Смекни!
smekni.com

Естественно-правовая теория по Джону Локку (стр. 2 из 3)

Рассуждение Джона Локка о естественном праве

Вопрос о государственном управлении, привычный для европейских мыслителей еще со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Однако, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления. Личные его симпатии склонялись скорее к ограниченной, конституционной монархии, которой являлась Англия после 1688 г.

Для решения данного вопроса Джон Локк рассуждает о том, как возникло человеческое общество, культура, какие законы определяют бытие социума, какие функции выполняют искусство, наука, религия и право, какова роль языка в становлении человека как социального существа.

Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. Таким образом, исходной посылкой для Локка является одно из базовых положений философии истории, сформулированное идеологами английской буржуазной революции еще в середине XVII века.

Джон Локк исходил из представления о «естественном состоянии». «Естественное состояние людей – это состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личность в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли».[2] Важной особенностью учения Локка является то, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в «догосударственном состоянии».

В «естественном состоянии» господствует равенство, “при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”[3]. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако, «В естественном состоянии есть свои неудобства»[4], писал Локк, и «я легко допускаю, что гражданское правление является подходящим средством, избавляющим от неудобств естественного состояния»[5]. Люди отказались от права абсолютной свободы и заключили общественный договор для создания гарантий естественных прав. Результатом этого соглашения стало государство, гарант естественных прав и свобод, имеющее право издавать законные, использовать силы для применения этих законов, что отличало его от других форм коллективности (семей, хозяйственных единиц).

Общество в естественном состоянии у Локка выглядит как социум, организованный на основе принципов равенства, справедливости, независимости людей друг от друга. В этом обществе отношения между индивидами регулируются нормами морали и религии, но не права, о котором люди, пребывающие в естественном состоянии, ничего не знают. «Единственный путь отказа от своей естественной свободы – соглашение с другими людьми об объединении в сообщество, для того, чтобы жить удобно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества»[6]. С его точки зрения, первоначально в человеческом обществе царила доброжелательность и взаимоподдержка, ибо людей было мало, и каждый владел участком земли, который он и его близкие были способны обработать. Человек владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Говоря другими словами, Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. Но, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно, противятся этому. Второй предпосылкой разлада в обществе и разрушения гармонии отношений становится быстрое увеличение населения. При нехватке земли каждый видит в соседе не товарища, а врага, мечтающего завладеть долей собственности, ему не принадлежащей. Так люди «вовлекают себя в состояние войны»[7], которое длится до тех пор, пока люди не осознают ненормальности сложившегося положения вещей. В процессе поиска выхода из создавшейся ситуации они в конечном счете приходят к мысли о необходимости учреждения государства, которому делегируются полномочия силой устанавливать мир, защищать собственность и жизнь собственников. Это согласие и есть «общественный договор», на который опирается вся пирамида властных, экономических и правовых отношений современного общества.

Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимой достаточно для достижения главной цели. Заключается же она в том, чтобы все и каждый могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои «гражданские интересы: жизнь, свободу и имущество»[8]. Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом - собственность.

«Избежать состояния войны — вот главная причина того, что люди, образуют общество и отказываются от естественного состояния».[9]Так как государство создано для гарантирования естественных прав (свобода, равенство, собственность), оно не должно посягать на эти права. Главная опасность для естественных прав вытекает из привилегий, особенно из привилегий тех. Кто обладает властными полномочиями.

На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла он усматривал первый признак государства. «Ведь закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для свободного и разумного существа к его собственных интересах и предписывает только то, что служит на общее благо тех, кто подчиняется этому закону».[10] Закон отнюдь не любое предписание, исходящее от общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Законом является лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по мнению Джону Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Итак, Джон Локк считал, что для правильного понимания политической власти и источника ее возникновения, нужно рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, т.е. состояние полной свободы. По его мнению, главной причиной отказа от естественного состояния и образования общества – избежание войны, когда исчезают все различия и не существует никакой власти, которая вынесла бы решения относительно спорящих сторон.

Влияние идей Локка

Благодаря скачку философских и политических идей, мыслителей Эпохи Просвещения, произошли многие буржуазные революции XVII – XIX, что привело к зарождению нового демократичного строя. Джон Локк один из этих мыслителей. Его труды сильно повлияли на течение общественных мыслей.

В период революций были созданы знаменитые документы, которые заново открыли историю прав человека. Одним из известнейших документов, изданных благодаря переопределению прав человека, является «Американская Декларация независимости». Ее считают первой в истории декларацией прав человек. Написана она в 1776году. Во время Великой французской революции, в 1789 году, создается не менее известная «Декларация прав человека и гражданина». Эти документы обобщили наиболее передовые достижения политической мысли того времени. Авторы деклараций исходили из теории естественного происхождения прав человека, которую наиболее широко раскрыл Джон Локк. Можно сказать, что эти декларации были созданы благодаря Локку. Без его идей, мыслей, трудов не было бы толчка для начала революций, то есть изменения общественного мнения.

Большинство статей данных деклараций разделяют идеи Джона Локка. В основу идей декларации положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. «Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами»[11] - одна из статей «Декларации прав человека и гражданина», которая полностью повторяет мысль Дж. Локка. Авторы документов считали, что только закон должен устанавливать необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как по закону. Но, все, что не запрещено законом, дозволено. «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых»[12] - та же самая мысль, но написанная в «Американской Декларации независимости». Авторы данных деклараций изводили из одних и тех же политических взглядов.