Смекни!
smekni.com

по культурологии по статье: Авангард и китч (стр. 2 из 2)

В своей статье "Partisan Review" Дуайт Макдоналд* говорит, что китч является основной, даже господствующей, культурой в советской России, что произошло благодаря политическому режиму. Этот режим запрограммировал людей восхищаться социалистическим реализмом, поэтому советские люди предпочитали Репина, нежели Пикассо.

Проблема, как видит ее Курт Лондон, в советском образовании. Люди Запада тянулись к мастерам искусства не под давлением политического режима, а благодаря тому, что при той государственной системе им рассказывали о старых мастерах, призывали обращаться к искусству. Хотя заставить людей делать это невозможно, ведь даже при поощрении авангардного кинематографа режимом, российские массы предпочитали голливудское кино.

Несмотря на субъективность как художественных, так и общечеловеческих ценностей, на протяжении жизни человечества, существовали некие аксиомы, относительно того, что такое хорошее искусство, а что – плохое. Причем независимо от меняющихся вкусов. В пример можно привести Рафаэля Санти* – признанного мастера своего времени.

Еще один недостаток китча – это стирание границ между художественными ценностями и ценностями, находящимися вне рамок искусства. Китч, в этом смысле, рационализирован.

Рассмотреть это стирание границ можно на примере невежественного русского крестьянина. Выбирая между Пикассо, как представителем авангарда, и Репиным, как представителем китча, он находится перед выбором между красотой непонятного и живой познаваемостью и досягаемостью. В картинах Репина он находит нечто знакомое, находящееся за пределами картины - разрыв между искусством и жизнью исчезает – так китч становится чем-то обыденным, понятным и простым, не требующим усилий. Крестьянин видит в произведениях Репина те же ценности (а ведь ценности то одни), что и культурный зритель у Пикассо. И это – тоже искусство, только другого уровня. Репин лишает зрителя возможности что-либо додумать, понять, он сам подает короткий путь к понимаю, то есть короткий путь к удовольствию, которое можно получить от искусства.

Авангард и китч.

«Если авангард подражает процессам искусства, то китч, как мы теперь видим, подражает воздействию искусства»[6]. Разрыв этот между авангардом и китчем огромен, что разделяет эти два синхронных культурных феномена. В обществе всегда существует большая дифференциация на меньшинство властвующих и большинство бедных и эксплуатируемых. Все что остается вторым – это довольствоваться народной культурой – или китчем.

В обществе с меньшим различием между меньшинством и большинством, аксиомы первых принимаются на веру вторыми. В это время массы испытывают неподдельный восторг перед культурой, избираемой меньшинством, способны восхищаться ею.

На протяжении долгого времени, вплоть до 17 века, художнику не нужно было быть творцом, скорее ремесленником – сюжет произведения задавался заказчиками, так что художник мог посвятить себя полностью выразительным средствам. И если он испытывал какие-то эмоции к изображаемому, то это лишь обогащало его работу. Только с началом эпохи Возрождения (первым был Рембрандт*), отход от устоявшихся правил получил признание. Однако даже в эту эпоху, совершенствуя технологическую сторону искусства, становилась более реалистичной имитация – единственный объективный критерий творчества.

Массы будут принимать культуру правящего класса до тех пор, пока они удовлетворены социальным порядком, иначе народ больше не в силах сдерживать негодование, которое раньше сдерживал благоговейный страх. Тогда то каждый осознает, что у него есть право на собственное мнение.

Даже если представить, что изменится система образования в России, и государство будет внушать крестьянину, что следует выбирать Пикассо, нежели Репина, реальность такова, что для этого нужна высокая культурная осведомленность. А для этого нужны подходящие условия жизни, позволяющие заниматься собственным культурным образованием, на что очень часто не хватает времени и сил. Всегда проще двигаться по пути с наименьшим сопротивлением, а значит, крестьянин выберет китч и Репина. Это ему естественней.

Чтобы эффективней управлять массами нужно потакать их желаниям. То есть если они желают китч – им нужно дать китч. Гитлер по личным причинам был противником авангарда, Муссолини понял, что целесообразнее потакать культурным вкусам итальянцев, чем их господ.

Заключение.

Это спорный вопрос, искусство ли китч. Китч, как и остальные проявления массового производства, появился в результате прогресса, а прогресс движется, как известно благодаря лени. Но нельзя однозначно сказать, хорошо ли это или плохо – массовое искусство. Эта массовость освобождает творца от обязательства страдать. Ведь все известные и почитаемые писатели, художники, композиторы, скульпторы подвергались всевозможным гонениям и лишениям, были бедны и непризнанны всю жизнь, а спустя годы или столетия их произведения и история жизни откапывались и находили заслуживающее признание. Считается, что без страданий творец не может творить. Но кому нужны эти жертвы? Его можно сравнить с воином, отдавшим жизнь за страну. Безусловно, человечеству необходимы герои, подвигающие нас стремиться к идеалу. Но задумаемся об этом герое, был ли он счастлив? Действительно ли хотел провести свою жизнь так? Мы не знаем ответа, все что остается, это помнить и ценить, что он сделал. Китч освобождает человека от подобных творческих мучений и терзаний, но это не ценится. Мы привыкли ценить и истинно восхищаться лишь тем, что появилось в результате какой-либо внутренней или внешней борьбы. Это закладывается в нас с детства, поэтому, если человек просто взял и что-то создал и преподнес людям, они не считают, что он заслужил их внимания, если нет характерной жертвенности. Китч, безусловно, не выход и не решение проблемы обеднения современного искусства, но и он имеет право на существование.

Хоть и нет четкого определения, что считать искусством, по моему мнению, это должно быть создано только ради искусства, а деньги, известность и прочие материальные блага не должны иметь отношения к созданному.

Список использованной литературы.

Гринберг К. Авангард и китч / Пер. с англ.: А. Калинин. – URL: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch/ (дата обращения: 16.05.2010)


[1] Гринберг К. Авангард и китч / Пер. с англ.: А. Калинин. – URL: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch/ (дата обращения: 16.05.2010)

* Пабло Пикассо (1881-1973) – испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.

** Пит Мондриан (1872-1944) – нидерландский художник, положил начало абстрактной живописи одновременно с Кандинским.

*** В.В. Кандинский (1866-1944) – русский живописец, график, теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.

**** Анри Матисс (1869-1954) – французский художник, скульптор, лидер течения фовистов (направление во французской живописи и музыке на стыке 19 и 20 веков). Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

***** Жан Николя Артюр Рембо (1854-1891) – французский поэт, один из основоположников символизма.

****** Стефан Малларме (1842 - 1898) – французский поэт, был одним из вождей символистов.

******* Поль Валерии (1871-1945) – французский поэт, эссеист, философ. Известен также своими эссе и афоризмами, посвященными искусству, истории, литературе, музыке.

******** Академизм направление в европейской живописи в 17-19 веках. Стилистической основой академической живописи в начале 19 века был классицизм, во второй половине 19 века – эклектизм (смешение разнородных стилей).

* Авангард – обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже 19 и 20 веков.

[2] Там же.

[3] Там же.

* Андре Жид (1869-1951) – известный французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1947).

** Томас Элиот (1888-1965) – американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.

*** Жорж Брак (1882-1963) – французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор.

**** Китч (нем. Kitsch – халтурить) – термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.

[4] Там же.

[5] Там же.

* Дуайт Макдоналд (1906-1982) – американский журналист, один из самых непримиримых нью-йоркских интеллектуалов-радикалов, в разное время заявлял о себе как о троцкисте, социалисте, пацифисте, анархисте.

* Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский живописец, график и архитектор, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

[6] Там же.

* Рембрандт (1606-1669) – голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.