Смекни!
smekni.com

Борьба с терроризмом 25 (стр. 4 из 8)

Меркулов В.В. Цареубийство [Текст] / В.В. Меркулов // Русский дом. - 2006. - № 3. С.17.

Убийство Александра II вызвало панику. Смятение, помимо теракта 1 марта 1881 года, было вызвано и тем, что арестованный один из лидеров организации» Народная воля» Андрей Желябов уже 2 марта во время допроса заявил, что «ежели с восшествием на престол Императора Александра Александровича ожидания партии не исполнят и она встретит такое же противодействие, то не остановится и в будущем прибегать к таким покушениям и против него». Заявление Желябова приобрело еще большее значение после обнаружения конспиративной квартиры на Тележной улице.

12 марта 1881 года в Петербурге с благословления Александра III и при его финансовой поддержке была создана организация, получившая название «Священная дружина». Это была первая известная антитеррористическая организация, созданная на общественных началах и при поддержке на самом высоком государственном уровне. «Священной Дружиной» фактически хотели даже не подстраховать, а подменить работу полиции. Правительство искало выход из кризиса власти. Организацию законспирировали, как могли, обставив возможно большей таинственностью и мрачностью. Внутренняя конструкция «Священной Дружины» была необычайно громоздкой и запутанной.

На содержание «Священной Дружины» и ее агентуры было выделено 3 млн. рублей из личных средств Александра III. В июне 1881 года общество настолько окрепло, что организовало охрану царя и его семьи во время поездок по России. Позднее никто не мог придумать лучшего. В охранных подразделениях ЧК-НКВД-КГБ пользовались опытом Дружины практически один к одному.

Черемин А. М. Священная дружина [Текст] /А.М.Черемин // Русский дом. - 2006. - № 3. - С.18.

В разнотемье исторических исследований обозначилось и продуктивно развивается сравнительно новое для отечественной науки направление — история терроризма. В начале XX века мы наблюдаем террор нового типа. В

отличие от террора народовольческого, он все более и более напоминает бандитизм и является предтечей всех современных форм террора. Всплеск крайнего радикализма в России на рубеже веков можно связать с аномалией общественного сознания, его «сломом», когда старые формы общежития и прежние морально-нравственные категории стали казаться непригодными, а поиск новых требовал эксперимента.

Поликарпов А. Откуда есть пошел террор российский [Текст] / А. Поликарпов // Родина. - 1998. - № 2. - С.21

В конечном итоге именно мощный всплеск «террористической войны» послужил одной из главных причин упадка русского революционного терроризма. Второй причиной было то, что либеральное общество, получив возможность легального проявления своей политической воли, постепенно утрачивало интерес к «героям-мученикам».

Октябрьский переворот существенно изменил оценку и самооценку террора. Так, в 1924 году Савинков предстал перед судом. Он обвинялся в активной террористической деятельности против советской власти. Главный мотив суда был следующим: «старый террорист», в свое время выражавший своими действиями интересы народа, «ошибся» или «изменил своему делу». Признание Савинковым того, что он пошел против народа, хотя раньше шел вместе с ним, означало фактически, что Савинков оставляет большевикам право истолковать террор. Тени погибших товарищей принадлежат народу, а не ему. Савинков отдавал большевикам то, что он отбивал у эсеров: мертвые души.

Баранов А. Вирус «С человеческим лицом» [Текст] / А. Баранов // Родина. - 1998. - № 2. С.17

Могли ли социалистические партии в России найти общий язык, достичь компромисса, и благодаря этому избежать гражданской войны, белого и красного террора? Невозможное достижение компромисса между большевиками и правосоциалистическими партиями привело к гражданской войне и террору.

Расширение масштабов деятельности конреволюционных сил, обострение их сопротивления ставили большевиков перед необходимостью ужесточения карательной политики, применения суровых мер по отношению к противникам Советской власти и уголовным элементам. Ленин ставит вопрос о необходимости революционного террора против саботажников.

Декрет Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности!» был опубликован 22 февраля 1918 года во многих газетах. В нем не было слова «террор». Тем не менее, введение Советским правительством расстрела без суда как меры наказания за наиболее опасные преступления фактически означало начала применения террора как средства устрашения противников революции.

Велидов А.С. На пути к террору [Текст] /А. С. Велидов // Вопросы истории. - 2002. - № 6. - С.87

Особая следственная комиссия по расследованию злодеяний большевиков состояла при главнокомандующем Вооруженными силами Юга России. В целом Комиссия должна была выявить характер как «общего террора», так и «индивидуального террора как способа возмездия и устрашения». Таким образом, она должна была обосновать вывод о «противоречиях между программными обещаниями коммунистов и действительным их осуществлением».

Большевистский террор и связанные с ним акции получали «высочайшее благословение» лидера партии и главы правительства В.И.Ленина. О том, как исполнялись указания большевистского лидера о «массовидном» терроре дают представление материалы Особой комиссии. Достоверность их (учитывая некоторые неизбежные преувеличения и неточности в деталях) подтверждается многократностью аналогичных действий, о которых свидетельствуют разные документы, с огромным количеством фамилий и конкретных данных о страданиях и гибели отдельных людей, в том числе видных военных чинов царской армии и антибольшевистских формирований, бывших государственных деятелей и т.п. Публикуемые документы свидетельствуют, что большевистский террор выражался не просто в массовых бессудных убийствах, но также в садизме, насилиях, надругательстве над людьми.

Результатами работы Особой комиссии явились не только словесные описания, но и документальные фотографии.

Красный террор в годы гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии [Текст] // Вопросы истории. - 2001. - №7. - С.3

Надо признать, что часто и мировое, и российское общественное мнение, выражаемое либеральными СМИ, в целом бывает снисходительными к тем, кто под флагом борьбы за независимость прибегает к террору, в особенности, если это направлено против великой страны. Так, зверства чеченских боевиков во главе с Ш.Басаевым в Будденовске (1995) многими представителями российской либерально-западнической интеллигенции и диссидентов-правозащитников расценивались как отчаянный шаг борцов за независимость Чечни. Известный правозащитник С.Ковалев даже назвал Басаева «Робин Гудом с гранатометом», что было равносильно оправданию террора в его самых жестоких формах.

Кива А.В., Федоров В.А. Анатомия терроризма[Текст] /А.В.Кива, В.А.Федоров // Общественные науки и современность. - 2003. -№1. - С.130

31 августа 1999 года в подземном торговом комплексе «Охотный ряд» на Манежной площади столицы прогремел взрыв. В результате его пострадал 41 человек, 13 из них, в том числе четверо детей, получили тяжелые ранения. Одна женщина скончалась. Преступников найти не удалось.

4 сентября 1999 года в дагестанском городе Буйнакске был взорван пятиэтажный жилой дом, в котором жили семьи офицеров. Дом был полностью разрушен, повреждены три близлежащих пятиэтажных строения. Взрывное устройство, приведенное в действие, находилось в грузовике. А вторая машина, в которой было еще около 100 кг тротила, была вовремя обнаружена, взрывной механизм обезврежен. В результате теракта 58 человек погибли, 146 получили различные травмы. Среди погибших - 21 ребенок.

В ночь на 9 сентября 1999 года в Москве в доме 19 по улице Гурьянова сработало взрывное устройство. 106 человек погибли, более 200 - ранены. Взрывной волной были деформированы конструкции соседнего дома.

13 сентября 1999 года взрыв прогремел в доме 6/3 по Каширскому шоссе. Погибли 124 человека, в том числе 13 детей. Пострадало 119 семей.

16 сентября 1999 года взорван жилой дом в Волгодонске Ростовской области. Погибли 19 человек, среди них - два ребенка. Было изувечено более 80 человек, многие из них остались инвалидами.

Таким образом, трагедии «кровавого сентября» 1999 года и Беслане застали российские власть и общество в прежнем положении: террор продолжается, в любой момент он может вновь ворваться в нашу жизнь. Это означает только одно: истоки террора нам до конца не известны, а те, кому они должны быть известны по должности, не заинтересованы в том, чтобы уничтожить эти истоки.

Савельев А.Н. Террор: хотим ли мы знать правду?[Текст] /А.Н Яковлев. - Русский дом. -2009. - С14

МИРОВОЙ ТЕРРОРИЗМ

Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек, объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида (Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.

Рост масштабов международного терроризма в целом и наметившаяся тенденция использования, террористами внушительного арсенала средств, включая возможность радиационного, химического и бактериологического поражения, создает реальную угрозу мировому сообществу, для всех стран без исключения, независимо от их финансового состояния и экономического развития, политического устройства и отношения к религии.