Смекни!
smekni.com

«Хакасская национальная одежда» (стр. 2 из 3)

Хакасы кустарным способом изготовляли различные сорта кожи и меха, ссучивали нитки. Из местного сырья ткали крапивную материю – озан, конопляный холст – сабыр, льняное полотно – киден, полушерстяную материю – таар и сукно – сикпен. Одежда повседневной носки шилась из хлопчатобумажных (кобен тавар) фабричного производства: далимбы (талийма), дабы (таабы), цуямбы (сулийма), кумача (хумабы), тика (салтиик), бумазеи (кемезей), бязи (пос), ситца (ситсе), сарпинки (сардам) и др. Последние стоили дешево. И поэтому их могли приобретать даже бедняки. Праздничная одежда шилась из шелковых тканей (торгы): камки (хамгы торгы), кафы (ханма торгы), чесучи (чунча), атласа (кобен торгы, штофа (стоп торгы), бархата (кiлiн), плиса (кiлiн торгы), китайки (манных) и др. Указанные товары привозились в Хакасию купцами из Китая, Средней Азии и России. Ткани с крупными фабричными рисунками называли мужскими и шли на одежду мужчин, а с мелкими – женскими и предназначались для женщин.

1. 3 «Жилище для души»

Народный костюм хакасов представляет собой исторически сложившийся комплекс, впитавший за долгое время своего развития различные моды предшественников.

Одежду хакасов (кип – азах – одежда, что означает жилище для души) можно рассматривать с трех сторон: она была неразрывно связана с практической деятельностью, с их эстетическими потребностями и религиозными верованиями.

1. Практической деятельности (занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни, езда верхом на коне – повседневная жизнь, поэтому одежда свободная, широкая, удобная).

2. Эстетическими потребностями (окружающая среда – природа, ее гармония и красота повлияли на эстетическую культуру хакасов, отсюда стремление украшать свою одежду при помощи бисера, вышивки, бахромы, меха, пуговиц, кораллов, раковин, тесьмы и декоративных строчек.

3. Религиозных верований.

Каждое изделие – это, во-первых, результат многолетней кропотливой работы, показатель мастерства и материального благосостояния семьи, во-вторых, реликвия семьи, которое передавалось из поколения в поколение.

«Жилище для души» защищали от злых духов своеобразными оберегами.

Строчки – это линии и границы, ограждающие людей от злых духов. Строчки присутствуют по краям всех деталей одежды: воротник, рукава, низ изделия.

Цветные полоски (тесьма, лента) на сигедек – очищают душу.

Мерлушки на подоле шубы – притяжение богатства, скота.

Вышивка цветами – привлечение души предков к помощи.

Кисти на спинке шубы – корни предков.

Головные уборы и украшения – оберег головы, связь с космосом.

Пого – оберег для души и сердца.

Застежка – запах для мужчин и женщин направо.

Удлинённый низ спинки на платье – оберег от Сатаны.

Большие воротники застежка на петлю – пуговицу (Марха) – притяжение счастья

Воротник и пуговицы – хранители души и счастья.

При продаже одежды эти детали одежды нужно было отпороть, чтобы не ушло счастье и сохранилась душа. Женщина не должна появляться на людях с расстегнутым воротником (с распахнутой душой).

Свободный покрой (чем шире, тем богаче, для удобства верховой езды).

Художественное оформление – вышивка, украшение пуговицами, кораллами, бисером, кистями, декоративными строчками, мехом.

Мужская шуба, рубаха – с кушаками длиной 7-9 м (чам длинее, тем богаче).

Пого обозначает лицо девушки, где глаза, уши, нос, губы вышиты бисером. Люди, наблюдая красоту природы, придумывали цветы.

На пого изображали богиню Умай – хранительницу детских душ. Умай представляли в виде красивой небесной богини. Сваха, надевая пого, этим самым просила сниспослания детей молодоженам.

Пого вырезался из куска дубленой кожи, обшивался черным плисом или другим материалом. Лицевая поверхность его сплошь унизывалась в виде симметричного узора крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, небольшими кораллами, раковинами, крупным бисером, разноцветными бусами и камнями. По внешней стороне края пого украшался бахромой из бисера. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Оно относилось к одному из дорогостоящих украшений.

Пого надевали только на свадьбе поверх шубы или сигедека Его могли надевать сваха или невеста. В настоящее время пого как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают их на любой праздник.(Приложение №1,2)

За весь период, охватываемый временем исследования, в Хакасии бытовало несколько традиционных видов женской и мужской одежды:

Основным видом нательного белья служили у мужчин рубаха "ир когенегi", а у женщин платье ("ипчi когенегi"). Обычно они шились из хлопчатобумажных тканей (праздничные - из шелка). Мужская рубаха своим покроем напоминала женское платье.(Приложение № 14,15)

Длинное широкое платье когенек. Покрой: два полотнища ткани, сшитые вдоль, перегнутые на плечах и спереди посередине прорезан ворот. Спинка собирается в густые сборки. Сборками собран весь верх переда платья, наплечья нашиты сверху на плечи, они, как правило, выполнены из более дорогой ткани, чаще всего, особенно в праздничном наряде, украшены вышивкой. Рукава широкие, верх его собран в густые сборки шитьем из разных ниток. В подмышках рукав собран и заканчивается широкими манжетами, где повторяется узор вышитых наплечьев. Широкое платье еще более расширяется, и сзади образуется шлейф, который значительно длиннее переда. Подол бывает подшит из другой ткани и украшен вышивкой и прошивками. Подшивной отложной воротник с заостренными спереди концами, также подшитый треугольный клинок из ткани наплечьев, манжет и подола, декорирован узором вышивки. Такой свободный покрой с небольшими изменениями в длине, ширине, отделке в зависимости от назначения (праздничное, будничное, рабочее) повторяется на многочисленных хакасских когенеках. Оно шьется всегда из цельных вертикально расположенных полотнищ. (Приложение №3)

Хакасские женщины, живущие в верховьях реки Таштып, наряду с общенациональным платьем носили также «сыбай» - нательную одежду другого покроя. Сыбай шился прямым со швами на плечах. Поликов и ластовиц не было. Воротник отложной. Прямой разрез отделывался планкой. С двух боков стана вставлялось по клину. Обшлага рукавов шились из общей материи. С двух сторон сыбая, начиная от плеч, по груди и спине шили по три продольных складки, образующие пышную форму. На это платье требовалось до 5 м. ткани.

Мужское платье когенек от женского отличается только длиной и длинным широким поясом, который опоясывает талию в несколько обхватов и спускается длинными концами бахромы типа русского казакина. Мужское платье отличается от женского и отделкой. Оно украшено лишь прошивками ниже наплечья, собирая в сборки менее широкие рукава и более короткие манжеты воротника. Мужское платье ир когенегi шили из более темной ткани, наплечье выделено только геометрическим узором в местах соединения с рукавом.(Приложение № 4)

Непременной деталью мужского платья был пояс хур. В XIX в. - начале XX в. хур представлял собой матерчатый кушак из цветной ткани, вытеснивший к этому времени кожаные наборные пояса, описанные китайскими путешественниками, которые писали,- что местные жители "скручивают красного или фиолетового шелка и перевязывают платье поперек по талии" (Лань Кюн-и, 1960, с.140).

Самыми популярными были пояса с 5-7 разноцветными полосами, длина которых доходила до 7-9 метров, напоминающие цветные сочетания бордюрной каймы чеек.

С особенностями одежды было связано немало народных воззрений. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые "хут сыынчан" - место притяжения души (человека). Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам ("марха") и воротнику ("мойдырых"), считавшимися хранителями души человека. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы, иначе вместе с ними уйдет счастье.

Поясная одежда хакасов состояла из нижних ("ыстан") и верхних штанов ("чанмар"). Эти названия были известны и некоторым другим тюркским народам. Повседневные мужские штаны шились из темной хлопчатобумажной ткани, а праздничные - из плиса с прорезными карманами по бокам. Поверх карманов нашивались шелковые или парчовые лампасы. Алеющие из под подола рубахи в виде раздвоенной вилки

Замужние женщины поверх праздничного костюма (халатов и шуб прямого покроя) обязательно одевали своеобразную безрукавку ("сигедек"). Девушки и вдовы не имели права носить подобный наряд. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом. Полы сходились посередине и завязывались у ворота. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой "чеек". Вокруг проймы нашивались две дорожки чека, а по полам и вороту – одна. Каркас сигедека делали из четырех слоев ткани, склеенных клейстером, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму.(Приложение № 5)