Смекни!
smekni.com

по детской литературе «Идейно-художественные особенности произведений В. П. Крапивина» (стр. 1 из 7)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет

имени С. А. Есенина»

Реферат

по детской литературе

«Идейно-художественные особенности

произведений В. П. Крапивина»

Выполнила:

студентка 3 курса

группы «Б»

факультета русской филологии

и национальной культуры

Павлюкова О. А.

Руководитель:

Моторин С. Н.

Рязань, 2006 г

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2

1 .Реалистические произведения В. Крапивина…………………………5

1.1. Тема дружбы…………………………………………………………..5

1.2 Мушкетёры…………………………………………………………….6

1.3 Человек трудной судьбы в реалистических произведениях

В. Крапивина………………………………………………………….8

2. Сказки. Причины обращения к жанру сказок……………………….10

2.1 «Летящие» сказки………………………………………………….....12

3. Фантастические произведения.

Цикл «В глубине Великого Кристалла»……………………………...14

4. Цикл «Сказки и были Безлюдных пространств»…………………….20

Заключение………………………………………………………………..26

5. Список использованной литературы………………………………….28

Введение

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, Святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

Б. Окуджава.

Каждый день мы встречаем их в школе и на улице, видим, как они гоняют по двору футбольный мяч, катаются на роликах, играют в «классики», живут с нами под одной крышей… Дети. Жители третьего тысячелетия. Те, кто будет создавать своё будущее. Каким оно станет – зависит от них. Но и от нас тоже, от нашего желания помочь им повзрослеть. Умная, вдохновенная книга – один из способов приобщить детей к жизни, поговорить о насущных проблемах и подсказать ненавязчиво ответы на незаданные вопросы. Детская литература – это то, что помогает становлению человеческой души.

Есть среди писателей такая категория – детские писатели. Не только потому они так называются, что пишут для детей. Не только потому, что в центре их внимания всегда дети. Может быть потому, что, в отличие от «взрослых» писателей и просто взрослых, эти люди не утратили способности смотреть на мир глазами ребёнка, потому, что им доступны заботы и чувства, переживания и мечты, которым большинство взрослых внимает снисходительно, умиляясь, в лучшем случае.

Детские писатели всегда на защите детских прав, они созвучны и близки первоклассникам и выпускникам, юным Ромео и Джульеттам, сорвиголовам и застенчивым тихоням. Разговор на равных – вот что предлагают юным читателям детские писатели, и, если они искренни, монолог обязательно превратится в диалог, беседу, диспут.

Прийти на помощь по первому зову, и даже без зова, по велению души, по ставшему привычкой инстинктом брать на себя самую тяжёлую ношу. Это – о героях писателя, ставшего одним из самых читаемых, самых любимых детских писателей России XX века, Владислава Петровича Крапивина.

В. П. Крапивин родился в 1938г., в Тюмени, живёт в Екатеринбурге. По профессии он журналист. Одна из глав его дипломной работы называлась «Мои друзья – мальчишки». Так что по призванию он – Вожатый. Учитель, Друг, Командор… Теперь – один из самых известных писателей. Уже в студенческие годы он стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд “Каравелла”. В далёкие 60-е Слава Крапивин, обладая редким даром заражать интересом к жизни, к активной творческой деятельности, объединил тех, кто грезил о море, кто хотел много знать и уметь и не боялся слова «трудности», под оранжевым (цвет полыхающего костра) флагом. Сначала это был маленький отряд «Берег весёлых Робинзонов». Потом – «Каравелла», где всерьёз изучали морское дело, строили собственными руками парусные яхты, ходили в походы, выпускали газеты, учились фехтовать и стрелять из лука, мастерить и читать хорошие книги. Да, «Мальчик со шпагой» и не только эта книга – отголоски яркой и сложной жизни «Каравеллы». Сложились, закрепились и окрепли отрядные традиции. В Уставе «Каравеллы" одним из главных пунктов сформулирован принцип такой:

"Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня".

Трудно сказать, куда Крапивиным вложено больше сил, энергии, души, таланта, страсти – в книги или в отряд. И то, и другое – его любимые, своенравные, требующие постоянного внимания и забот детища.

Более 40 лет он работает в детской литературе, им написано свыше 70 произведений для подростков. Его работы отмечены многими литературными премиями, в том числе премией имени А.Гайдара, А. Грина, премией «Аэлита». Книги В. Крапивина читает уже четвёртое поколение ребят. Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал именно детскую литературу основным занятием в жизни, Крапивин неизменно отвечает: “Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят”, и еще - “Мне всегда двенадцать лет”.

1 .Реалистические произведения В. Крапивина

Первые книги Крапивина “Рейс “Ориона” (1962), “Брат, которому семь” (1963) появились, когда писателю было всего 25 лет, тем не менее, они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали “Палочки для Васькиного барабана” (1965), “Звезды под дождем” (1965), “Оруженосец Кашка” (1966), “Валькины друзья и паруса” (1967), “Путешественники не плачут” (1968), “Бегство рогатыхвикингов” (1970), “Тень каравеллы” (1971), “Далекие горнисты” (1971), “Баркентина с именем звезды” (1972), “Посмотри на эту звезду” (1972), “Всадники со станции Роса” (1975), “Мальчик со шпагой” (1976) и многие другие.

До конца 70-х гг. в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги – неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика – в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов.

1.1. Тема дружбы

Книги Владислава Петровича обладают странным свойством, они затягивают. Хочется читать еще и еще. В чем секрет этой силы? Дело в том, что все книги Крапивина об одном: о настоящей дружбе. Не важно, сказка это или фантастика, все они о друзьях настоящих, которые не предадут, придут в трудную минуту на помощь. Крапивинские мальчишки умеют дружить верно, преданно, не изменяя своим нравственным принципам. На таких друзей можно положиться во всем, доверить любые тайны.

Дружба "по Крапивину" неизменно сопровождается эмоциональными переживаниями. Это сильнейшая страсть, которая охватывает человека. Подчас процесс дружбы оказывается единственным источником "эмоционального насыщения". Крапивинские герои полны решимости отдать себя другому (другу, брату) полностью, без остатка. Они больше не мыслят себе жизни без другого человека; дружба придаёт жизни осмысленность.

Для героев Крапивина характерна также высокая степень открытости в дружбе. Другу они согласны доверить свои самые сокровенные тайны, "выложить" всё, что есть у них в душе, не оставив ничего для себя. Всё это приводит к жёсткой фиксации эмоциональных переживаний на другом человеке. К этим переживаниям постоянно примешивается страх — страх потери друга. Причём потерять друга можно не столько в результате внешних, сколько внутренних причин. Ясно, что подобная дружба весьма неустойчива. Читая про неё, постоянно ощущаешь какую-то тревогу за героев, словно ходят они по краю какого-то обрыва и вот-вот свалятся. Так оно, как правило, и бывает. Противоречивость переживаний, сопровождающих дружеские привязанности, хорошо прослеживается, например, в мыслях Славки в повести "Трое с площади Карронад". "Я думал, у меня никогда не будет настоящего друга... Была только Анюта, но она большая была, а я маленький. И она ушла... Тим, ты никуда не уходи! Я всё время боюсь: вдруг что—нибудь не так скажу или сделаю, а ты обидишься. Или вдруг я тебе надоем. Тим... Ты всё равно меня не бросай. Я уже не смогу один... Тим, это не скажешь флагограммой. В трёхфлажных сигналах даже нет слова "друг". И я всё равно не решусь тебе сказать про это ни сигналами, ни словами. Тим, ты для меня как Город, как море... Как мама. Потому что без тебя я не смогу жить так же, как без них...".

Так — страстно, эмоционально — могут дружить только дети. Взрослые вряд ли к этому способны.

1.2.Мушкетёры

Герои Крапивина, несмотря на юный голос, не поступятся чувством собственного достоинства, они знают, что гражданственность не вручается вместе с паспортом.

Есть такой морской термин "форс-мажор". Он означает непреодолимое действие, когда стихия, обстоятельства сильнее людей. У одних форс-мажор вызывает покорность судьбе, у других взрыв энергии, вызов судьбе. Крапивин часто ставит своих героев в состояние "форс-мажора", как, впрочем, и всех нас жизнь постоянно испытывает на прочность, на излом. В эти минуты у героев Крапивина дрожит голос, перехватывает горло от слез. А Севка Глущенко ("Сказки Севки Глущенко") просто рыдает. Да, у него скверный почерк, но разве это основание для того, чтобы в наказание за каракули учительница отобрала непрочитанное письмо друга? В "Мальчике со шпагой" учительница устроила показательную выставку: на одной половине витрины "пятерочные дневники", на другой — "двоечные". Сергей Каховский поздним вечером снимает с витрины двоечные дневники — он знает то, чего не знает учительница: за эту выставку отец Стасика Грачева излупцует сына до синяков. Кирилл Векшин бросает прямой вызов классу и его наставнице: возле кинотеатра хулиганы вымогают деньги у малышей. Кирилл спрашивает, кто пойдет с ним, поясняет: возможна драка. И педагог растерянно смотрит, как в ее "образцовом" классе идет процесс принципиального размежевания. Противопоставление взрослым? Нет у Крапивина такой сознательной внутренней установки. Но, в соответствии с реальной жизнью, его герои часто находятся в состоянии нравственного выбора — проявить послушание и, значит, поступиться принципами, "потерять лицо", как говорит восточная мудрость, или... поднять шпагу. К чести героев, в эти минуты они не знают страха и сомнений.