Смекни!
smekni.com

Обыск (стр. 4 из 5)

При обследовании автомашин выносится отдельное постанов­ление, санкционированное прокурором, если поиски происходят в гараже, отдельного постановления не требуется. Обыск автома­шин целесообразно проводить с участием автотехнического спе­циалиста. При обследовании автомашин проверяются внутреннее пространство кабины (салона), места под сиденьями, резиновые накладки педали, содержимое ящика на переднем щитке, аптеч­ки, снимаются чехлы, осматриваются колеса, особенно запасные, кузов, груз, находящийся на транспорте, багажник и др.

Одной из разновидностей обыска является личный обыск. Здесь обследованию подлежат одежда, обувь, тело человека, на­ходящиеся при нем носильные вещи. При этом следует предус­мотреть возможность сопротивления или внезапного нападения со стороны обыскиваемого. Поэтому личный обыск, как правило, проводится двумя сотрудниками, один из которых производит поиск и изъятие искомых предметов или документов, а другой внимательно следит за поведением обыскиваемого, не допуская возможности использования имеющегося у него оружия, переда­чи обнаруженных предметов другим лицам или иных попыток избавиться от них. Личный обыск проводится в два этапа. Первый этап носит предварительный характер: следователь должен обез­оружить обыскиваемого, предложить встать лицом к стене (или автомобилю) и поднять руки вверх, прощупать одежду, проверить карманы, изъять предметы, которыми можно нанести поврежде­ния, — оружие, нож, ключи, бритву, табак, порошки, которыми можно засыпать глаза, а также лишить преступника средств само­убийства (яды и т.д.). Надо иметь в виду, что оружие может хра­ниться во многих сопутствующих предметах (трость, радиотехни­ческие устройства и др.). Второй этап обыска заключается в тща­тельном обследовании головного убора, одежды, белья, обуви и иных носильных вещей (мундштук, портсигар, предметы личной гигиены, бумажник и т.д.). В случае необходимости обыск завер­шается обследованием тела обыскиваемого. Для личного обыска выделяется отдельное помещение, из которого удаляются все по­сторонние. Тактически оправданно проводить личный обыск сверху вниз и от носильных вещей к телу человека. Например, обследуя головной убор, в случае необходимости вскрывают ко­зырек, подкладку, отделяют картон, ленты, кокарду и другие знаки различия и украшения. При осмотре одежды исследуются швы, подкладка, пуговицы, клапаны, капюшоны, знаки фирмы-изготовителя, утолщения и заплатки на одежде, нарукавные знаки и др. Распарывать швы или другие части одежды следует лишь в том случае, когда есть уверенность в том, что там спрятаны искомые объекты- При осмотре обуви нужно проверить, не спря­таны ли разыскиваемые предметы под стелькой, подкладкой, внутри каблука, под заплатками и другими следами ремонта. При личном обыске можно обнаружить также следы пребывания обыс­киваемого на месте происшествия (частицы грунта и другие ве­щества), а также следы преступных действий, следы крови, спе­цифической пыли при взломе сейфов, психотропные вещества, ко­торые могут храниться в волосах, между пальцами ног. Иногда преступник прячет предметы в иной «упаковке»[14].

Обыск тела рекомендуется производить с участием врача или фельдшера. При наличии повязки следует предложить медицин­скому работнику снять ее, заменив другой при условии, если это не опасно для жизни или здоровья обыскиваемого.


ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО ВЫЕМКИ

По своему характеру и задачам выемка во многом сходна с обыс­ком. Основные рекомендации, относящиеся к обыску, можно ис­пользовать также при подготовке и проведении выемки. Проводя выемку, следователь должен позаботиться о присутствии при этом действии лица, в ведении которого находятся искомые объекты. Выемка может быть произведена как из помещения, так и из ук­рытия, находящегося, например, на садовом участке и т.п. Чаще всего она проводится для изъятия документов и предметов, находящихся в ведении предприятий, организаций или учреждений. В некоторых случаях, когда выемке предшествует отбор предметов и документов, имеющих значение для дела следователь может вос­пользоваться помощью специалистов в соответствующей области (экономиста, товароведа, криминалиста), которые могут обратить внимание следователя на специфические признаки объекта, пред­ставляющие интерес для дела. В этом случае следователь на месте принимает решение о необходимости выемки и производит ее после оформления постановления[15]. При производстве выемки по­исковые действия не производятся, в меньшей степени затраги­ваются интересы граждан, поэтому санкции прокурора на осу­ществление выемки обычно не требуется. Некоторые особенности имеются лишь при производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции. Прибегать к этому действию следователь может лишь в серьезных случаях (при розыске опасного преступника), помня, что незаконная выемка корреспонденции является нару­шением ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей гражданам тайну переписки. В этих случаях особое требование предъявляется и к подбору понятых, которые приглашаются лишь из числа работ­ников почтового отделения. При этой зависимости от характера расследуемого дела и содержания изымаемой корреспонденции, в одном случае, когда она представляет интерес для следствия, ее изымают и приобщают к делу, в другом — когда информация не имеет криминалистической значимости, следователь, ознакомив­шись с ее содержанием, составляет протокол осмотра, а коррес­понденцию оправляют по назначению. Иногда следователь поль­зуется помощью криминалиста (например, для выявления тайно­писи, установления автора анонимного письма).

При отказе добровольно выдать подлежащие выемке объекты или при наличии сомнений в том, что требуемое выдано полнос­тью, или вероятности подмены одного предмета другим следова­тель может вынести постановление о производстве обыска и про­вести его незамедлительно.


ГЛАВА 4. ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЫСКА И ВЫЕМКИ

Результаты произведенных обыска и выемки фиксируются в про­токоле, который должен содержать сведения о ходе этих действий и их результатах. В процессе обыска следователю рекомендуется применять диктофон для того, чтобы использовать необходимую информацию полученную по ходу обыска при составлении прото­кола. Так, в протоколе отмечается, какие объекты выданы добро­ вольно, что и где обнаружено, каковы индивидуально-определен­ные признаки обнаруженных объектов (внешний вид, размер, вес, количество, цвет, дефекты), документов (материал, реквизиты, способ исполнения, цвет красителя, начальная и конечная фраза текста), отмечаются негативные обстоятельства, причины прину­дительного вскрытия хранилищ, что и как было вскрыто, не ока­зывал ли противодействие обыскиваемый, применялись ли науч­но-технические средства. Изъятое описывается в протоколе, но при этом не следует делать каких-либо выводов об их ценности, сорте, качестве, формирование которых возможно только при про­ведении экспертных исследований. При обнаружении тайников подробно указываются места их расположения, устройство, раз­мер предметов, признаки упаковки. Обнаруженные в нем пред­меты фотографируются. В тех случаях, когда изымается множе­ство предметов, составляется опись, которая прилагается к про­токолу. В качестве дополнительного иллюстративного материала в процессе обыска или выемки возможны графические средства фиксации (планы, схемы). В протоколе также отражается факт применения фото-, киносъемки, а иногда видеозаписи. Доказа­тельственное значение фотоснимков как носителей сведений об обстоятельствах дела повышается, если к делу приобщаются не только фотоснимки, но и негативные пленки. Приобщение к делу негативной пленки позволяет убедиться в подлинности фотосним­ков. В протоколе должно быть указано, какие конкретные пред­меты изымаются и приобщаются к делу, какие передаются на хра­нение и кому (под сохранную расписку). Все изымаемые объекты снабжаются бирками, ярлыками, жетонами с удостоверительными подписями лица, у которого произведено истребование, поня­тых и других присутствующих при этом лиц[16].

Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается обыскиваемому или лицу, у которого про­изводилась выемка. В случае отказа обыскиваемого или представ­ляющих его лиц от подписи применяется правило ст. 142 УПК об удостоверении факта отказа от подписания протокола следствен­ного действия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что обыск представляет из себя одно из предусмотренных УПК следственных действий, имеющее свой порядок производства, свою цель и свои особенности.

Следственное действие можно определить как предусмотренное уголовно-процессуальным законодательством и применяемое в целях собирания и проверки доказательств мероприятие, состоящее из совокупности поисковых, познавательных и удостоверительных операций и приемов.

Производя обыск у подозреваемого (обвиняемого), следователь имеет возможность там же получить сведения, касающиеся его личности, связей с преступным миром, друзей и т.п.

Полученные сведения могут повлиять как на квалификацию уголовного дела, так и на его исход.

Согласно ст.177 УПК, следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела, производит обыск для их отыскания и изъятия. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов или животных.