Смекни!
smekni.com

на тему: Особенности мира (своеобразие мира) главных героев в произведении Сервантеса Дон Кихот (стр. 2 из 2)

Санчо Панса –это веселый пройдоха, простак, привыкший жить в свое удовольствие, и находящий истинную радость в служении своему господину. В глубине души он - губернатор своего собственного острова, дарованного ему Дон Кихотом, автор рыцарского романа «Ослология», где два осла по имени Сократ и Платон ведут беседы о философии бытия, - словом, такой же мечтатель и романтик, как и Дон Кихот, только чуть более практичный, умеющий перекинуть мостик между мечтой и реальностью.

Не будь Санчо Пансы, не было бы и Дон Кихота - Дон Кихот строит воздушные замки, а Санчо Панса в них просто верит. Санчо немного пугает путешествие в глубину души, но он ни минуты не сомневается в реальности всего происходящего. Дон Кихот настолько привык жить в мире грез, что когда встречает свою Дульсинею-Альдонсу, никак не может поверить, что перед ним его дама сердца. И Альдонса не узнает своего Дон Кихота, доблестного рыцаря предназначенного ей судьбой. И только Санчо Панса увидел, что встретились два любящих сердца.

Санчо уверен, что его осел на самом деле зачарованный рыцарь. И доказательств ему не требуется. Ведь он для него - самый верный друг и самая родная душа. А Дон Кихот видит в осле только осла. Потому что есть реальность, а есть грезы. Дон Кихот говорит своему оруженосцу, что «Луна - это безжизненная планета», а Санчо не может поверить в такой абсурд - «Луна на небе, и рай на небе, а в раю есть жизнь, значит и на небе есть жизнь, поэтому Луна никак не может быть мертвой безжизненной планетой».

Дон Кихот умирает, ни словом не упомянув в завещании о Владычице своего сердца - Дульсинее Тобосской. Тем самым он окончательно передает ее судьбу в руки Санчо, самобичеванием которого и должна быть впоследствии расколдована тайная испанская красавица. «На порку эту добрый Санчо должен пойти добровольно, а не по принуждению и притом, когда он сам пожелает, ибо никакого определенного срока не установлено. Кроме того, бичевание будет сокращено вдвое, если только он согласится, чтобы другую половину ударов нанесла ему чужая рука, хотя бы и увесистая»[7].

«Герой, -по мнению того же Ортеги-и-Гассета, - тот, кто хочет быть самим собой. В силу этого героическое берет начало в реальном акте воли. В эпосе нет ничего подобного. Вот почему Дон Кихот - не эпическая фигура, а именно герой»[8]. И вслед за известным философом, мы с уверенностью можем назвать и Санчо Пансо именно героем. Его реальным актом воли, через призму которого и просвечивает его внутренний мир, является акт отречения (от мирского, надежного) и акт принятия – (Дон Кихота, странствования, юродствования). Это акт большой воли и глубоко принятия себя как целостной личности, имеющей место в реальном мире.

Подводя итог, необходимо отметить, что внутренний мир Санчо Пансы может являться как дополнением мира Дон Кихота, так и противопоставлением ему.

Заключение

Ф. Достоевский, которому роман Сервантеса был особенно дорого из-за того, что он само часто создавал на страницах своих произведений подобных дон кихотов, писал: «И если бы кончилась земля, и если бы спросили там, где-нибудь людей: «Что вы, поняли ли вы вашу жизнь на земле и что об ней заключили?» - то человек мог бы молча подать Дон Кихота: «Вот мое заключение о жизни и - можете ли вы за него осудить меня?»[9] Это выссказывание как нельзя лучше отражает цель и существо внутреннего мира героев сервантесовского произведения, которые смогли познать реальность через призму своих внутренних идеалов и верований.

Как уже отмечалось, внутренний мир Дон Кихота прорывается наружу и становиться реальностью для всех, кто окружает Печального рыцаря.

И, наконец, самое главное, основной вывод, который можно сделать из «анализа душ» героев «Дон Кихота» . Великий и поучительный парадокс «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» — в том, что Дон Кихот реализовал-таки свой безумный замысел, навеянный чтением рыцарских романов. Он, как и задумывал, «стяжал себе бессмертное имя и почет» — при том, что Дон Кихот — не более чем дискурс, воздействовавший на реальность западной культуры.

При этом Сервантес показывает, что спятить и затем в состоянии помешательства — сначала индивидуального, потом коллективного — реализовывать некий мир, первоисточником которого является дискурс, — прерогатива не только читателей рыцарских романов и романов о читателе рыцарских романов (Дон Кихоте).

Источники

1. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 9-ти томах. –М., 2004

2. Игнатенко А. А. Маджнун и Дон Кихот — архетипические сумасшедшие, или чем отличается исламская культура от западной// Отечественные записки, № 5, 2003

3. Кафка Ф. Сборник. /Сост. Калюжная Л. С. –М., 2001

4. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о Дон Кихоте. –М.: Эстетика, 1991

5. Пискунова С. И. “Дон Кихот” Сервантеса и жанры испанской прозы XVI — XVII веков.- М., Изд-во МГУ, 1998

6. Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий. –М.: Художественная литература, 1988


[1] Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий. –М.: Художественная литература, 1988. –С. 38

[2] Игнатенко А. А. Маджнун и Дон Кихот — архетипические сумасшедшие, или чем отличается исламская культура от западной// Отечественные записки, № 5, 2003

[3] Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий. –М.: Художественная литература, 1988. –С. 259

[4] Пискунова С. И. “Дон Кихот” Сервантеса и жанры испанской прозы XVI — XVII веков.- М., Изд-во МГУ, 1998. –С. 83

[5] Ортега-и-Гассет Х. Размышления о Дон Кихоте. –М.: Эстетика, 1991. –С. 112

[6] Кафка Ф. Сборник. /Сост. Калюжная Л. С. –М., 2001. –С. 216

[7] Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий. –М.: Художественная литература, 1988. –С. 428

[8] Ортега-и-Гассет Х. Размышления о Дон Кихоте. –М.: Эстетика, 1991. –С. 127

[9] Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 9-ти томах. –М., 2004. Т. 9, кн. 2. –С. 139