живопись древнейших киевских храмов X-XI века представлена мозаичными и фресковыми росписями собора Софии и собора Михайловского (Дмитриевского) Златоверхового монастыря, Десятинной церкви, Успенского собора, Киево-Печерского монастыря и некоторых других. Например, на стенах двух башен Софии изображены княжеские охоты, травли зверей, цирковых состязаний, изображения ряженых, музыкантов, скоморохов, акробатов и других. В центре росписи юго-западной башни изображена императорская ложа константинопольского ипподрома, в которой находится император и ряд придворных.

Живопись XII века свойственна прежде всего нарочистая условность и отвлеченность ее образов: она не ставит задачу отобразить реальную действительность, наоборот, она преобразует реальные явления в условные символические схемы - с этим связаны и новые изобразительные средства.

Главное место в системе древнерусской иконописи занял человек. Христос, согласно евангельской легенде, выступает в образе человека. Апостолы, пророки, мученики, святители и другие персонажи христианской религии получили иконописи реальный человеческий облик. Различные фантастические чудовища, а также звери, змеи выступали обычно в иконописи как символы враждебной человеческому роду дьявольской антихристовой силы. Антрополороризм художественного мышления - вот что, прежде всего, получило древнерусское искусство от античного наследия.

Всем своим существом древнерусское искусство противостояло мировоззрению, порождаемому первобытной деятельностью и варварством. Оно ставило человека гораздо выше, чем древнеславянскому языческому искусству. Оно отводило ему главное, господствующее место в мире естественной реальной природы, что обусловлено его прогрессивную роль в истории и культуре развития русского народа.

От XI-XIII века сохранились выдающиеся памятники станковой живописи иконы, некоторые из них, как например знаменитая икона "Владимирская богоматерь" были вывезены из Византии, другие писались в самом Киеве и иных городах Киевской Руси сначала приезжими, а потом и местными художниками.

В конце X начале XI века стали образовываться школы искусств. Первая школа искусств сложилась в Киеве, при строительстве и украшении Десятинной церкви. Вторая киевская школа живописи сложившаяся в 1030-1040г, связана с работами по украшению Софийского сбора. Здесь больше всего проявили себя мастера мозаики и фресковой живописи, составляющие артель.

В живописи Новгорода в начале XII столетия уже существует несколько направлений. К грекоорильскому, то есть находящемуся под влиянием Византии, принадлежит фреска в Николо-Дворищенском соборе. К иному направлению Новгородской живописи принадлежат фрески собора Рождества Богоматери Антоного монастыря. В общем иконы Новгорода XII -XIII века можно отнести к двум направлениям византизированному, аристократическому и местному демократическому. К первому принадлежат икона "Ангел - златые власы" небольшое отличное изображение, когда-то входившие в композицию Денсуса, состоявшую из нескольких икон. Выразительность образов, яркая декоративность и оригинальность характеризуют иконы второго направления местной новгородской школе принадлежат икона "Христос на троне".

Античные костюмы, классическая архитектура, горные пейзажи - все это прочно водворилось в древнерусскую иконопись и сохранилось в ней на протяжении веков. Только прочувствованный силуэт, чистые, ясные гармонии красок, ритмическая слаженность и цельность композиции стали отличительными чертами древнерусской иконописи.