Смекни!
smekni.com

Освобождение от уголовной ответственности (стр. 2 из 5)

Обязательным признаком субъекта преступления является также вменяемость, т.е. способность физического лица, достигшего определенного в уголовном законе возраста, понимать значение своих действий и руководить ими, а значит и нести уголовную ответственность.

УК РФ раскрывает понятие невменяемости в ст.21, согласно которой не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Из определения невменямости можно вывести два ее критерия: медицинский - наличие определенного психического расстройства, и юридический - неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Наличие обоих критериев обязательно для констатации невменяемости.

Понятие хронического психического расстройства объединяет психические заболевания, носящие стойкий характер, трудно поддающиеся излечению, протекающие непрерывно или приступообразно, имеющие тенденцию к прогрессированию. К таким расстройствам относятся шизофрения, эпилепсия, прогрессивный паралич, предстарческие и старческие психозы.

Временное расстройство психики - это психические заболевания, которые быстро развиваются, длятся непродолжительное время и заканчиваются полным выздоровлением. Это сумеречное расстройство сознания, реактивные состояния, патологическое опьянение, патологический аффект, белая горячка, состояния декомпенсации при психопатиях. Отличительная особенность таких расстройств - их обратимость.

Понятие слабоумия объединяет все психические заболевания, которые протекают с нарушением интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера. Врожденное слабоумие - олигофрения имеет три степени: дебильность (легкая), имбецильность (средняя) и идиотия (тяжелая).

Иное болезненное состояние психики - это такие аномалии психики, которые не подпадают под признаки названных трех категорий. Это может быть тяжелая форма психопатии, последствия черепно-мозговых травм и др.

Юридический, его еще называют психологическим, критерий характеризуется двумя моментами: интеллектуальным и волевым. Интеллектуальный момент - это неспособность лица осознавать значение своих действий. Волевой заключается в неспособности руководить своими действиями. Для констатации юридического критерия достаточно существования хотя бы одного из названных признаков, т.е. либо интеллектуального, либо волевого.

Состояние невменяемости определяется применительно к конкретному деянию, а не вообще, не абстрактно. Нельзя сказать, что данное лицо невменяемо безотносительно к совершенному им общественно опасному деянию. Одно и то же лицо, имеющее психическое расстройство, может быть признано как вменяемым, так и невменяемым.

УК РФ 1996 г. впервые включил норму, регулирующую ответственность лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности[5]. Однако такому лицу суд может помимо наказания назначить принудительные меры медицинского характера.

Освобождение от уголовной ответственности - есть отказ государства от применения к виновному в совершении преступления мер государственно-правового принуждения[6]. Такое освобождение не является реабилитацией, оно применяется в отношении лица, в действиях которого содержатся все признаки состава преступления, иначе говоря, в отношении виновного в преступлении.

Наиболее очевидный вариант классификации оснований освобождения от уголовной ответственности - их деление на общие и специальные основания. Общие основания объединены в гл.11 УК "Освобождение от уголовной ответственности". К ним относятся:

освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.75);

освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст.76);

освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст.78).

Ранее УК РФ включал также ст.77, предусматривающую освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки. Федеральный закон ФЗ-№162, принятый 8 декабря 2003 года, исключил эту статью из Уголовного Кодекса.

Специальные основания освобождения от уголовной ответственности указаны в Особенной части УК России, как правило, в примечаниях к конкретным статьям и распространяются только на конкретные преступления.

В отличие от УК РСФСР, который содержал шесть специальных видов освобождения от уголовной ответственности, т.е. шесть примечаний к соответствующим статьям Особенной части, в УК РФ их предусмотрено уже шестнадцать. Это примечания к ст. ст.126, 127-1, 204, 205, 205-1, 206, 208, 210, 222, 223, 228, 275, 291, 307, 337, 338 УК РФ. Именно об указанных статьях и говорится в ч.2 ст.28 УПК РФ и ч.2 ст.75 УК РФ. Примечания к статьям 122 и 151 УК РФ не относятся к указанным специальным видам освобождения от уголовной ответственности, поскольку их применение не связано с необходимостью установления наличия позитивного послепреступного поведения лица.

Тенденция на увеличение числа специальных оснований освобождения от уголовной ответственности, которая стала характерной для развития уголовного законодательства, может объясняться, с одной стороны, стремлением законодателя использовать дополнительные меры предотвращения особо тяжких преступлений, например террористических актов, свести к минимуму вред, причиняемый преступными деяниями интересам граждан и государства, стимулировать позитивное поведение субъекта преступления, направленное на предупреждение, устранение или уменьшение последствий совершенного им деяния[7], а с другой, и процессуальными мотивами: необходимостью раскрытия некоторых видов преступления, получения доказательств обвинения, обнаружения похищенного имущества, пресечения дальнейшей преступной деятельности.

В российском уголовном праве предусматривается ответственность за незаконное освобождение от уголовной ответственности. Незаконное освобождение от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, прокурором, следователем или лицом, производящим дознание, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет (ст.300 УК РФ).

2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием

В соответствии с ч.1 статьи 75 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления и, вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лица, совершившего преступление, имеет важное практическое значение. Во-первых, такое раскаяние свидетельствует, что лицо осознало противоправность и общественную опасность совершенного им деяния. Во-вторых, деятельно раскаиваясь в содеянном, оно стремится своим поведением не только устранить причиненный вред, но и способствует раскрытию совершенного преступления. В-третьих, деятельное раскаяние показывает, что исправление лица, совершившего преступление, возможно и без привлечения его к уголовной ответственности, а поэтому и отпадает необходимость применять к нему и уголовное наказание.

Совершившим преступление впервые считается тот, кто вообще не привлекался к уголовной ответственности, тот, кто был судим, но его судимость снята или погашена в установленном законом порядке (ст.84 УК), а также лица, освобожденные от уголовной ответственности или от наказания.

Понятие явки с повинной содержалось еще в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года (п.1 ст.134) и определялось как обстоятельство, "когда виновный добровольно и прежде, нежели на него пало какое-либо подозрение, явился в суд или к местному или другому начальству и вполне чистосердечно с раскаянием сознался в учиненном преступлении".

Принципиально содержание этого понятия не изменилось и в дальнейшем. Так, Н.А. Беляев определяет явку с повинной как добровольную передачу себя преступником органам правосудия при наличии у него сознания возможности скрыться от следствия и суда.

Е.К. Герасимова выделила шесть признаков явки с повинной:

1) явка с повинной есть действие самого лица, совершившего преступление;

2) заявитель имеет намерение передать себя в руки правосудия;

3) действия заявителя должны быть добровольными;

4) заявление лица должно содержать сведения о совершенном им преступлении;

5) заявление должно быть представлено путем личного непосредственного обращения лица (явки);

6) заявление должно адресоваться в суд, органы прокуратуры, следствия или дознания.

Такой же точки зрения придерживается Н.В. Яджин.

В юридической литературе под способствованием раскрытию преступления понимаются:

указание на соучастников преступления, оказание помощи в их обнаружении;

правдивое изложение обстоятельств совершенного деяния; помощь в отыскании вещественных доказательств;

указание на места сокрытия похищенного имущества, каналов его приобретения и сбыта;