Смекни!
smekni.com

на тему (стр. 2 из 3)

Русский язык создавался и создается на огромной территории нашей страны, полной и разнообразной по географическим условия и племенам и народностям, живущим на ней. Благотворное влияние на его раз­витие оказал и второй, церковнославянский, язык. По мне­нию Алексея Александровича Шахматова*** и мно­гих других специалистов, наш литературный язык, по существу, язык церковнославянский, в который лишь введены элементы русского на­родного языка, множества диалектов. Неудивительно, что русский язык нео­бычайно богат.

В язык входят и некото­рые, ставшие уже символами, культурные явле­ния, например, не только поговорки, пословицы, фразеологизмы, отдельные выражения и цитаты из басен Крылова, из "Горе от ума", из пьес Ост­ровского, произведений Лескова, из русских ро­мансов и опер, но и целые образы: Обломов, Фамусов, Репетилов, Скалозуб, Митрофанушка и так далее живут своей собственной жизнью. «К языку относится все увиденное "гла­зами языка" и языковым искусством созданное»[3]. Безусловно, оказали влияние на формирование русского языкового сознания и образы мировой литературы, культуры, науки, войдя через живопись, музыку, переводы. Созданная русским языком культуросфера (если можно так сказать, используя выражение Вер­надского) была необычайно богата, однако сей­час она катастрофически быстро беднеет. Проис­ходит это не только потому, что язык перестал творить и видеть многие явления. С исчезновени­ем некоторых из них исчезает и слово. Вот, допу­стим, слово "учтивость". В пассивном языке оно еще существует. Мы понимаем, что оно означает, но очень редко его произносим. Гибнет слово, и исчезает само явление, которое с этим словом связано.

Вначале было слово - не только как лингвис­тический феномен, но как логос. Это начальное словотворчество, оно сейчас стремительно пада­ет, а вместе с тем обедняется культура.

Когда в школах в 1918 году запретили препода­вать Священное писание, особенно Ветхий завет и церковнославянский язык, это нанесло огром­нейший урон. Исчезло множество слов, связан­ных с церковнославянским бытом, с Библией, с Псалтырем, стали непонятными многие выраже­ния из псалмов и т.д. Оторвался целый пласт рус­ской культуры.

Культура представляет собой органическое целое, которое все время меняется, причем дви­жение не останавливается традицией и накопле­нием ценностей, а регулируется. Культуру народа как целое можно уподобить леднику, медленно и мощно двигающемуся.

Рассмотрим это явление на примере литературы. Считается, что литература есть отражение действительности и мира. Однако это совершенно неверное мнение. Литература самодостаточна, она сама способна оказывать влияние на окружающий мир. Существует, например, такое явление, как развитие культуры русского романа XIX века из сюжетопостроения и образов, к примеру, из «Евгения Онегина» Пушкина. Ни один из типов, созданных ве­ликими русскими писателями Грибоедовым, Го­голем, Крыловым, Фонвизиным, не исчезает из литературы. У Салтыкова-Щедрина, например, действуют Репетилов, Скалозуб, Чичиков, Мит­рофанушка. Они продолжают жить в новой сре­де, у них рождаются дети, внуки, которые, в свою очередь, становятся чрезвычайно характерными для своей эпохи. Если проанализировать русскую литературу с этой точки зрения, то есть с точки зрения литературной традиции, то вся она пред­станет как единое огромное литературное про­изведение.

Любопытно, что Достоевский в своих ранних повестях пользуется тем приемом, который по­том развил Салтыков-Щедрин. При этом он вво­дит в свои "Зимние заметки о летних впечатле­ниях", "Записки из подполья" еще и античную литературу, а также современную ему француз­скую, немецкую, английскую.

«Русская культуросфера одна способна убедить каждого образованного человека в том, что он имеет дело с великой культурой, великой страной и великим народом. Для доказательства этого факта нам не требуется в качестве аргументов ни танковых армад, ни десятков тысяч боевых самолетов, ни ссылок на наши географические пространства и залежи природных ископаемых»[4].

Сейчас огромную популярность (особенно в Петербурге) получила идея, согласно которой нас следует причислять к евразийцам. Лихачев был крайне против этого направления. Как некое эмоциональное течение оно возникло в 1921 г. в среде русской эмиграции в Болгарии, но в целом исходило из той эмоции, которую за­дал Блок в стихотворении "Скифы". Основная причина возникновения этого течения - военные поражения России, а его бурное развитие в эмиг­рации объясняется тем, что на это наслоились со­бытия, связанные с октябрьским переворотом. Национальные чувства русских были ущемлены, и они провозгласили себя азиатами, которым не пи­саны европейские законы. Да, мы потерпели пора­жение, но еще посмотрим, чем обернется ваша по­беда. "Придите в наши мирные объятья" - вот формула, заданная Блоком.

Между тем азиатское начало в русской культу­ре - не более чем мираж. Мы находимся между Европой и Азией лишь географически. Если смотреть на Рос­сию с Запада, то она, конечно, расположена на Востоке, или, по крайней мере, между Востоком и Западом. Но ведь, например, французы видели Восток в Германии, а немцы, в свою очередь, усматривали его в Польше. При этом, вопреки рассудку, Восток всегда выступал как нечто оце­ночное и более низкое, чем Запад. С этой точки зрения евразийство в какой-то мере умаляет зна­чение русской культуры.

Замечательный русский археолог Анатолий Леопольдович Якобсон* утверждал, что никаких восточных заимствований в древнерусской архи­тектуре нет, есть лишь отдельные элементы в ор­наментах XVI века. Примечательно также, что вся восточная тематика в древнерусской литера­туре приходила к нам с Запада, ни один сюжет не пришел непосредственно с Востока. То же можно», сказать о восточных мотивах в творчестве Пуш­кина, которое охватывало собой весь культур­ный мир своего времени. Россия не знала типичных для Сербии, Болга­рии и существовавших даже в Польше и Венгрии "потурченцев", то есть представителей своих, ко­ренных, народностей, принявших ислам. Симеон Бекбулатович, которого Грозный посадил на царство для устрашения, был чисто театральной, балаганной, скоморошьей фигурой. А вот Казан­ское царство воспринималось серьезно, его силой гордились, храбрость татар воспевалась, татар­ские князья были признаны в своем княжеском достоинстве (Юсуповы, а в XIX веке эмиры Бухарские были, кстати, богаче царствующих Романовых).

Для России, как и для Европы - например, Ис­пании, Италии, Венгрии, Сербии - всегда боль­шее значение имело противопоставление Юга и Севера, то есть Византии и Скандинавии, чем Востока и Запада. С Юга, из Византии и Болгарии к нам пришла духовная европейская культура, а с Севера - другая, языческая, дружинно-княжеская военная культура Скандинавии. Русь естествен­нее было бы назвать Скандовизантией, чем Евра­зией. Мы принадлежим к европейской культуре, и наша культурная среда - европейская. Приме­чательно, что именно Европа, точнее, европей­ская университетская культура лучше всего пони­мает культуры других стран, времен и народов: античную, ближневосточную, египетскую, афри­канскую, исламскую, буддийскую. По сути дела, это общечеловеческая культура.

Итак, культура представляет собой единство, из которого нельзя удалить ни одной части без ущерба для остальных. Это целостная динамиче­ская среда, и все ее составляющие должны разви­ваться вместе...

Культура не имеет границ, замкнутость неиз­бежно ведет к ее обеднению и вырождению, ги­бели индивидуальности. Здесь могут действовать две, казалось бы, противоположные тенденции. С одной стороны, национальный мазохизм, не принятие всего, что связано с Россией и русским народом, а с другой - наоборот, ущемленный патри­отизм (по выражению Достоевского), который умаляет значение всего, что окружает русский народ, провозглашает особую миссию, особую национальную судьбу России. Эти тенденции по­рождены национальным комплексом, националь­ной ущемленностью, которые сейчас получили столь широкое распространение. В результате страдает наша культура. Преодолевая в себе эту национальную закомплексованность, мы должны решительно отвергнуть попытки увидеть спасе­ние отечественной культуры в нашем положении между Азией и Европой, в весьма сомнительной теории евразийства. Мы принадлежим к европей­ской университетской культуре, изучающей и усваивающей все ценное, что накопила человече­ская цивилизация, и именно это открывает нам ворота ко всем другим культурам.

«Концепция Достоевского об универсальности, общечеловечности русских верна лишь в том отношении, что мы близки к остальной Европе, обладающей как раз этим качеством общечеловечности и одновременно позволяющей сохранить собственное национальное лицо каждому народу.»[5].

Луч­шим доказательством тому является дореволю­ционная Российская академия наук, уделявшая большое внимание востоковедению, знанию дру­гих стран. Петербург и Москва являлись центра­ми грузинской и армянской культур, здесь разви­вались арабистика, китаеведение, японистика, африканистика, финно-угроведение, кавказове­дение, индология, тюркология, были собраны бо­гатейшие коллекции на Аляске, в Полинезии.

Многонациональный общечеловеческий харак­тер русской культуры сказался на языке, музыке, живописи, балете, литературе, и сейчас очень важно не дать ей ослабнуть, потерять цельность. Необходимо развивать нашу университетскую, академическую культуру, представленную в пер­вую очередь академией, делать все возможное, чтобы возродить культурную традицию России.