Смекни!
smekni.com

Осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент (стр. 3 из 4)

Специальная цель осмотра предметов — обеспечение их дальнейших исследований (например, экспертных). По этой причине особое внимание закон уделяет изъятию, упаковке и удостоверению предметов (ч.3 ст.177). В протоколе должны быть указаны: место обнаружения предметов, по возможности их индивидуальные признаки и, во всяком случае — способы упаковки предметов и их удостоверение (например, наличие подписи следователя и понятых на упаковке, печати). Сомнение в том, что данный предмет является именно тем, который был изъят с места происшествия, трудно опровержимы и обычно влекут утрату ими доказательственного значения. Из специальной цели осмотра предметов вытекает необходимость его производства до их экспертного исследования. В результате осмотра предмета дополнительно выясняется необходимость назначения экспертизы.

Осмотр трупа может быть частью осмотра места происшествия (и быть проведен до возбуждения дела), местности, жилища или иного помещения. Осмотр трупа как самостоятельное следственное действие производится, когда на месте обнаружения его осмотреть не удалось (например, труп уже увезли в морг), или когда труп обнаружен в результате обыска (ч.16 ст.182), извлечен из места захоронения. Об осмотре трупа может быть составлен отдельный протокол.

В любом случае при осмотре трупа должны быть соблюдены следующие специальные правила (ст.178):

1) обязательное участие в нем специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия — иного врача;

2) применение технических средств фиксации (фотографирование, дактилоскопирование) при осмотре неопознанного трупа;

3) запрет на кремирование неопознанного трупа;

4) наличие специальной меры принуждения, обеспечивающей осмотр трупа, — эксгумации (извлечение трупа из места его официального захоронения). Об эксгумации выносится мотивированное постановление, о чем уведомляются близкие родственники или (в отсутствие первых) родственники покойного. При их возражении эксгумация производится по судебному решению, которое выносится в порядке, предусмотренном ст. 165.

Эксгумация сама по себе не является следственным действием, обеспечивая лишь последующее производство осмотра трупа, предъявление его для опознания, экспертного исследования. В то же время ч.4 ст.178 требует присутствия при эксгумации всех участников осмотра трупа. По смыслу закона обстоятельства эксгумации должны быть зафиксированы в протоколе осмотра, так как составление отдельного протокола эксгумации законом не предусмотрено (приложение 44 к ст.476 УПК).

В целях соблюдения прав и законных интересов родственников покойного, их целесообразно заблаговременно уведомлять копией мотивированного постановления об эксгумации. Учитывая, что УПК не относит эксгумацию к числу неотложных процессуальных действий (ч.5 ст.165), без судебного разрешения эксгумацию можно проводить: а) при отсутствии у покойного родственников; б) при получении согласии родственников (например, в виде отметки на постановлении об эксгумации); в) при наличии данных о том, что родственники извещены об эксгумации и не выразили возражений в течение достаточного времени (расписка в получении ими заказного письма с копией постановления об эксгумации).

Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением трупа, относятся к процессуальным издержкам (сначала возмещаются за счет бюджета, а затем могут быть взысканы с осужденного).

4. Освидетельствование

Освидетельствование — это следственное действие, состоящее в осмотре подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля для обнаружения на их теле: а) следов преступления, б) особых примет, в) телесных повреждений, г) выявления состояния опьянения, д) иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 179 УПК).

Следами преступления могут быть такие обстоятельства, как наличие телесных повреждений: царапин, ран, гематом; пятен крови, частиц волос, микрочастиц и др. К числу особых примет относятся физиологические дефекты, родимые пятна, татуировки, рубцы, следы операций и др.

Представляется, что обнаружение телесных повреждений не является самостоятельным предметом освидетельствования, так как относящиеся к делу телесные повреждения обычно предстают или в виде особых примет (например, отсутствие пальца на руке обвиняемого), или в виде следов преступления (травмы потерпевшего).

Если искомые свойства и признаки лица не могут быть выявлены посредством освидетельствования и требуют проведения специальных самостоятельных исследований (в том числе с взятием на анализ крови, волос и т. д.), назначается судебная экспертиза.

УПК РФ допускает проведение освидетельствования для выявления состояния опьянения. Однако следует учитывать, что состояние опьянения является внутренним, порой достаточно скрытым свойством, которое иногда недоступно непосредственному наблюдению — основному методу любого осмотра. Установление состояния и степени опьянения может нуждаться в применении самостоятельного исследования на основе специальных медицинских познаний. Так, в наркологии существует достаточно сложная методика выявления опьянения, в том числе с отбором образцов для исследования и использованием специальных приборов. С помощью процессуального освидетельствования можно установить лишь некоторые признаки опьянения (запах алкоголя, следы от инъекций и т. п.), но сделать достоверный вывод о факте опьянения, о его виде и степени, не допуская при этом подмены экспертизы, порой довольно трудно. В подобных сложных случаях участие врача-нарколога в процессуальном освидетельствовании не может заменить экспертизу, а является лишь подготовительным действием к ее проведению. Вместе с тем освидетельствование явного состояния опьянения, не требующее самостоятельных исследований, может иметь значение, например, для подкрепления результатов оценки следователем достоверности показаний такого лица.

В качестве иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, могут выступать внешние признаки свидетельствуемого лица, которые не являются особыми приметами, например, рост, вес, цвет волос. Это может быть необходимо, в частности, для проведения в дальнейшем следственного эксперимента.

Процессуальное освидетельствование (как следственное действие) необходимо отличать от судебно-медицинского (или медицинского — ст. 27.12 КоАП РФ) освидетельствования, которое проводится для определения степени тяжести вреда здоровью, состояния опьянения. Судебно-медицинское освидетельствование является непроцессуальным исследованием и регламентировано законодательством о здравоохранении. Акт судебно-медицинского освидетельствования или протокол является таким видом доказательств, как заключение специалиста (ч.3 ст.80).

Специфический объект осмотра — тело живого человека — обусловливает особые условия и порядок данного следственного действия, связанный с гарантиями права граждан на личную неприкосновенность.

Основанием для проведения освидетельствования служат сведения (часто предположительные) о наличии на теле человека следов, иных свойств и признаков, которые требуется установить. Иными условиями для производства освидетельствования являются:

• отсутствие оснований для назначения судебной экспертизы, т.е. необходимости в специальном и самостоятельном исследовании. В частности, недопустимо путем освидетельствования устанавливать характер и степень вреда, причиненного здоровью; психическое состояние, возраст свидетельствуемого. Для этого обязательно назначение судебной экспертизы (ст.196);

• получение согласия свидетеля на его освидетельствование. Исключение составляет «необходимость оценки достоверности показаний свидетеля», когда освидетельствование свидетеля может проводиться без его согласия (ч.1 ст.179). Так, для оценки достоверности показаний свидетеля может оказаться необходимым выявление состояния его опьянения в момент допроса.

Уголовно-процессуальный закон выделяет следующие особенности производства освидетельствования:

1) освидетельствование может быть проведено лишь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но до получения согласия прокурора на возбуждение дела (ч.4 ст.146);

2) необходимо вынесение мотивированного постановления о проведении освидетельствования (для контроля за обоснованностью принуждения);

3) ввиду принципа уважения чести и достоинства граждан (ст. 21 Конституции РФ, ст. 9 УПК) освидетельствование, связанное с обнажением, производится только в присутствии лиц одного пола с свидетельствуемым лицом (это правило не распространяется на врача). Вместо следователя другого пола освидетельствование производится врачом;

4) при освидетельствовании, связанном с обнажением, технические средства фиксации изображения применяются только при согласии свидетельствуемого;

5) при производстве свидетельствуемого не обязательно участие понятых (ч. 1 ст. 170), однако, в силу использования объективного метода наблюдения их участие целесообразно и может быть обеспечено по ходатайству заинтересованных лиц или по инициативе следователя.

Изъятие в ходе освидетельствования объектов (например, смыва крови, подногтевого вещества) и фиксация хода и результатов производятся по общим правилам осмотра.

5. Следственный эксперимент

Следственный эксперимент — это следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела (ст. 181 УПК). Цели следственного эксперимента указывают на его важную особенность — он является специальным проверочным следственным действием. Для его проведения уже необходимо иметь подлежащие проверке доказательства. Поэтому он не относится к числу неотложных и первоначальных следственных действий.