Смекни!
smekni.com

Пропорциональная избирательная система  в россии (стр. 13 из 16)

Число подписей избирателей, необходимое для регистрации списка кандидатов, было увеличено до 200 тыс. С учетом того, что кампания, в отличие от предыдущей, была заранее запланированной и сроки сбора подписей были существенно больше, такое увеличение не было чрезмерным и дискриминационным.

Списки выдвинули 40 избирательных объединений и 29 избирательных блоков. Необходимое число подписей удалось собрать 43 (25 избирательным объединениям и 18 избирательным блокам)12. По результатам голосования оказалось, что 16 из них получили менее 200 тыс. голосов, т.е. заведомо меньше числа собранных ими подписей (табл. 2.2).

В аутсайдеры выборов 1995 г. попали не только объединения и блоки с маловразумительными названиями типа “Дума–96” или “Поколения Рубежа” или даже с красивыми титулами, но без известных лидеров (“Межнациональный союз”, “Народный союз”, “Стабильная Россия”). Не добились успеха также объединения и блоки, возглавлявшиеся известными политиками С.М. Шахраем (ПРЕС), Г.Х. Поповым (блок “Социал-демократы”), К.Н. Боровым (Партия экономической свободы), Э.Э. Росселем (блок “Преображение Отечества”).

В выборах участвовали 7 избирательных объединений, так или иначе связанных с объединениями и блоками, прошедшими в Думу первого созыва. Пять из них (Аграрная партия России, КПРФ, ЛДПР, ПРЕС, “Женщины России”) выступили в том же виде. Объединение “Яблоко” фактически являлось политическим преемником “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”, несмотря на то что формально образовавшие этот блок партии в объединение не вошли, а одна из них (Республиканская партия Российской Федерации) на выборах 1995 г. шла в составе другого избирательного блока.

Блок “Демократический выбор России – Объединенные демократы” также можно считать политическим преемником блока “Выбор России”, хотя значительная часть политиков, выдвигавшаяся в 1993 г. от “Выбора России”, в этот раз баллотировалась по спискам других объединений и блоков (“Наш дом – Россия”, “Вперед, Россия!”, блок “Памфилова–Гуров–Владимир Лысенко”, “Общее дело”, Федерально-демократическое движение, “Христианско-демократический союз – Христиане России”).

Впрочем, потери понесли и другие объединения. Кандидаты, входившие в 1993 г. в список ПРЕС, в 1995 г. оказались также в списках движения “Наш дом – Россия”, “Блока Ивана Рыбкина”, “Конгресса Русских Общин” и Партии любителей пива. Два депутата от ЛДПР вошли в 1995 г. в список движения “Держава”. Один из депутатов от КПРФ оказался в 1995 г. в списке “Межнационального союза”. Один из кандидатов, входивших в 1993 г. в список движения “Женщины России”, в 1995 г. баллотировался от Федерально-демократического движения.

Тем не менее список движения “Женщины России” оказался наиболее консервативным: все 12 кандидатов, входившие в общефедеральную часть их списка в 1995 г., были в списке этого движения и в 1993 г., причем 9 из них – среди первых 12. У объединения “Яблоко” 10 кандидатов из общефедеральной части входили в 1993 г. в список “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”. У ЛДПР и аграриев 8 кандидатов из общефедеральной части входили в 1993 г. в списки этих партий. У КПРФ таких кандидатов оказалось только 4, у ПРЕС – только 3. В общефедеральной части списка блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы” было 6 кандидатов, входивших в 1993 г. в список блока “Выбор России”.

Единственным объединением из прошедших в Думу первого созыва, которое не приняло участие в выборах 1995 г., оказалась Демократическая партия России. Ее лидер Н.И. Травкин, покинувший партию, баллотировался по списку движения “Наш дом – Россия”. Два других лидера, С.С. Говорухин и С.Ю. Глазьев, вошли в первые тройки списков “Блока Станислава Говорухина” и “Конгресса Русских Общин”, некоторые другие – в списки блока “Социал-демократы”, движений “Вперед, Россия!” и “Стабильная Россия”.

Из пяти объединений и блоков, не прошедших в Думу первого созыва, в выборах 1995 г. участвовала лишь партия “Кедр” (преемница движения “Кедр”). В общефедеральной части ее списка было всего 3 кандидата, входивших в список движения в 1993 г.

Кандидатов, входивших в 1993 г. в список Российского движения демократических реформ, можно было найти в 1995 г. во главе списка Партии самоуправления трудящихся, в списках блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы”, движения “Конгресс Русских Общин”, “Блока Ивана Рыбкина”, объединения “Мое Отечество” и блока “Социал-демократы”.

Кандидаты, входившие в 1993 г. в список “Гражданского союза”, вошли в 1995 г. в первые тройки движения “Вперед, Россия!”, объединения “Мое Отечество”, “Блока Станислава Говорухина”, “Блока Ивана Рыбкина”, блоков “Профсоюзы и промышленники – Союз Труда” и “Социал-демократы”, а также в список ПРЕС.

Кандидатов, входивших в 1993 г. в список объединения “Достоинство и милосердие”, можно было найти в списках КПРФ, Аграрной партии России, блока “Профсоюзы и промышленники – Союз Труда” и движения “Вперед, Россия!”.

Кандидаты, входившие в 1993 г. в список блока “Будущее России – Новые Имена”, оказались в 1995 г. в списках “Блока Ивана Рыбкина” и блока “Социал-демократы”.

В выборах приняли участие 69 614 839 избирателей или 64,76% от числа зарегистрированных избирателей. В голосовании приняло участие 69 204 819 избирателей или 64,38%13. Пятипроцентный барьер удалось преодолеть лишь четырем спискам (все они были выдвинуты избирательными объединениями) – при том, что еще шесть избирательных объединений и блоков получили от 3,8 до 4,6%. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 34 947 069 голосов, что составило всего 50,50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 32,51% от числа зарегистрированных избирателей.

Из четырех избирательных объединений, прошедших в Думу в 1995 г., три были представлены и в Думе первого созыва. Из “новичков” успеха добилось лишь движение “Наш дом – Россия”, которое возглавлялось Председателем Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдиным и список которого включал ряд депутатов Государственной Думы первого созыва.

Из четырех объединений и блоков, представленных в Думе первого созыва, но не попавших в нее в 1995 г., три получили более 3% и лишь ПРЕС оказался среди аутсайдеров.

Хотя четыре объединения, прошедшие в Думу второго созыва, представляли лишь около 50% избирателей, в целом они охватили большую часть политического спектра. КПРФ представляла “левое” крыло, ЛДПР – “патриотическое”, объединение “Яблоко” – “демократическое”, движение “Наш дом – Россия” занимало правоцентристские позиции. Лишь левоцентристская часть оказалась полностью лишенной представительства – при том, что относящиеся к ней объединения и блоки (Партия самоуправления трудящихся, блок “Профсоюзы и промышленники России – Союз Труда”, “Блок Ивана Рыбкина”, объединение “Мое Отечество” и блок “Социал-демократы”) в сумме получили 7,5% голосов.

На выборах 1995 г. впервые проявилось такое негативное явление, как отказ от получения мандата кандидатов, являвшихся “лицом” списка. У движения “Наш дом – Россия” от мандатов отказались занимавшие первое и второе места в списке Председатель Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин и актер и режиссер Н.С. Михалков. У КПРФ от мандата отказался занимавший в списке третье место председатель Законодательного собрания Кемеровской области А.М. Тулеев.

2.3.3. Выборы 1999 года

Выборы, прошедшие 19 декабря 1999 г., проводились по новому федеральному закону, который, как и предыдущий, был принят перед самым началом избирательной кампании14. Однако этот закон не внес существенных изменений в электоральную формулу. Наиболее значимыми можно считать две новеллы: минимальное число кандидатов в общефедеральной части списка было увеличено до 18, и партиям (а также кандидатам) было разрешено вносить вместо подписей (число которых осталось неизменным) избирательный залог15.

Еще одно важное изменение появилось еще в 1997 г. в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Если по закону 1995 г. статус избирательного объединения могло получить любое общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривал участие в выборах, то законы 1997–1999 годов признавали избирательными объединениями только политические общественные объединения и требовали, чтобы политический статус был закреплен в их уставе. Возможно, эта новелла помогла снизить число избирательных объединений и блоков, принявших участие в выборах Думы третьего созыва.

Списки в этот раз выдвинули 25 избирательных объединений и 10 избирательных блоков. Первоначально зарегистрировано было 28 списков. Еще два списка (ЛДПР16 и Российской консервативной партии предпринимателей) были зарегистрированы после решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, а затем регистрация этих списков была отменена на основании решения Президиума Верховного Суда. Регистрация еще двух списков (движения “Спас” и Экологической партии России “Кедр”) была отменена в ходе избирательной кампании. В итоге в выборах участвовали 26 федеральных списков (16 избирательных объединений и 10 избирательных блоков). Из них только 10 были зарегистрированы на основании подписей избирателей, а 16 – на основании избирательного залога.